- Преподавателю
- Информатика
- План-конспект урока по теме Растровая и векторная графика (8 класс, учебник Семакина)
План-конспект урока по теме Растровая и векторная графика (8 класс, учебник Семакина)
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Куриляк А.П. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Растровая и векторная графика»
8 класс
Цели урока:
-
Обучающая: расширить представления учащихся о принципах представления изображения на компьютере: растровый и векторный; проверить знания учащихся по изученному материалу раздела «Графическая информация и компьютер».
-
Развивающая: развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
-
Воспитывающая: воспитание эстетических взглядов, чувства прекрасного, гармонии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок - беседа.
Оборудование:
-
интерактивная доска, проектор;
-
компьютеры;
-
презентация к уроку;
Литература: Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса. И.Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова.
Последовательность этапов урока:
-
Организационный момент (1 мин).
-
Проверка домашнего задания (6 мин).
-
Сообщение темы и целей урока (2 мин).
-
Объяснение нового материала (25 мин).
-
Закрепление изученного материала. (3 мин).
-
Итог урока (2 мин).
-
Домашнее задание (2 мин).
-
Рефлексия (2 мин).
Ход урока
1. Организационный момент.
Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.
2. Проверка домашнего задания.
Что такое «компьютерная графика»? (Раздел информатики, занимающийся проблемами создания и обработки на компьютере графических изображений).
На прошлом уроке мы узнали, как кодируется изображение. Дома вы выполняли задание, где необходимо было решить задачи, найти на палитре правильные ответы и раскрасить картинку. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Ответы: 1) коричневый - 16, 2) желтый - 9, 3) голубой - 1, 4) красный - 8, 5) зеленый - 4.
3. Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока «Растровая и векторная графика», а цель урока изучить два принципа представления изображения: растровая графика и векторная графика; выяснить, в чем их достоинства и недостатки.
4. Объяснение нового материала.
В компьютерной графике существуют два различных подхода к представлению графической информации. Они называются соответственно растровым и векторным.
С растровым подходом вы уже знакомы. Суть его в том, что всякое изображение рассматривается как совокупность точек разного цвета.
Векторный подход рассматривает изображение как совокупность простых элементов: прямых линии, дуг, окружностей, эллипсов, прямоугольников, закрасок и пр., которые называются графическими примитивами.
Положение и форма графических примитивов задаются в системе графических координат, связанных с экраном. Обычно начало координат расположено в верхнем левом углу экрана.
Сетка пикселей совпадает с координатной сеткой. Горизонтальная ось X направлена слева направо; вертикальная ось Y - сверху вниз.
Отрезок прямой линии однозначно определяется указанием координат его концов; окружность - координатами центра и радиусом; многоугольник - координатами его вершин; закрашенная область - граничной линией и цветом закраски и пр.
Для примера возьмем «маленький монитор» с растровой сеткой размером 10x10 и черно-белым изображением. Одна клетка соответствует пикселю.
Рассмотрим изображение буквы «К». Для кодирования изображения в растровой форме на таком экране требуется 100 битов. Тогда растровый код будет представлен в виде битовой матрицы, где «1» обозначает закрашенный пиксель, а «0» - незакрашенный.
В векторном представлении буква «К» - это три линии. Всякая линия описывается указанием координат ее концов.
Для цветного изображения кроме координат указывается еще один параметр - цвет линии.
Для создания рисунков на компьютере используются графические редакторы. Графические редакторы бывают растровыми и векторными.
Графическая информация о рисунках, созданных с помощью редактора, сохраняется в файлах на диске. Существуют разнообразные форматы графических файлов. Их также можно разделить на растровые и векторные форматы.
Растровые графические файлы хранят информацию о цвете каждого пикселя изображения на экране.
В графических файлах векторного формата содержатся описания графических примитивов, составляющих рисунок.
Растровые графические редакторы называют программами «картинного стиля», поскольку в них есть инструменты, которые используют художники при рисовании картин: «кисти», «краски», «ластики» и др. При создании растрового изображения пользователь словно водит кистью по «электронному полотну», закрашивая каждый пиксель рисунка, или стирает закраску пикселей, используя «ластик».
При вводе изображений с помощью сканера (фотографий, рисунков, документов) также формируются графические файлы растрового формата.
Основное достоинство растровой графики состоит в том, что при высокой разрешающей способности монитора растровое изображение может иметь фотографическое качество.
Основной недостаток - большой размер графических файлов. Простые растровые картинки занимают несколько десятков или сотен килобайтов. Реалистические изображения, полученные с помощью сканеров с высокой разрешающей способностью, могут занимать несколько мегабайтов.
Еще одним недостатком растровых изображений является их искажение, возникающее при изменении размеров, вращении и других преобразованиях. Картинка, которая прекрасно выглядела при одном размере, после масштабирования или вращения может потерять свою привлекательность.
Для создания растровых изображений используют следующие программы: MS Paint, Adobe Photoshop и др.
Векторные изображения получаются с помощью графических редакторов векторного типа (их еще называют пакетами иллюстративной графики).
Эти пакеты предоставляют в распоряжение пользователя набор инструментов и команд, с помощью которых создаются рисунки. Прямые линии, окружности, эллипсы и дуги являются основными компонентами векторных изображений.
Одновременно с процессом рисования специальное программное обеспечение формирует описания графических примитивов, из которых строится рисунок. Эти описания сохраняются в графическом файле.
Достоинством векторной графики является малый объем файла. Рисунки, состоящие из тысяч примитивов, занимают дисковую память, объем которой не превышает нескольких сотен килобайтов. Аналогичный растровый рисунок требует в 10 - 1000 раз большую память.
Векторные изображения легко масштабируются без потери качества.
Недостатки: нет фотографического изображения, могут искажаться при печати.
Для создания векторных изображений используют следующие программы: CorelDRAW, Adobe Illustrator и др.
5. Обобщение полученных знаний.
Зафиксируйте таблицу у себя в тетради.
6. Итог урока.
Какие два принципа представления изображения вы узнали?
В чем разница между ними?
Какой способ представления графической информации экономнее по использованию памяти?
Что осталось непонятным?
7. Домашнее задание.
Откройте дневники и запишите домашнее задание: § 21
8. Рефлексия.
У каждого из вас на столе три магнита: красный, зеленый и синий. Уходя из класса, прикрепите на доску один из них.
Список используемых источников
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/