- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 11 класс И. Г. Семакин
Рабочая программа по информатике 11 класс И. Г. Семакин
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алпатова О.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
Рассмотрено
Руководитель ШМО
_______________
/Татаурова Л.В./
Протокол №1 от
«__» августа 2015г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №13 ______________
/Кузнецова Т.Н. /
«__» августа 2015г.
Утверждено
Директор МБОУ СОШ №13 ______________
/Семёнова Н.С. /
Приказ № 55 от
«__» сентября 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ, 11 класс
Составитель: Алпатова Ольга Владимировна
2015 - 2016 учебный год
(срок реализации)
г.Сатка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ 11 класс
Пояснительная записка
1.Нормативно - правовая база
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный уровень
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
-
Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
-
О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
-
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
Региональный уровень
-
Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
-
Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
-
Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
-
О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
-
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям из сборника: Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы: методическое пособие / сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы (И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер») из сборника: Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы: методическое пособие / сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Региональный уровень
-
О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839
-
О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404
-
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Информатики и ИКТ» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2015-2016 учебном году; /minobr74.ru
Школьный уровень
1.Образовательная программа МБОУ СОШ № 13 на 2015-2016 учебный год
2. Положения о разработке рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ СОШ № 13, приказ №55 № 1 от 01.09.2014г.
Общая характеристика учебного предмета
Предлагаемый курс «Информатика и ИКТ» изучается в 10-11 классах на базовом уровне. Курс ориентирован на учебный план объёмом 68-70 учебных часов, согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения курса, является «Стандарт среднего (полного общего образования по информатике и ИКТ. «Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки России.
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:
-
Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10-11 классов.
-
Компьютерный практикум.
Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах деятельности.
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
-
линию информации и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработки информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
-
линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания; информационное моделирование: основные типы информационных моделей из различных предметных областей);
-
линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технология хранения, поиска и сортировка данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии);
-
линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернета);
-
линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность).
Центральным понятием, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются: информационные процессы, информационные системы, информационные модели, информационные технологии.
Программа ориентирована на учащихся 10-х классов, реализовывается в течении всего учебного года. Регулярность занятий - 1 раз в неделю.
Общее количество часов - 34.
Основное содержание по предмету Информатика и ИКТ 11 класса
Тема 1. Информационные системы
• назначение информационных систем;
• состав информационных систем;
• разновидности информационных систем.
Тема 2. Гипертекст
• что такое гипертекст, гиперссылка;
• средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки).
• автоматически создавать оглавление документа;
• организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Тема 3. Интернет как информационная система
• назначение коммуникационных служб Интернета;
• назначение информационных служб Интернета;
• что такое прикладные протоколы;
• основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
• что такое поисковый каталог: организация, назначение;
• что такое поисковый указатель: организация, назначение.
• работать с электронной почтой;
• извлекать данные из файловых архивов;
• осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Web-сайт
• какие существуют средства для создания Web-страниц;
• в чем состоит проектирование Web-сайта;
• что значит опубликовать Web-сайт;
• возможности текстового процессора по созданию web-страниц.
• создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word;
Тема 5. Геоинформационные, системы (ГИС)
• что такое ГИС;
• области приложения ГИС;
• как устроена ГИС;
• приемы навигации в ГИС.
• осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС.
Тема 6. Базы данных и СУБД
• что такое база данных (БД);
• какие модели данных используются в БД;
• основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
• определение и назначение СУБД;
• основы организации многотабличной БД;
• что такое схема БД;
• что такое целостность данных;
• этапы создания многотабличной БД с помощью реляцион ной СУБД.
• создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access).
Тема 7. Запросы к базе данных
• структуру команды запроса на выборку данных из БД;
• организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
• основные логические операции, используемые в запросах;
• правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
• реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
• реализовывать запросы со сложными условиями выборки;
• реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень);
• создавать отчеты (углубленный уровень).
Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
• понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
• что такое математическая модель;
• формы представления зависимостей между величинами;
• для решения каких практических задач используется статистика;
• что такое регрессионная модель;
• как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
• используя табличный процессор,, строить регрессионные модели заданных типов;
• осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.
Тема 9. Корреляционное моделирование
• что такое корреляционная зависимость;
• что такое коэффициент корреляции;
• какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
• вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).
Тема 10. Оптимальное планирование
• что такое оптимальное планирование;
• что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
• что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
• в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
• какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
• решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в Microsoft Excel).
Тема 11. Социальная информатика
• что такое информационные ресурсы общества;
• из чего складывается рынок информационных ресурсов;
• что относится к информационным услугам;
• в чем состоят основные черты информационного общества;
• причины информационного кризиса и пути его преодоления;
• какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
• основные законодательные акты в информационной сфере;
• суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
• соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельностиИнформационные системы
Учебно-тематический план
Информатика и ИКТ
2014-2015 учебный год
1 часа в неделю, 34 часов в год
№
Название темы
Количество часов
общее
теория
практика
11 класс
1
Информационные системы
1
1
2
Гипертекст
2
1
1
3
Интернет как информационная система
6
3
3
4
Web-сайт
3
1
2
5
ГИС
2
1
1
6
Базы данных и СУБД
5
3
2
7
Запросы к базе данных
5
1
3
8
Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
4
2
2
9
Корреляционное моделирование
2
1
1
10
Оптимальное планирование
2
1
1
11
Социальная информатика
2
2
1
Итого:
34
17
17
НРЭО
на учебных занятиях по информатике и ИКТ в 11 классе
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» часы, выделяемые ранее в региональный компонент областного базисного учебного плана (Приказы Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2004 г. № 02-678, от 16.06.2011 г. № 04-997) при изучении отдельных предметов национальные, региональные и этнокультурные особенности включаются в предметное содержание с выделением 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3).
Государственный стандарт общего образования (2004 г.) включает три компонента: федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент общеобразовательной организации. За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента (не менее 10% учебных часов) предполагается изучение содержания учебного предмета на примерах отражающих особенность Челябинской области.
№
№ урока
Тема урока
НРЭО
Время
1
4
Интернет как глобальная информационная система
Просмотр и анализ сайтов Саткинского района
15 мин.
2
6
World Wide Web -всемирная паутина
Просмотр и анализ сайтов Саткинского района
20 мин.
3
7
П.р. № 3.3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц» (зад.1)
Просмотр и анализ сайтов Саткинского района
15 мин.
4
9
Средства поиска данных в Интернете.
П.р. № 3.5 «Интернет: работа с поисковыми системами»
Сайты ВПУ Челябинской области. Профподготовка.
25 мин.
5
10
«Интернет» Web-сайт
Сайты ВПУ Челябинской области. Профподготовка.
20 мин.
6
11
П.р. № 3.6 (1) «Интернет: создание Web-сайта с помощью Microsoft Word»
Тема свободная
15 мин.
7
12
П.р. № 3.6 (2) «Создание собственного сайта»
Тема свободная
20 мин.
Требования к уровню подготовки по итогам
изучения Информатики и ИКТ в 11 классе
В результате освоения курса информатики в классах учащиеся получат представление:
-
в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах;
-
из каких частей состоит предметная область информатики;
Учащиеся должны знать:
-
- назначение информационных систем
-
- состав информационных систем
-
- разновидности информационных систем
-
- что такое гипертекст, гиперссылка
-
- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)
-
- назначение коммуникационных служб Интернета
-
- назначение информационных служб Интернета
-
- что такое прикладные протоколы
-
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
-
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
-
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
-
- какие существуют средства для создания web-страниц
-
- в чем состоит проектирование web-сайта
-
- что значит опубликовать web-сайт
-
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц
-
- что такое ГИС
-
- области приложения ГИС
-
- как устроена ГИС
-
- приемы навигации в ГИС
-
- что такое база данных (БД)
-
- какие модели данных используются в БД
-
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
-
- определение и назначение СУБД
-
- основы организации многотабличной БД
-
- что такое схема БД
-
- что такое целостность данных
-
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
-
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
-
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
-
- основные логические операции, используемые в запросах
-
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
-
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
-
- что такое математическая модель
-
- формы представления зависимостей между величинами
-
для решения каких практических задач используется статистика;
-
- что такое регрессионная модель
-
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
-
- что такое корреляционная зависимость
-
- что такое коэффициент корреляции
-
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа
-
- что такое оптимальное планирование
-
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
-
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
-
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
-
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования
-
- что такое информационные ресурсы общества
-
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
-
- что относится к информационным услугам
-
- в чем состоят основные черты информационного общества
-
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
-
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
-
- основные законодательные акты в информационной сфере
-
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
-
Учащиеся будут уметь:
-
- автоматически создавать оглавление документа
-
- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
-
- работать с электронной почтой
-
- извлекать данные из файловых архивов
-
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
-
- создать несложный web-сайт с помощью MS Word
-
- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)
-
- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
-
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
-
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
-
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
-
- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)
-
- создавать отчеты (углубленный уровень)
-
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
-
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
-
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)
-
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)
-
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
Учебно-методическое обеспечение по информатике
11 класс
Основная школа
Учебный предмет
класс
Кол-во часов в неделю
Программа (полное название, автор, название издательства, год издания)*
Учебник (полное название, автор, название издательства, год издания)*
Наличие методической литературы для учителя и учащихся по линиям*
Информатика и ИКТ
11
1
Программа курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы (И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер) из сборника Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие / составитель М.Н.Бородин. - 2-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10-11 класса. / И.Г. Семакин, Е.К Хеннер. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень : практикум для 10-11 класса. / И.Г. Семакин, Е.К Хеннер, Т.Ю. Шеина. - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Календарно-тематический план по предмету «Информатика и ИКТ» 11 класс
№
Тема урока, компьютерный практикум
Параграф
Кол-во часов
НРЭО
Дата
Заплан.
Фактич.
Коррекция
I четверть
9
I
Технология использования и разработки информационных систем
24
1/1
Информационные системы
§ 24
1
01.09-05.09
2/2
Гипертекст
§ 25
1
07.09-12.09
3/3
П.р. № 3.1 «Гипертекстовые структуры»
§ 25
1
14.09-19.09
4/4
Интернет как глобальная информационная система
§ 26
1
21.09-26.09
5/5
П.р. № 3.2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями»
1
28.09-03.10
6/6
World Wide Web -всемирная паутина
§ 27
1
05.10-10.10
7/7
П.р. № 3.3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц» (зад.1)
1
12.10-17.10
8/8
П.р. № 3.4 «Интернет: сохранение загруженных Web-страниц»
§ 28
1
19.10-24.10
9/9
Средства поиска данных в Интернете.
П.р. № 3.5 «Интернет: работа с поисковыми системами»
1
№1
26.10-31.10
II четверть
7
10/10
«Интернет» Web-сайт
§ 29
1
09.11-14.11
11/11
П.р. № 3.6 (1) «Интернет: создание Web-сайта с помощью Microsoft Word»
§ 29
1
16.11-21.11
12/12
П.р. № 3.6 (2) «Создание собственного сайта»
1
№2
23.11-28.11
13/13
Геоинформационные системы
§ 30
1
30.11-05.12
14/14
П.р. № 3.8 (зад.1) «Поиск информации в геоинформационных системах»
1
07.12-12.12
15/15
База данных - основа информационной системы. П.р.№ 3.9 «Знакомство с СУБД Microsoft Access»
§ 31
1
№3
14.12-19.12
16/16
Проектирование многотабличной базы данных
1
21.12-26.12
27-28.12
III четверть
9
17/17
Создание базы данных
§ 32
1
13.01-16.01
18/18
Запросы как приложения информационной системы П.р. № 3.11«Реализация простых запросов с помощью конструктора»
1
18.01-23.01
19/19
П.р. № 3.10 «Создание базы данных «Приемная комиссия»
§ 33
1
25.01-30.01
20/20
П.р. № 3.12 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой»
§ 34
1
№4
01.02-06.02
21/21
Логические условия выбора
П.р. № 3.13 «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия»
§ 34
1
№5
08.02-13.02
22/22
П.р. № 3.14 «Реализация запросов на удаление. Использование вычисляемых полей»
1
15.02-20.02
23/23
П.р. № 3.15 «Создание отчетов»
§ 35
1
22.02-27.03
24/24
Контрольная работа № 1 «Базы данных»
§ 35
1
29.02-05.03
II
Технологии информационного моделирования
7
07.03-12.03
25/25
Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
§ 36
1
IV четверть
9
26/1
П.р. № 3.16 «Получение регрессионных моделей в Microsoft Excel»
§ 36
1
14.03-19.03
27/2
Модели статистического прогнозирования
П.р. № 3.17 «Прогнозирование в Microsoft Excel»
§ 37
1
21.03-26.03
28/3
Корреляционное моделирование
§ 38
1
04.04-09.04
29/4
П.р. № 3.18 «Расчет корреляционных зависимостей в Microsoft Excel»
§ 38
1
11.04-16.04
30/5
Оптимальное планирование
§ 38
1
18.04-23.04
31/6
П.р. № 3.19 «Решение задач оптимального планирования в Microsoft Excel»
§ 39
1
25.05-30.05
32/7
Контрольная работа № 2 «Информационное моделирование»
§ 40,41
1
02.05-07.05
III
Основы социальной информатики
2
33/1
Социальная информатика.
§ 42,43
1
№6
09.05-14.05
34/2
Защита презентаций по теме «Социальная информатика»
1
16.05-21.05
23-24.05
План прохождения программы
-
Кол-во часов
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
10
35
9
7
10
8
34
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
-
50-70% - «3»;
-
71-85% - «4»;
-
86-100% - «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
-
«1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Формы и средства контроля
Контроль осуществляется в виде практических и контрольных работ.
Примеры контрольных работ