Конспект урока по информатике Решение задач по теме: «Кодирование текстовой и графической информации»

Класс: 10   Цель урока: образовательная:      формировать умение решать задачи по теме «Кодирование информации», проверить знание основных понятий;   развивающая:             развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, речь учащихся;   воспитательная:       воспитывать интерес к предмету.   Тип урока:                урок закрепления пройденного материала.   Методы обучения:    дедуктивно-репродуктивный.   Оборудование:          карточки с заданиями, таблицы.   План урока: I.       Орг. момент                                    (2 мин) II.        Актуализация знаний                               (3 мин) III.      Закрепление материала.                           (20 мин) IV.      Самостоятельная работа                         (15 мин)
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Решение задач по теме: «Кодирование текстовой и графической информации»


Класс: 10

Цель урока:

образовательная: формировать умение решать задачи по теме «Кодирование информации», проверить знание основных понятий;

развивающая: развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, речь учащихся;

воспитательная: воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

Методы обучения: дедуктивно-репродуктивный.

Оборудование: карточки с заданиями, таблицы.

План урока:

I. Орг. момент (2 мин)

II. Актуализация знаний (3 мин)

III. Закрепление материала. (20 мин)

IV. Самостоятельная работа (15 мин)

V. Подведение итогов (3 мин)

VI. Домашнее задание. (2 мин)


ХОД УРОКА:


  1. Орг. момент

Приветствие учеников, проверка готовности учащихся к уроку, проверка отсутствующих, настрой на работу.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим разговор о кодировании информации, решим задачи по данной теме.


Запись на доске и в тетрадях:


Число.

Классная работа.

«Кодирование текстовой и графической информации».

  1. Актуализация знаний

Учитель: Сначала давайте вспомним, с кодировкой каких видов информации вы познакомились?

Ученик: Текстовая, графическая.

Учитель: А для чего нужно кодировать информацию?

Ученик: Мы ее представляем на языке, понятном компьютеру.

Учитель: При помощи чего происходит кодирование текстовой информации?

Ученик: Таблицы: Windows, Ms-Dos, Unicode, ASCII.

Учитель: Каков вес 1го символа?

Ученик: 1 байт.

Учитель: А путем чего графическое изображение преобразуется из аналогового в цифровую?

Ученик: Путем пространственной дискретизации, т.е изображение разбивается на отдельные маленькие фрагменты.

Учитель: Как называется минимальный участок изображения?

Ученик: Пиксель, точка.


  1. Закрепление изученного материала

Учитель: Теперь перейдем непосредственно к задачам. На прошлых уроках вы уже занимались кодированием и декодированием информации. При помощи таблиц вам будет несложно выполнить первые 2 задания.

Детям раздаются карточки с заданиями и таблицы для кодирования. Один ученик выходит к доске для решения задачи, остальные решают в тетрадях на местах и затем показывают решение для оценивания.

Конспект урока по информатике Решение задач по теме: «Кодирование текстовой и графической информации»

10

2

8

16

0

0000

0

0

1

0001

1

1

2

0010

2

2

3

0011

3

3

4

0100

4

4

5

0101

5

5

6

0110

6

6

7

0111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

FКонспект урока по информатике Решение задач по теме: «Кодирование текстовой и графической информации»


Учитель: Как будем выполнять процесс декодирования?

Ученик: Нужно двоичное число разбить по 4 цифры, перевести в число шестнадцатеричной системы счисления и затем найти в таблице, какую букву или символ оно обозначает: 1я цифра - столбец, 2е - строка.

Учитель: А процесс кодирования?

Ученик: Наоборот, начиная от таблицы, и затем переходить от шестнадцатеричной системы счисления к двоичной..

Запись на доске и в тетрадях:

1. Декодировать:

10010001 - 9 1 - С

10001110 - 8 Е - О

10011000 - 9 8 - Ш

00000000 - 0 0 -

00111001 - 3 9 - 9

2. Закодировать «10 класс»

1 - 3 1 - 00110001

0 - 3 0 - 00110000

- 0 0 - 00000000

к - АА - 10101010

л - АВ - 10101011

а - А0 - 10100000

с - Е 1 - 11100001

с - Е 1 - 11100001

Учитель: Решаем задачу №1.

Учитель: Что такое глубина цвета?.

Ученик: Количество информации, которое используется при кодировании цветной точки изображения.

Учитель: Как мы можем определить количество цветов в 8ибитной палитре?

Ученик: N = 2i = 28 = 256 цветов.

Учитель: Какие вы можете предложить варианты распределения 8 бит между базовыми цветами?

Ученик: R G B

2 3 3

2 4 2

3 2 3

Ученики оформляют решение в тетради

Учитель: Задача №2. По какой формуле мы находим объем растрового изображения?

Ученик: I = i * x * y, то есть мы глубину цвета умножаем на количество точек изображения.

Запись на доске и в тетрадях:

I = 6 * (450 * 512) = 230400 * = 1382400 (бит) = 172800 (байт) = 168,75 (Кб)

Ответ: 168, 75 Кб

Учитель: Задача №3. Что такое разрешающая способность?

Ученик: Количество точек по горизонтали и вертикали на единицу длины изображения, выражается в dpi (точек на дюйм)

Учитель: Сколько в 1 дюйме сантиметров?

Ученик: 1дюйм = 2,54 см.

Учитель: Как мы будем решать данную задачу?

Ученик: Нужно перейти от миллиметров к дюймами затем получить размер изображения в точках, умножив на расширение.

Учитель: Как мы найдем информационный объем?

Ученик: Зная набор палитры, найдем глубину цвета и затем все данные подставим в формулу для вычисления.

Запись на доске и в тетрадях:


  1. 381мм = 38,1см = 15 дюймов

  2. 15 дюймов * 250т/д = 3750 (точек)

  3. 254мм = 25, 4см = 10 дюймов

  4. 10 дюймов * 250 т/д = 2500 (точек)

  5. 3750 * 2500 = 9375000 (точек)

  6. 65536 = 2i = 216, i = 16 (бит)

  7. 937500 * 16 = 150000000 (бит) = 18750000 (байт) = 18310, 5 (Кб) = 17,9 (Мб)

Ответ: 17,9 Мб


  1. Самостоятельная работа

Время на выполнение работы 15 минут. Ребятам раздаются листочки и карточки с заданиями, подобными разобранным на уроке.

Конспект урока по информатике Решение задач по теме: «Кодирование текстовой и графической информации»


  1. Подведение итогов.

Выделение положительных и отрицательных моментов урока, оценка работы ребят, выставление отметок.


  1. Домашнее задание

Задание дано на доске

Запись задания в тетрадь:

а). закодировать «пОл»

б) декодируйте по таблице ASCII-код следующее:

01000111 01110101 01010100 00000000 00000001

Учитель: На этом урок окончен, спасибо за внимание.


© 2010-2022