Конспект урока «Тексты в компьютерной памяти»

Конспект урока представленн по теме «Тексты в компьютерной памяти». Тип урока: Изучение нового материала. Цели урока: 1. Образовательная. Ознакомление со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти. Ознакомление с кодировочной таблицей ASCII. 2. Развивающая. Развитие стремления познания окружающего мира и интереса к технике, настойчивости и трудолюбия. 3. Воспитательная. Воспитать культуру речи и ответственное отношение к труду. В конспекте урока также есть задания для практической работы, расчитанные на 10 минут.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока №1

Тема урока: Тексты в компьютерной памяти

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

1. Образовательная. Ознакомление со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти. Ознакомление с кодировочной таблицей ASCII

2. Развивающая. Развитие стремления познания окружающего мира и интереса к технике, настойчивости и трудолюбия.

3. Воспитательная. Воспитать культуру речи и ответственное отношение к труду.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация

План урока:

1. Организационный момент (3 мин)

2. Объяснение материала (24 мин)

3. Практическое задание(10 мин)

4. Итог урока (2 мин)

Ход урока:

1. Организационный момент (3 мин)

· Приветствие

· Проверка присутствия всех учащихся

· Сообщение учащимся даты, темы и плана урока

2. Объяснение материала (24 мин)

А теперь от обсуждения вопроса о том, что представляет собой компьютер, перейдем к ответу на вопрос, что умеет делать компьютер. Начиная с этой главы, мы будем знакомиться с применением ЭВМ.

Первая область применения, которую мы рассмотрим, - работа с текстами. При ручной записи часто неприятную проблему составляет необходимость исправлять ошибки или вносить какие-то изменения в текст. При этом приходится зачеркивать, стирать, заклеивать, что портит вид текста. Необходимость переписывать текст ведет к потере времени и лишнему расходу бумаги.

Имея компьютер, можно создавать тексты, не тратя на это лишнее время и бумагу. Носителем текста становится память ЭВМ. Конечно, для длительного его сохранения это должна быть внешняя память - магнитные или оптические диски.

Текст на внешних носителях сохраняется в виде файла.

Есть ряд преимуществ сохранения текстов в файловой форме на компьютерных носителях по сравнению с бумагой.

Во-первых, это умение создавать тексты не тратя на это бумаги.

Во-вторых, компактное размещение текста на магнитном носителе (текст книги в 500 страниц размещается на дискету).

В-третьих, если данный текст становится ненужным, то дискету, как бумагу, не надо выбрасывать или сдавать в макулатуру. С нее с помощью компьютера легко стереть этот текст и на его место записать новый.

В-четвертых, можно копировать файлы с текстом в любых количествах.

В-пятых, можно быстро переслать текст по электронной почте.

В-шестых, экономя бумагу мы сохраним леса на нашей планете.

Главное неудобство хранения текстов в файлах состоит в том, что прочитать их можно только с помощью компьютера. Человек может просмотреть текст на экране дисплея или напечатать на бумаге, используя принтер.

Уже сейчас имеются некоторые издания, которые не печатаются на бумаге, а хранятся и распространяются в форме файлов. Когда компьютеры станут такими же обычными предметами в каждом доме, как сейчас радио и телевизор, то безбумажных изданий станет еще больше. Представьте себе, что вся ваша личная библиотека разместится в коробке с дисками. Причем по объему информации она будет не меньше, чем сотни книг, собранных родителями. А экономя бумагу, мы сохраняем леса на нашей планете.

Наиболее существенное отличие компьютерного текста от бумажного вы почувствуете, если встретитесь с текстом, информация в котором организована по принципу гипертекста.

Гипертекст - это текст, организованный так, что его можно просматривать в последовательности смысловых связей между его отдельными фрагментами. Такие связи называются гиперсвязями (гиперссылками).

Чаще всего по принципу гипертекста организованы компьютерные справочники, энциклопедии, учебники. Такую «книгу» можно читать не только в обычном порядке, «листая страницы» на экране, но и перемещаясь по смысловым связям в произвольном порядке. Например, при изучении на уроке физики темы «Второй закон Ньютона» с помощью компьютерного учебника ученик прочитал определение закона «Сила равна произведению массы на ускорение».

Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, невозможно прочитать - на экране монитора видна какая-то "абракадабра".

Ребята, как вы думаете, почему это происходит?

Пока у вас еще нет точного ответа. В конце урока попробуем еще раз ответить на этот вопрос.

Давайте «заглянем» в память компьютера и разберемся, как же представлена в нем текстовая информация.

Текстовая информация состоит из символов: букв, цифр, знаков препинания, скобок и других. Мы уже говорили, что множество всех символов, с помощью которых записывается текст, называется алфавитом, а число символов в алфавите - его мощностью.

Для представления текстовой информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. Мы знаем, что один символ такого алфавита несет 8 битов информации: 28 = 256. 8 битов = 1 байт, следовательно:

Двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти.

Теперь возникает вопрос, какой именно восьмиразрядный двоичный код поставить в соответствие каждому символу?!

Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления.

Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки.

Для разных типов ЭВМ используются различные таблицы кодировки.

Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски) (Американский стандартный код для информационного обмена).

Таблица кодов ASCII делится на две части.

Международным стандартом является лишь первая половина таблицы, т.е. символы с номерами от 0 (00000000), до 127 (01111111).

Таблица №1. Стандартная часть кода ASCII

Конспект урока «Тексты в компьютерной памяти»

Обращаю ваше внимание на то, что в таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений. Такое соблюдение лексикографического порядка в расположении символов называется принципом последовательного кодирования алфавита.

Для букв русского алфавита также соблюдается принцип последовательного кодирования.

Таблица №2. Символы альтернативной кодировки расширенного кода ASCII.

Конспект урока «Тексты в компьютерной памяти»

А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале урока:

Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, мы видим на своем компьютере в виде "абракадабры"?

Ожидаемый ответ. На компьютерах применяется разная кодировка символов русского языка.

3. Практическое задание(10 мин)

  1. Используя таблицу ASCII закодировать следующие слова:

МОРЕ (11001100 11001110 11010000 11000101)

Красота (11001010 11110000 11100000 11110001 11101110 11110010 11100000)

Любовь (11001011 11111110 11101110 11100010 11111100)

2)Закодируйте слово Disk (кто быстрее это сделает).

Ответ: 01000100 01101001 01110011 01101011

4. Итог урока (2 мин)

Выучить теоретический материал,§13

Выставление оценок за урок

© 2010-2022