Урок информатики по теме: Файлы и папуи

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок информатики по теме:Файлы и папуиУрок информатики по теме:Файлы и папуиТема урока: «Файлы и папки».


Класс: 6 класс

Цель урока: начать формировать знания, умения и навыки работы с файлами и папками;

Задачи:

Образовательная: познакомиться с понятием «Файловая система», изучить основные операции с файлами и папками;

Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;

Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества;

Дидактические основы урока:

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: объяснение нового материала;

Формы учебной работы учащихся: индивидуальная работа.

Оборудование: проектор, презентация, карточки, тетради.

План урока:

  1. Орг. момент (2 мин.);

  2. Повторение изученного материала (3 мин);

  3. Объяснение нового материала (20 мин.);

  4. Самостоятельная работа (15 мин.);

  5. Итог урока (3-5 мин.);

  6. Система подготовительных упражнений к изучению новой темы.

  7. Объяснение нового материала с использованием исторических сведений или проблемной ситуации.

  8. Первичное закрепление материала на уроке, проведение самостоятельной работы любого вида.

  9. Учебная ролевая игра на любом этапе урока.

  10. Домашнее задание и инструктаж к нему.

  11. Список литературы для подготовки к уроку.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент,

2 мин.

- сообщение темы урока, его целей и задач;

- краткий план деятельности.

Записывают тему урока в тетради.

Повторение изученного материала, 3 мин

  1. Какой объект называют универсальным?

  2. Какую информацию называют данными?

  3. С помощью каких программ обрабатывают текстовую информацию на компьютере?

  4. Что такое данные?

На доске задание:Урок информатики по теме:Файлы и папуи

- Доказать, что компьютер является универсальной машиной для работы с информацией.

- Привести пример использования компьютера.

Устно отвечают на вопросы

Изучение новой темы, 20 мин

Давайте подумаем, в виде чего хранится вся информация на компьютере? (в виде файлов)

А скажите, чтобы собрать вместе много файлов, что нужно иметь? (Папку)

Когда мы приходим в библиотеку, то видим множество шкафов, на полках которых находятся книги. Точно так же на диске компьютера (библиотека) хранятся папки (шкафы). В папках находятся вложенные папки (полки), во вложенных папках находятся файлы (книги), каждый файл имеет имя (название книги).

Запишите определение.

Файл - это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.

Файл состоит из двух частей: собственного имени и расширения, которые отделяются друг от друга точкой.

Пример. doc


Имя файла Расширение

(1-255 символов) (0-3 символа)

Файл состоит из двух частей: собственно имени и расширения, которые отделяются друг от друга точкой. Имя файла не должно включать следующие знаки: \/:*?»<>|

Расширение, как правило, характеризует тип файла.

Давайте попробуем определить, какие имена файлов составлены правильно, а какие неправильно? (На каждую парту учитель раздает карточки с именами файлов)

Пример карточки 1:

  1. 123+123=246

  2. Маленькая страна

  3. «Школа»

  4. 120/10.12

  5. Music.txt

(Правильные: 1, 2, 5)

Существует большое количество типов файлов. Заполним в тетрадях таблицу с основными расширениями.

Расширение

Тип файла

.exe, .com

Исполнимые файлы

.txt

Текстовый файл

.bmp, /jpg, .gif

Графические файлы

.mp3, .wav

Звуковые файлы

Запишите определения:

Папка - это специальное место на диске, в котором хранятся файлы, объединенные по какому-либо признаку.

Файловая система - это часть операционной системы, которая обеспечивает пользователю удобный интерфейс, которая обеспечивает пользователю удобный интерфейс при работе с данными, хранящимися на диске.

Самой главной папкой Windows является Рабочий стол. Давайте зарисуем как папки располагаются в Windows.

(Учитель рисует на доске, учащиеся - в тетради.)

Запишите определения.

Файловая система - это часть операционной системы, которая обеспечивает пользователю удобный интерфейс при работе с данными, хранящимися на диске.

Путь к файлу - это последовательность, состоящая из имен каталогов, которые необходимо пройти по дереву от исходного места (Логического диска) до текущего, в котором непосредственно находится файл.

Полное имя файла состоит из пути к каталогу, в котором находится файл, и имени файла, разделенных символом «\», перед которым может стоять обозначение диска.

Выполните задания (схема на раздаточном материале, или на доске).

№ 1 Укажите полный путь к файлу Оптические явления, а также назовите полное имя файла Компьютерные вирусы ( рис 3)

  • полный путь к файлу: С:\Рефераты\Физика\Оптические явления;

• полное имя файла: С:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.

Урок информатики по теме:Файлы и папуи

2 Какие из приведенных ниже схем имеют иерархическую структуру.

Урок информатики по теме:Файлы и папуиУрок информатики по теме:Файлы и папуи

Ответ: в.

  1. Какие действия можно выполнить над файлом? {Создать, Сохранить, Закрыть, Открыть, Переименовать, Переместить, Копировать, Удалить.)

  2. Была выполнена следующая последовательность действий: Создать папку А - Создать папку Б - Открыть папку А - Создать папку 1 - Создать папку 2. Изобразите структуру папок, созданную в результате этих действий.

Урок информатики по теме:Файлы и папуи

5. Изобразите файловую структуру в виде дерева:

С:\Рисунки\Природа\Небо.bmр

С:\Рисунки\Природа\Снег.bmр

С:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmр

С:\Мои документы\Доклад.dос

Урок информатики по теме:Файлы и папуи




Записывают определение в тетрадь.


Работа в парах:

определяют какие имена файлов составлены верно, а какие нет. Потом вместе с учителем проверяют задание.


Заполняют таблицу


Записывают определения


Зарисовывают схему которая представлена на слайде.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз, и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело

Выполняют упражнения общего воздействия для разных групп мышц

Закрепление материала

15 минут

Учебник «Компьютерный практикум» Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы». Задание 1 - «Папки и файлы» стр.133

  1. Займите своё рабочее место за компьютером.

  2. Откройте двойным щелчком левой кнопкой мыши окно Мой компьютер.

  3. Убедитесь, что в меню Вид включён флажок Крупные значки.

  4. Дважды щелкните на значке жесткого диска С: и рассмотрите его содержимое.

  5. Найдите папку Мои документы и откройте её двойным щелчком на соответствующем значке.

  6. В папке Мои документы найдите файл Начало.doc. Откройте его двойным щелчком. Прочтите и выполните содержащееся в файле указание (закройте окно щелчком на закрывающей кнопке).

  7. Найдите на Рабочем столе папку Мои документы и откройте её.

  8. Откройте папку 6класс, вложенную в папку Мои документы. Рассмотрите её содержимое.

  9. Откройте папку Заготовки, вложенную в папку 6класс. Выполните команду [Вид-Таблица]. Ознакомьтесь с информацией, приведённой для каждого файла.

  10. Расположите значки файлов в алфавитном порядке. Для этого установите указатель мыши в чистую область окна Заготовки и щелкните правой кнопкой мыши (вызов контекстного меню). Выполните команду [Упорядочить значки - по имени].

  11. Расположите значки файлов в порядке возрастания размеров файлов ([Упорядочить значки - по размеру]).

  12. Расположите значки по типам файлов.

  13. В папке 6класс создайте собственную папку, в которой будут храниться все ваши работы. Для этого переведите указатель мыши в чистую область окна 6класс и щелкните правой кнопкой мыши (вызов контекстного меню). Выполните команду [Создать папку] и в качестве имени новой папки введите свою фамилию. Убедитесь, что фамилия написана правильно и нажмите клавишу {Enter}.

Поднимитесь в папку Мои документы (кнопка ). Закройте окно папки Мои документы

Индивидуальная работа за компьютером

Подведение итогов урока:

систематизация знаний, полученных на уроке

5 минуты

Беседа по содержанию урока:

  1. Что такое файл?

  2. Из каких частей состоит имя файла?

  3. Какие правила записи имени файла следует соблюдать?

  4. Опишите систему хранения файлов на диске.

  5. Какие операции можно совершать с файлами?

  6. Каких действий следует избегать при работе с файлами?

Оценивание ребят за практическую работу.

Устно отвечают на вопросы



Используемая литература:

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса/ Л. Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 220с.: ил.

  2. Югова Н.Л., Хлобыстова И. Ю. Поурочные разработки по информатике: 6 класс.- М.:ВАКО, 2010. - 160с. - (В помощь школьному учителю).

  3. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - 2-е издю,доп. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 479с.:ил.


© 2010-2022