- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса (ФГОС, базовый уровень)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса (ФГОС, базовый уровень)
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кудрявцев В.Л. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 55 ГОРОДА ЛИПЕЦКА «ЛИНГВИСТ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
Руководитель НМС директором МАОУ СШ № 55
___________С.М.Бритвина г.Липецка «Лингвист»
(протокол № 6 НМС от 26.08.2015 ) (приказ № 197 от 31.08. 2015)
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
(базовый уровень)
для учащихся одиннадцатых классов
количество часов - 34
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Цели и задачи
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Нормативно-правовые документы, на основании которых
разработана рабочая программа
-
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №252 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089.
-
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год».
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МАОУ СШ №55 г.Липецка «Лингвист», реализующей основные образовательные программы общего образования.
Сведения о программе
Данная рабочая программа «Информатика и ИКТ» для одиннадцатых классов (базовый уровень) разработана на основе авторской программы Угриновича Н.Д. и Самылкиной Н.Н. «Информатика и ИКТ. 8-11класс» к учебнику для 11 класса «Информатика и ИКТ. Базовый курс.» Н.Д. Угриновича, 2012.
Обоснование выбора программы
Причиной выбора этой программы послужило следующее:
-
Содержание учебника «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям.
-
Большое внимание в учебнике уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также совершенствованию практических умений и навыков в области информационных (обработка текстовой и числовой информации) и коммуникационных технологий.
-
В учебнике большое внимание уделяется организации повторения и подготовке к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ». Включены тесты различного типа.
-
Методическое пособие содержит Федеральный базисный учебный план, Образовательный стандарт и Примерные программы учебного предмета «Информатика и ИКТ», рекомендованные Министерством образования и науки РФ. Приводится тематическое планирование преподавания базового уровня «Информатика и ИКТ» в старшей школе.
-
В методическом пособии предлагается обширный блок дидактических материалов: дополнительные варианты практических работ, тесты, задания.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа «Информатика и ИКТ» для одиннадцатых классов (базовый уровень) рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 часа в год).
Место и роль информатики и ИКТ в соответствии с требованиями
к уровню подготовки учащихся
В результате освоения среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение ими как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся. С этих позиций обучение рассматривается как дальнейший процесс формирования у учащихся навыков работы по поиску и обработке информации, необходимых для создания виртуальных продуктов труда, самостоятельного планирования своих действий, уважительного отношения к труду и его результатам, выработку умений совместной деятельности (принятие решений, согласование и координация деятельности с другими её участниками, объективного определения своего вклада в решение общих задач коллектива), оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм и эстетических ценностей. Этому процессу способствует компьютерный практикум, ориентированный на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Выполнение практических заданий возможно во внеурочное время в школе или дома. Исследование моделей из различных предметных областей: математики, физики, химии способствует информатизации учебного процесса в целом и придаёт учебному предмету межпредметный характер.
Основные формы организации образовательного процесса
Основными формами организации образовательного процесса в ходе изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» для одиннадцатых классов (базовый уровень) являются:
-
традиционный урок;
-
мультимедиа лекция;
-
беседа;
-
практикум по решению задач;
-
самостоятельная работа;
-
контроль качества знаний;
-
урок обобщения, систематизации и проверки знаний;
-
компьютерный практикум;
-
творческие и проектные работы.
Технологии обучения
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» предполагает использование определённых образовательных технологий, то есть совместной деятельности преподавателя и учащихся, системной совокупности приёмов и методов обучения, а также проектирование и организацию процесса обучения:
-
проблемное обучение;
-
концентрированное обучение;
-
развивающее обучение;
-
дифференцированное обучение;
-
игровое обучение;
-
обучение развитию критического мышления;
-
активное (контекстное) обучение.
Виды и формы контроля
Виды и формы контроля будут осуществляться согласно локальному акту «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся, осваивающих основные образовательные программы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней школе №55 г. Липецка «Лингвист».
Информация об используемом учебнике
Угринович Н.Д. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень». Учебник для 11 класса. БИНОМ. 2012. Учебник содержит 4 главы, а также:
-
24 практических работ компьютерного практикума;
-
Тесты и ответы к ним.
Содержание рабочей программы
Содержание рабочей программы по информатике и ИКТ для одиннадцатых классов (базовый уровень) включает следующие тематические блоки и их наполнение:
Техника безопасности
Инструкции по охране труда и технике безопасности. Организация рабочего места. Правила безопасной работы за компьютером. Правила безопасной работы в сети Интернет.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектура современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности. Системы, образованные взаимодействующими элементами, обмен информацией на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие алгоритмизации.
Моделирование и формализация
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Базы данных. Системы управления базами данных
Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Информационное общество
Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Итоговое повторение изученного материала. Подготовка к ГИА в форме ЕГЭ.
Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом обучения базовому уровню информатики и ИКТ в одиннадцатых классах должно быть понимание взаимосвязи предмета информатика и ИКТ с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету. В результате изучения информатики и ИКТ для одиннадцатых классов (базовый уровень) ученик должен:
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Знать/понимать:
-
назначение и функции операционных систем.
Уметь:
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Моделирование и формализация
Знать/понимать:
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.
Уметь:
-
использовать готовые информационные модели;
-
оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера;
-
соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах.
Базы данных. Системы управления базами данных
Знать/понимать:
-
структуру табличных, иерархических и сетевых баз данных;
-
основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты.
Уметь:
-
использовать формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных;
-
осуществлять поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов;
-
сортировать записи в табличной базе данных;
-
организовывать печать данных с помощью отчетов.
Инфомационное общество
Знать/понимать:
-
этические и правовые нормы информационной деятельности человека
Итоговое повторение изученного материала. Подготовка к ГИА в форме ОГЭ.
Перечень контрольных мероприятий
Практические работы (15-20 минут):
-
Виртуальные компьютерные музеи
-
Сведения об архитектуре компьютера
-
Сведения о логических разделах дисков
-
Значки и ярлыки на Рабочем столе
-
Настройка графического интерфейса для операционной системы.
-
Установка пакетов в операционной системе
-
Биометрическая защита: идентификайия по характеристикам речи
-
Защита от компьютерных вирусов
-
Защита от сетевых червей
-
Защита от троянских программ
-
Защита от хакерских атак
-
Исследование интерактивной физической модели
-
Исследование интерактивной астрономической модели
-
Исследование интерактивной алгебраической модели
-
Исследование интерактивной геометрической модели (планиметрия)
-
Исследование интерактивной геометрической модели (стереометрия)
-
Исследование интерактивной химической модели
-
Исследование интерактивной биологической модели
-
Создание табличной базы данных
-
Создание формы в табличной базе данных
-
Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов
-
Сортировка записей в табличной базе данных
-
Создание отчёта в табличной базе данных
-
Создание генеалогического древа семьи
Учебно-тематический план
№
темы
Название темы
Количество
часов
1
Охрана труда и техника безопасности
1
2
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
10
3
Моделирование и формализация
9
4
Базы данных. Системы управления базами данных.
8
5
Информационное общество
3
6
Итоговое повторение изученного материала
3
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся определяются по окончании каждого учебного года, ступени образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, целями и задачами образовательной программы. В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
-
назначение и функции операционных систем;
уметь:
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
-
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Литература и средства обучения
Реализация рабочей программы «Информатика и ИКТ» для одиннадцатых классов (базовый уровень) предполагает использование следующего учебно-методического комплекса:
-
Угринович Н.Д. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень». Учебник для 11 класса. БИНОМ. 2012.
-
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания учебного предмет, программное и методическое обеспечение.
-
Компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте kpolyakov.spb.ru/
-
Материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ в форме ЕГЭ, структурированные по разделам учебного предмета;
-
Комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР на сайте fcior.edu.ru.
8