Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс Семакин И. Г

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМ.Д.А.АШХАМАФА»

АУЛА ХАКУРИНОХАБЛЬ ШОВГЕНОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ




СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по МР и ИКТ Директор МБОУ СОШ №1

__________ М.В.Аутлева а. Хакуринохабль

«___»________________2015г. ________________А.Ш.Киков

Приказ №___

от «___»____________2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Информатика и ИКТ».



8 класс

на 2015-2016 учебный год




Составитель: учитель информатики

Шишхова Лариса Беслановна









а.Хакуринохабль

2015г.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:


  • федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 (стандарт размещен на сайте (edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/1089.html));

  • авторской программы И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы), опубликованной в методическом пособии «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы», составитель М.Н.Бородин. -

  • Локальный акт "Положение о рабочей программе", утверждённый на педагогическом совете МБОУ «Хакуринохабльскакя СОШ №1» (протокол № 7 от 28.08.2013г.);

  • Приказ "Об утверждении учебного плана школы на 2014-2015 учебный год" № 45 от 12.09.2014г.

Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает в 8 классе обучение в объеме 1 часа в неделю, 34 часов в год по учебнику И.Г.Семакина «Информатика и ИКТ. 8 класс», 2009г.

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике с учетом возрастных особенностей 8 классов реализуется базисный уровень.

В данной рабочей программе будет использоваться УМК по Информатике и ИКТ И.Г.Семакина, в состав которого входит учебник, задачник, методическое пособие для учителя и цифровые образовательные ресурсы, входящие в Единую коллекцию ЦОР.

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.



Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов. В разделе «Человек и информация» - 2 практические работы, в разделе «Первое знакомство с компьютером» - 4 практические работы, в разделе «Текстовая информация и компьютер» - 5 практических работ, в модуле «Графическая информация и компьютер» - 4 практические работы.


Применяемые технологии и методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • элементы здоровьесберегающих технологий;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

  • и т.д.



Классификация методов обучения:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

  • активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольная работа;

  • практикум;

  • тестирование.


Учебно-тематический план

Тема курса

Кол-во часов

Человек и информация

7

    Первое знакомство с компьютером

    7

      Текстовая информация и компьютер

      9

        Графическая информация и компьютер

        5

          Технология мультимедиа

          6

          Всего:

          34

          Планирование контроля.

          • Плановые контрольные работы:

          • Контрольная работа №1 «Человек и информация» - 1 час

          • Контрольная работа №2 «Состав компьютера» - 1 час

          • Контрольная работа №3 «Текстовая информация и компьютер» - 1 час

          • Контрольная работа №4 «Графическая информация и компьютер» - 1 час

          • Контрольная работа №5 «Технология мультимедиа» - 1 час

          Практические работы:

          урока

          п/р

          Тема практической работы

          Учебный модуль

          8

          1

          Определение основных информационных процессов в реальной ситуации

          1

          9

          2

          Работа с клавиатурным тренажером

          1

          11

          3

          Знакомство с комплектацией устройств ПК

          1

          14

          4

          Работа с графическим интерфейсом Windows (Linux)

          2

          15

          5

          Работа с файловой системой Windows (Linux)

          2

          16

          6

          Защита от вирусов: обнаружение и лечение

          2

          18

          7

          Создание визитных карточек на основе шаблона

          2

          19

          8

          Орфографическая проверка готового текста

          2

          20

          9

          Работа со шрифтами

          2

          21, 22

          10

          Использование таблиц. Включение в текст гиперссылок.

          Использование списков.

          2

          24

          12

          Интерфейс растрового графического редактора

          3

          25,26

          13

          Работа с растровым графическим редактором

          3

          27,28

          14

          Работа с векторным графическим редактором

          3

          32,33

          15

          Создание презентации в программе PowerPoint (OpenOfficeImpress)

          3

          Содержание курса информатики и ИКТ для VIII класса

          (34 часов)

          Тема 1. Введение (1 ч).

          Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Техника безопасности и организация рабочего места.

          Тема 2. Человек и информация (6 ч).

          Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

          Информация. Информационные объекты различных видов.

          Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

          Роль информации в жизни людей.

          Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

          Тема 3. Первое знакомство с компьютером (7 ч).

          Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

          Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

          Программный принцип работы компьютера.

          Программное обеспечение, его структура.

          Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

          Данные и программы. Файлы и файловая система.

          Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).


          Тема 4. Текстовая информация и компьютер (9ч).

          Кодирование текстовой информации.

          Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

          Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.

          Параметры шрифта, параметры абзаца.

          Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.

          Компьютерные словари и системы перевода текстов.

          Тема 5. Графическая информация и компьютер (5 ч).

          Области применения компьютерной графики.

          Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.

          Кодирование изображения.

          Растровая и векторная графика.

          Интерфейс графических редакторов.

          Форматы графических файлов.

          5. Технология мультимедиа - 6 часов.

          Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.

          Технические средства мультимедиа.

          Компьютерные презентации.

          Дизайн презентации и макеты слайдов.

          Программа курса для 8 класса (И.Г. Семакин),

          1 час в неделю, 34 часов

          Поурочное планирование курса

          урока

          Теоретический материал

          Технологический материал, компьютерный практикум

          Дата проведения урока


          I четверть

          Модуль 1. Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером.

          1

          Введение. Человек и информация

          Введение. П/з№1

          сентябрь

          2

          Восприятие и представление информации человеком.

          §, 2

          сентябрь

          3

          Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры

          §3 №2-5

          сентябрь

          4

          Измерение информации (алфавитный подход).

          §4 Д/3№4

          сентябрь

          5

          Решение задач по теме: «Измерение информации»

          §4 Д/3№6,7

          сентябрь

          6

          Единицы измерения информации

          §4

          октябрь

          7

          Контрольная работа «Человек и информация»

          Повторить §1-4

          октябрь

          8

          Назначение и устройство компьютера

          §5 №3

          октябрь

          9

          Компьютерная память

          §6 №6

          октябрь

          10

          Устройство персонального компьютера

          §7

          октябрь

          11

          Основные характеристики персонального компьютера

          §8 №1,2

          октябрь

          II четверть

          12

          Программное обеспечение компьютера.

          §9 №3

          ноябрь

          13

          Системное программное обеспечение и системы программирования

          §10

          ноябрь

          14

          Файлы и файловые структуры

          §11

          ноябрь

          15

          Пользовательский интерфейс.

          §12

          ноябрь

          16

          Контрольная работа «Состав компьютера»

          Повторить §§5-12

          декабрь

          Модуль 2. Текстовая информация и компьютер

          17

          Тексты в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.

          §13№6

          декабрь

          18

          Текстовые редакторы

          §14

          декабрь

          19

          Работа с текстовым редактором

          §15 №3

          декабрь

          III четверть

          20

          Дополнительные возможности текстовых редакторов

          §16 №7,8

          январь

          21

          Системы перевода и распознавания текстов

          §17, №2,3

          январь

          22

          Контрольная работа «Текстовая информация и компьютер

          Повторить §§13-17

          февраль

          Модуль 3. Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа.

          23

          Компьютерная графика

          §18 №5

          февраль

          24

          Технические средства компьютерной графики.

          §19 №1,3,4

          февраль

          25

          Кодирование изображения.

          §20 №1

          февраль

          26

          Растровая и векторная графика

          §21№1-4

          март

          27

          Работа с графическим редактором растрового типа

          §22№1,2

          март

          28

          Контрольная работа «Графическая информация и компьютер»

          Повторить §§18-22

          март

          IV четверть


          29

          Мультимедиа.

          §23, №2

          апрель

          30

          Аналоговый и цифровой звук

          §24 №1

          апрель

          31

          Технические средства мультимедиа.

          §25

          апрель

          32

          Компьютерные презентации

          §26 №1,2

          апрель

          33

          Контрольная работа Технология мультимедиа

          Повторить §§2-26

          май

          34

          .Повторение

          май

          Требования к подготовке учащихся 8 классов в области информатики и ИКТ

          В результате обучения по теме «Человек и информация» обучаемые должны:

          знать:

          • связь между информацией и знаниями человека;

          • что такое информационные процессы;

          • какие существуют носители информации;

          • функции языка как способа представления информации;

          • что такое естественные и формальные языки;

          • как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);

          • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;

          уметь:

          • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

          • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

          • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

          • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

          • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

          • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

          В результате обучения по теме «Первое знакомство с компьютером» учащиеся должны:

          знать:

          • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

          • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

          • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

          • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

          • типы и свойства устройств внешней памяти;

          • типы и назначение устройств ввода/вывода;

          • сущность программного управления работой компьютера;

          • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

          • назначение программного обеспечения и его состав.

          уметь:

          • включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;

          • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

          • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

          • просматривать на экране директорию диска;

          • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

          • использовать антивирусные программы.

          В результате обучения по теме «Текстовая информация и компьютер» учащиеся должны:

          знать:

          • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

          • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

          • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

          уметь:

          • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

          • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

          • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

          В результате обучения по теме «Графическая информация и компьютер» учащиеся должны:

          знать:

          • способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

          • какие существуют области применения компьютерной графики;

          • назначение графических редакторов;

          • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

          уметь:

          • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

          • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

          В результате изучения темы «Технология мультимедиа» учащиеся должны:

          знать:

          • что такое мультимедиа;

          • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

          • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;

          уметь:

          • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

          Обучение строится на основе гибких форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности, допускающие право выбора самими обучающимися.












          Материально-техническое обеспечение учебного предмета



          1. Технические средства обучения: 1)Компьютер; 2) Проектор; 3) Принтер; 4) Модем ASDL; 5) Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса; 6) Сканер; 7) Локальная вычислительная сеть.



          1. Программные средства:1)Операционная система Linux; 2)Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0; 3)Программа-архиватор WinRar; 4)Клавиатурный тренажер «Руки солиста»; 5)Интегрированное офисное приложение OpenOfficeorg 2007;6)Система оптического распознавания текста АВВYYFineReader 6.0; 7)Мультимедиа проигрыватель; 8)Система программирования ABCPascal

          Учебно-методическое обеспечение предмета.

          I. Учебно-методический комплект

          1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011. - 176 с: ил.

          2. Задачник-практикум по информатике в т. ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.

          3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

          II. Литература для учителя.

          1. Программа базового курса информатики. Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. - М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2009.

          2. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

          3. Интернет портал PROШколу.ru proshkolu.ru/

          4. school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

          5. URL metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar .



          © 2010-2022