Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицахПостроение диаграмм и графиков в электронных таблицахПостроение диаграмм и графиков в электронных таблицахПостроение диаграмм и графиков в электронных таблицахПостроение диаграмм и графиков в электронных таблицахПостроение диаграмм и графиков в электронных таблицахПостроение диаграмм и графиков в электронных таблицахПостроение диаграмм и графиков в электронных таблицахКонспект урока информатики для 9 класса.

Тема урока: Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

Цели урока:

- образовательная - познакомиться с построением диаграмм и графиков в электронных таблицах;

- развивающая - развитие внимания, памяти, речи, логического мышления, самостоятельности;

- воспитательная - воспитание дисциплины, аккуратности, чувства ответственности, уверенности в себе.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать: какие виды диаграмм и графиков существуют в электронных таблицах.

Учащиеся должны уметь строить диаграммы и графики в электронных таблицах.

Учебно-методическое и программное обеспечение урока:

1) Информатика: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 295с.

2) Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 624с.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, учебник по информатике, презентация, программа MS Excel, практическая работа, карточки с заданиями.

План урока:

1) организационный момент (2 мин.);

2) актуализация знаний (8 мин.);

3) изучение нового материала (18 мин.);

4) первичное закрепление изученного материала (13 мин.);

5) подведение итога урока (2 мин.);

6) домашнее задание (2 мин.).

Изучаемые вопросы:

  1. Типы диаграмм.

  2. Оформление диаграммы.

Ход урока.

  1. Организационный момент (включает в себя приветствие учителем учащихся, готовность класса к уроку, проверку отсутствующих).

  2. Актуализация знаний.

Учитель: Мы продолжаем изучать возможности табличного процессора Excel и сегодня нам предстоит изучить новые возможности этой программы. Но сначала повторим теоретический материал, полученный на прошлом уроке. Для этого вы поработаете в парах - на ваших столах лежат карточки с заданиями. Одно задание на нахождение соответствия между понятием и верным ответом, второе - на работу с формулами. После выполнения задания поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

Учащиеся работают с заданиями. (Приложение 1).

После выполнения краткое обсуждение правильных ответов.

3) Изучение нового материала.

Учитель: Итак, мы вспомнили и повторили основные понятия электронных таблиц. Возможности ЭТ велики - с их помощью можно решать разнообразные задачи, моделировать различные процессы и явления, выполнять вычисления. Но не только! ЭТ позволяют визуализировать полученные результаты, используя деловую графику. И цель сегодняшнего урока - узнать какие графические возможности есть у прикладной программы MS Excel, для чего используют диаграммы, какие типы и виды диаграмм существуют, как построить диаграмму.

Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах». (слайд 1)

Запись на доске и в тетрадях: Число.

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

Учитель: Рассмотрим типы диаграмм. Различные типы диаграмм позволяют представлять данные в различных формах. Для сравнения величин используется столбчатая (линейчатая) диаграмма (слайд 2). Линейные диаграммы могут быть плоскими и объемными, причем столбцы могут быть расположены как вертикально (гистограмма), так и горизонтально. Например, с помощью линейчатой диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран мира.

Круговая диаграмма служит для отображения частей целого (слайд 3). Круговые диаграммы могут быть плоскими и объемными, причем секторы могут быть раздвинутыми (разрезанная круговая диаграмма). Например, круговая диаграмма позволяет наглядно показать долю стоимости отдельных устройств компьютера в его общей стоимости.

График служит для построения графиков и отображения изменения величин в зависимости от времени (слайд 4). На плоских графиках маркерами отображаются значения числовой величины, которые соединяются между собой плавными линиями. Объемные графики представляют изменение величины с помощью цветной трехмерной фигуры.

На самом деле типов диаграмм больше, но мы говорим о самых распространенных, самых востребованных.

Итак, запишите в тетрадях основные типы диаграмм:

- круговая диаграмма,

- кольцевая диаграмма,

- гистограмма,

- точечная диаграмма,

- линейчатая диаграмма,

- график.

Запись в тетрадях:

Основные типы диаграмм:

- круговая диаграмма,

- кольцевая диаграмма,

- гистограмма,

- точечная диаграмма,

- линейчатая диаграмма,

- график.

Учитель: теперь рассмотрим технологию построения диаграмм и графиков.

Этап первый. При создании диаграммы в электронных таблицах прежде всего необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения. Затем на панели быстрого доступа открыть вкладку/команду «Вставка» и выбрать соответствующую диаграмму или график (слайд 5).


Выделенный диапазон исходных данных включает в себя ряды данных и категории.

Ряды данных - это множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме. Запишите определение в тетради.

Запись в тетрадях:

Ряды данных - это множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме. Запишите определение в тетради.

Учитель: На линейчатой диаграмме значения ряда данных отображаются с помощью столбцов, на круговой - с помощью секторов, на графике - точками, имеющимися заданные координаты Y. (слайды 6,7,8)

Категории задают положение значений ряда данных на диаграмме. Запишите определение в тетради.

Запись в тетрадях:

Категории задают положение значений ряда данных на диаграмме. Запишите определение в тетради.

Учитель: На линейчатой диаграмме категории являются подписями под столбцами, на круговой диаграмме - названиями секторов, а на графике категории используются для обозначения делений на оси Х.

Ряды данных и категории могут размещаться как в столбцах, так и в строках электронной таблицы.

Этап второй. Оформление диаграммы.

Диаграммы могут располагаться как на отдельных листах, так и на листе с данными. Область диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений, заголовок диаграммы и легенду. Для того, чтобы подписать диаграмму, данные, название осей, а также определить местоположение легенды, необходимо выбрать вкладку/команду «Макет» на панели быстрого доступа. (слайд 9) Запишите это предложение в тетради.

Запись в тетрадях:

Для того, чтобы подписать диаграмму, данные, название осей, а также определить местоположение легенды, необходимо выбрать вкладку/команду «Макет» на панели быстрого доступа.

Учитель: На этом этапе подбираются все необходимые параметры диаграммы, т.е. ее внешний вид. Можно подписать вертикальную и горизонтальную ось (при необходимости), подписать данные, название диаграммы, изменить местоположение легенды.

Подписи данных, название осей не всегда бывают уместны - иногда это перегружает диаграмму информацией, делает ее тяжелой для восприятия. Оформление диаграммы каждый раз решается индивидуально, в зависимости от решаемой задачи. Надо помнить, что диаграмма или график должны быть информативны и эстетичны. (слайд 10)

4) Первичное закрепление изученного материала.

Учитель: Чтобы закрепить изученный материал, выполним практическую работу на компьютерах.

У вас на рабочем столе находится файл «Практическая работа_Построение диаграмм и графиков». Откройте его и выполните три задания. Для каждой таблицы подберите подходящую диаграмму или график и разместите на том же листе. Все диаграммы должны быть подписаны. Файл сохраните под тем же именем.

Ученики выполняют практическую работу.

1) Задание: Построить диаграмму, отражающую результаты потребления энергии предприятием за 2011-2012 года.

Потребление электроэнергии за 2011-2012 гг. (квт/ч)

2011

2012

январь

312

430

февраль

300

420

март

240

370

апрель

245

305

май

206

300

июнь

196

312

июль

160

360

август

226

346

сентябрь

345

400

октябрь

378

530

ноябрь

420

549

декабрь

456

450

Ответ:

2) Задание: Построить диаграмму, отражающую результаты выполнения контрольной работы (выраженные в процентах) по геометрии 9 «А» класса.

Итоги контрольной работы по геометрии 9а класса

Оценка

Количество

"5"

9

"4"

18

"3"

5

"2"

1

Ответ:

3) Задание: Построить диаграмму, отражающую результаты разных видов тетрадей в течение года (по кварталам).

Объём продаж тетрадей за год

Тетрадь

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Клетка 12л

15000

18000

21000

15000

Линейка 12л.

10000

12000

14000

11000

Узкая линейка

8000

5000

10000

6000

Клетка 18л

12000

15000

16000

12000

Линейка 18л

9000

10000

8000

5000

Ответ:


5) Подведение итогов урока.

Учитель: Подведем итоги урока.

Назовите основные типы диаграмм.

Ученик: Основные типы диаграмм: круговая диаграмма, кольцевая диаграмма, гистограмма, точечная диаграмма, линейчатая диаграмма, график.

Учитель: Назовите этапы создания диаграмм и графиков.

Ученик: Этап 1: Диапазон исходных данных, ряды данных и категории.

Этап 2: Оформление диаграммы.

Учитель: Как вы думаете, в каких областях деятельности применяются диаграммы? (После ответов учащихся - слайд 11)

(Далее выставляются оценки, задаётся домашнее задание).

6) Домашнее задание.

Запишите в дневниках домашнее задание:

Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. § 3.3, записи в тетрадях (слайд 12)

Запись в дневниках:

Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. § 3.3, записи в тетрадях.






© 2010-2022