Статья Тенденции развития ИКТ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тенденции развития ИКТ

В середине 80-х гг. ХХ века в развитых странах мира началось распространение информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ). Данный процесс получил название "информационной революции" сообразно степени воздействия ИКТ на экономику. Спустя более чем 20 лет повсеместное проникновение ИКТ в масштабах мировой экономики в основном можно считать свершившимся фактом. Как будет видно из данных, анализируемых в настоящей статье, в российском секторе ИКТ определяющая роль принадлежит телекоммуникациям, представленным компаниями мобильной, проводной связи, операторами Интернет и кабельного_телевидения.
Телекоммуникации в России являются высококонкурентной и динамично развивающейся отраслью. Для того чтобы сохранять и усиливать свои рыночные позиции, компании связи в России не только развивают новые телекоммуникационные услуги, но и сами являются крупнейшим потребителем ИКТ. Показательным примером в этом смысле является Московская городская телефонная сеть - одно из старейших предприятий связи не только в России, но и в мире. Несмотря на свой возраст, компании удается сохранять лидерские позиции на московском рынке связи и предоставлять клиентам не только традиционную телефонию, но и целый спектр новых услуг. Сегодня деятельность МГТС буквально соткана из информационно-телекоммуникационных технологий, которые используются как в непосредственном технологическом процессе, так и в обслуживании клиентов.
Благодаря активности компаний связи Россия за последние десять лет значительно улучшила свое положение в мировых рейтингах ИКТ. Так, в индексе IDI1, ежегодно публикуемом Мировым союзом связи (МСС), Россия заняла в 2008 г. 50-е место в общем списке в 156 стран вслед за странами Организации европейского экономического сотрудничества (ОЭСР), Восточной Европы, ведущими странами ЮВА. Позиция России отражает высокий уровень проникновения мобильной связи (23-е место), проводной телефонии (41-е место). При этом Россия несколько отстает по проникновению широкополосного Интернет (ШПД - 74-е место) и количеству домашних компьютеров (79-е место).
Относительно высокий рейтинг России, по версии IDI, сочетается с доступным уровнем тарифов на основные услуги ИКТ. По данным МСС, в 2008 г. Россия заняла 39-е место по показателю доли стоимости корзины услуг ИКТ в душевом ВНП (1,8%). По этим данным, уровень ценовой доступности услуг ИКТ в России является очень высоким, значительно превосходя их фактическое проникновение и использование (сопоставимо низкий уровень цен наблюдается в странах с уровнем IDI на треть выше, чем в России, таких как Португалия, Балтийские страны).
Итак, в системе координат МСС Россия демонстрирует развитие ИКТ выше среднемирового уровня в сочетании с высоким уровнем ценовой доступности (по данным 2008 г.). Такая оценка лишь отчасти отражает реальное положение вещей, поскольку акцент в ней сделан на развитии телекоммуникаций.
Если же рассматривать развитие ИКТ в более широком контексте, а именно с учетом научно-технических исследований, производства ИКТ и экономического эффекта от внедрения новых технологий, картина оказывается несколько иной. Обратимся к структуре ИКТ за 2008 г.Экономический эффект от внедрения и использования ИКТ отмечается как в сфере производства, так и в сфере потребления, однако методики оценки различаются.
Выпуск_ИКТ
Мировой выпуск продукции и услуг ИКТ составил по итогам 2008 г. 3,8 трлн долл., что эквивалентно 6,4% мирового ВНП. Среднегодовой темп прироста за период с 2003 г. по 2008 г. превысил 10%. По масштабам рынка ИКТ Россия занимает 13-е место в мире (64 млрд долл.), выделяясь по среднегодовым темпам прироста (26%, 7-е место в мире). Ниже приводится сравнение структуры и динамики выпуска ИКТ в России и мире за последние пять_лет_(2003-2008_гг.).
По данным, приведенным в таблице, в России наиболее высокими темпами развивался сектор телекоммуникационных услуг (в 3,4 раза), в связи с чем его доля в общем выпуске ИКТ увеличилась на 5%. Подобная тенденция характерна и для мировой экономики. Однако с точки зрения структуры выпуска ИКТ Россия существенно отстает в сегменте информационных услуг, доля которых в мировом выпуске ИКТ почти в три раза больше.

Телекоммуникационные услуги

В России сформировалась гибкая структура телекоммуникационного рынка, которая обеспечивает разработку и запуск разнообразных услуг связи, быстрое освоение новых рыночных ниш и внедрение самых современных технологий. Для развития отрасли связи в России в последние годы характерны следующие основные тенденции.

1. Бурный рост мобильной связи

Мобильная связь чуть более десяти лет назад создавалась "с нуля" и достигла практически полного насыщения по набору основных услуг. В России на сегодняшний день насчитывается 188 млн активных SIM-карт, что соответствует уровню проникновения 129,4%. Если пренебречь различиями в методиках подсчета данного показателя, проникновение мобильной связи в России соответствует и даже превышает показатели развитых стран.

2. Развитие технологий широкополосного доступа

По состоянию на конец 2008 г. в России к ШПД было подключено около 9 млн домохозяйств, что соответствует примерно 17% проникновения. В то же время средний показатель по развитым странам составляет сегодня 60%. В числе причин отставания - недостаточное количество домашних компьютеров (в 2,5 раза меньше, чем в развитых странах по отношению к количеству домохозяйств); низкая плотность проводной телефонии и, как следствие, недоступность дешевых xDSL-решений для половины населения страны.

3. Развитие коммерческого телевидения

Оцениваемый рынок платного ТВ в 2008 г. составил около 1 млрд долл., а охват домохозяйств сетями кабельных операторов в России превысил 29 млн (проникновение - 50%, что сопоставимо с уровнем проникновения домашних телефонов). Таким образом, за счет частной инициативы и инвестиций, без участия государства заложена основа перехода на цифровое телерадиовещание.

Основной потенциал развития телекоммуникаций в России связан с консолидацией операторского бизнеса и преодолением узкой специализации компаний. Важнейшим фактором здесь выступает конвергенция основных подотраслей: телефонной связи, Интернета и телевещания с изменением бизнес-моделей предоставления услуг.

Консолидация сдерживается чрезмерной зарегулированностью отрасли и доминированием устаревшего технологического подхода в законодательных нормах. Необходима дальнейшая существенная либерализация рынков местной фиксированной телефонии и телерадиовещания. За счет этого государство сможет обеспечить дополнительный приток инвестиций в развитие сетей доступа к услугам ШПД и цифровой телевизионной трансляции.

ИТ-услуги

В состав ИТ-услуг принято включать: (1) системную интеграцию; (2) ИТ-аутсорсинг и (3) инфраструктурные ИТ-услуги (главным образом, услуги ЦОД). Среди компаний - мировых лидеров в сфере ИТ-услуг - как подразделения ведущих ИТ-производителей (например, крупнейшая в мире компания в сфере ИТ-услуг - EDS - является подразделением Hewlett Packard), так и независимые системные интеграторы (в частности, известная в России компания Aссenture). Выручка компаний-лидеров данного направления ИКТ составляет от 10 до 20 млрд долл. в год.

Российский рынок ИТ-услуг является динамичным и высококонкурентным. Компании, специализирующиеся на ИТ-услугах, как правило, также занимаются сборкой и продажей компьютерного оборудования, разработкой прикладного ПО. На сайте

Крупный бизнес в сфере ИКТ

В структуре мирового сектора ИКТ особую роль играет крупный транснациональный бизнес. На его долю приходится почти 90% мирового выпуска ИКТ. Лидеры отрасли - 250 компаний с выручкой свыше 5 млрд долл. в год. В их числе всего две российские компании ("ВымпелКом" и МТС). Для сравнения по странам БРИК: Китай (вместе с Гонконгом и Тайванем) - 27, Индия - 4, Бразилия - 3.

Распределение выручки 250 крупнейших ИКТ-компаний по отраслям: телеком - 34%, оборудование - 61%, ИТ-услуги - 5%.

Из приведенных данных следует, что в России недостаточно крупных компаний в сфере ИКТ. Операторы связи - флагманы российской телекоммуникационной отрасли не могут выступить двигателями развития по всему спектру инфокоммуникационных технологий. Национальной экономике объективно необходимы крупные компании в сфере ИТ-услуг и разработки программного обеспечения, имеющие экспортную ориентацию.

Прямые иностранные инвестиции в ИКТ

Развитие национального производства в сфере ИКТ сегодня немыслимо без привлечения иностранного капитала и технологий. Основным источником прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в секторе ИКТ выступают транснациональные компании (ТНК). Во многих странах доля национального выпуска продукции и услуг ИКТ, приходящейся на подразделения ТНК, является подавляющей. Так, более 90% компьютерного производства в Чехии и Ирландии осуществляется подразделениями иностранных компаний. Аналогичный показатель для Германии, Венгрии, Франции, Финляндии и Великобритании - от 45 до 70%.

Выход ТНК на национальные рынки начинается со сделок по приобретению местных активов (M&A). Наиболее распространенным видом ПИИ являются сделки слияния и поглощения (M&A). Количество трансграничных сделок M&A в секторе ИКТ в последние годы находится на уровне 1500 в год общей стоимостью около 180 млрд долл., из них основная доля (около 50%) - телекоммуникации. Кроме того, около 20% сделок происходит в сфере ИТ-услуг, столько же - в сфере производства электроники.

В течение последнего десятилетия высокими темпами увеличивалась доля сделок M&A в секторе ИКТ развивающихся стран. Сегодня страны, не входящие в ОЭСР, реализуют около 70% подобных сделок (десять лет назад их доля была менее 50%).

В региональном разрезе компаниями США осуществляется больше зарубежных приобретений, чем приобретается иностранными компаниями на территории США. Обратная картина в Европе, Азии и странах БРИК. Таким образом, США являются нетто-экспортером ПИИ в сделках M&A, а Европа, Азия и БРИК - нетто-импортерами.

В России за прошедшие десятилетие было осуществлено всего 175 трансграничных сделок по слиянию и приобретению компаний (в том числе 45 сделок российскими компаниями за рубежом). В мировых масштабах это составляет около 1,5%. Даже в структуре показателя БРИК Россия занимает менее 10%. Соответственно, объем ПИИ, привлекаемых в Россию из-за рубежа, крайне ограничен.

Учитывая, что основным объектом поглощения иностранными ТНК являются малые и средние венчурные предприятия, России необходимо наращивать инновационную активность в сфере ИКТ. Одним из направлений движения в данном направлении могла бы стать государственная программа развития технопарков.

НИОКР

Для того чтобы наращивать выпуск продукции ИКТ и успешно конкурировать на внешних рынках, необходимы адресные инвестиции в НИОКР.

Инвестиции в странах ОЭСР составляют 130 млрд долл. в год, 40% из них приходится на США. В этой области в странах ОЭСР занят 1 млн человек. До 25% всех НИОКР в области ИКТ носит межотраслевой характер и финансируется компаниями автомобильной промышленности, ВПК, финансового сектора. В сфере патентования лидируют США, однако доля Китая за десятилетие утроилась.

По объемам НИОКР сектор ИКТ является крупнейшим в ОЭСР. Для сравнения: в автомобилестроении тратится в 2,5 раза меньше средств на НИОКР. В среднем по ОЭСР компании ИКТ профинансировали 25% всех НИОКР промышленности, при этом показатель по США, Канаде, Японии, Ирландии - более 30%. В Финляндии и Корее - 60%.

Страны-лидеры по количеству патентов в ИКТ: США (35% всех зарегистрированных патентов), Япония (18%), Германия (7%), Корея (4,5%), Китай (4%), Франция (3,5%), Великобритания (3,5%). Показатель по России - 0,4%.

В мировых масштабах основным спонсором НИОКР выступают крупные компании ИКТ и смежных секторов. В России сохраняющаяся с советских времен практика финансирования прикладных НИОКР за счет государства, в том числе на основе грантов, является неэффективной. В частном секторе заказчик патентных разработок до сих пор не сформировался. В такой роли могли бы выступить компании сектора ИТ-услуг (системные интеграторы) в случае достижения этими компаниями достаточных размеров и выхода на зарубежные рынки ИКТ.

ИКТ и рост производительности в экономике

Наибольшая доля продукции и услуг ИКТ (63%) потребляется в сегменте В2В (промежуточное потребление), в том числе 50% - в сфере услуг. В банковской, страховой, торговой сферах развитых стран до 30% всех инвестиций приходится на ИКТ.

По данным ОЭСР за десятилетие - с 1995 г. по 2005 г. ИКТ и связанные с ним сектора экономики обеспечили до 60% прироста производительности труда в экономике. Россия не является исключением из общемировых тенденций.

В нашей стране на последние пять-семь лет пришелся бурный рост банковской и страховой деятельности, а также сетевой розничной торговли. Именно эти виды бизнеса наряду с жилищным строительством стали катализатором потребительского бума 2003-2008 гг. Быстрое и эффективное развитие филиальной сети банков, страховых компаний, розничных торговых сетей в российских регионах стало возможным в основном благодаря ИКТ. Перечисленные сегменты отечественного бизнеса - наиболее крупные потребители всего спектра продукции и услуг ИКТ.

Конечное потребление

Увеличение конечного потребления продукции и услуг ИКТ происходит в первую очередь в сегментах мобильной связи и Интернет1. Высокий уровень проникновения мобильной связи в мире (61%) обеспечивается интенсивным конечным спросом на массовом рынке.

Однако потребительская способность населения одновременно является определяющим и сдерживающим фактором роста производства услуг ИКТ. Так, по данным Мирового союза связи, среднемировой уровень стоимости корзины телекоммуникационных услуг (фиксированная связь, мобильная связь, ШПД), равняется 15% среднедушевого ВНП (в том числе в развитых странах - 1,6%). Это очень высокий показатель, соответственно, дальнейший рост производства услуг ИКТ в мире возможен во многом лишь за счет сдвигов потребительских предпочтений, в том числе отказа от других товаров первой необходимости.

Как отмечалось ранее, в России достигнут сравнительно высокий уровень развития услуг ИКТ, прежде всего, телекоммуникаций. Однако основная динамика развития отрасли связи последних пяти-семи лет определялась конечным потребительским спросом домохозяйств. Ситуация коренным образом меняется в условиях кризиса. Платежеспособный спрос населения как основного потребителя ИКТ снижается, что приводит к замедлению развития отрасли.

Приоритеты в сфере государственной политики в ИКТ

Государство и общественный сектор сегодня рассматривают

© 2010-2022