Формирование профессионального имиджа учителя информатики

С 1 января 2011года введена в действие Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы. Целью программы является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Программными целями в том числе являются: повышение престижа профессии педагога; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданин...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование профессионального имиджа учителя информатики

С 1 января 2011года введена в действие Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы. Целью программы является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Программными целями в том числе являются:

  • повышение престижа профессии педагога;

  • формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны.

  • модернизация системы технического и профессионального образования;

  • достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования;

  • обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни;

  • формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств.

Одной из целей программы является повышение престижа профессии педагога.

Качество образования, в первую очередь, определяется качественно подготовленными преподавателями.

Самообразование и самосовершенствование являются неотъемлемой частью деятельности педагога, которые получают отражение в его портфолио.

Что же может сделать сам учитель, чтобы поднять престиж своей профессии?

Каждый педагог является обладателем определенного набора знаний и умений. Однако профессиональные знания и педагогические умения не всегда являются условием достижения высокого уровня успешности в работе. Неизбежной составляющей профессии учителя является ежедневное общение с учениками, родителями, коллегами. Поэтому каждый учитель, стремящийся к профессиональному успеху, должен заботиться не только о повышении уровня специальных предметных знаний, но и о совершенствовании своих личностных качеств, создавая, таким образом, собственный личный и профессиональный имидж. Из каких же составляющих складывается профессиональный имидж и что необходимо делать для повышения его привлекательности?

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Основные функции имиджа учителя:

1. Профессиональная - обеспечение высокого качества обучения и воспитания.

2. Социальная - развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии.

3. Духовно-нравственная - формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, формирование нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям).

4. Визуальная - формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.

Основные составляющие педагогического имиджа:

- внешний облик;

- использование вербальных и невербальных средств общения;

- внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я»;

- личностные качества;

- профессиональные умения.

Профессиональные умения.

Под профессиональной компетентностью понимают владение необходимыми знаниями, умениями, навыками, определяющими сформированность педагогической деятельности, общения и личности как носителя определенных ценностей и идеалов.

Педагогическая эрудиция - своеобразный запас знаний, который учитель применяет для решения педагогических ситуаций, которые определяются самим педагогом во взаимодействии с учениками и взаимодействии школьников между собой.

Педагогическое мышление и интуиция необходимы учителю для предвидения развития ситуации без полного ее анализа.

Педагогическая рефлексия - это способность учителя мысленно представить себе возникшую ситуацию у ребенка и на ее основе сложить представление о себе. Педагогическая рефлексия позволяет ответить на вопросы: "Что у меня получилось? Что не удалось? Как сделать, чтобы было еще лучше?"

Педагогическое общение, являясь и компонентом профессиональной компетентности, и компонентом имиджа учителя, направлено на создание благоприятного психологического климата на уроке.

Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование учителя о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа учителя для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение учителем основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.

Необходимо формировать имидж современного педагога.

Основными условиями формирования информационной культуры педагога являются:

  • включение педагога в методическую деятельность;

  • организация самостоятельной разработки педагогом различных проектов и их реализации на основе информационных технологий;

  • самодиагностика и самоанализ достижений в области методической деятельности, осуществляемой на основе информационных технологий;

  • сотрудничество с коллегами.

В свете вышесказанного уместно сказать о плане самообразования учителя.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Направления самообразования учителя.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией.

Составляющие процесса самообразования учителя:

• Систематический просмотр определенных телепередач

• Чтение конкретных педагогических периодических изданий

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы

• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

• Изучение современных педагогических методик

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

• Изучение информационно-компьютерных технологий

• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.

Результат самообразования:

Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

• повышение качества преподавания предмета

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Таким образом, весьма актуальной является проблема формирования профессионального имиджа педагога. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, свои профессиональные качества, создавая собственный имидж. От того, как педагог будет создавать и продумывать свой профессиональный имидж, будет зависеть его профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех, профессиональная компетентность.

Кандрушина К.Р.


© 2010-2022