План-конспект урока по информатике на тему Суждение как форма мышления (6 класс)

План-конспект урока по информатике   на тему " Суждение как форма мышления" (6 класс), по программе Босовой Л.Л.,  содержит подробный конспект комбинированного урока. Урок строится на деятельностной основе с использованием частично-поискового метода и эвристической беседы. Наглядность при объяснении нового материала обеспечивает электронная презентация, ссылки на слайды презентации содержатся в конспекте урока. Актуализация знаний учащихся осуществляется с помощью кроссворда, ключевое слово кото...
Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. ТЕМА: Суждение как форма мышления

  2. ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. ученики знают, что такое суждение, как форма мышления, виды суждений; знают основные инструменты графического редактора Paint;

  2. ученики умеют приводить примеры суждений разных видов; запускать графический редактор Paint; создавать простые рисунки с помощью инструментов графического редактора Paint.

  1. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Объяснить что такое суждение;

  2. Рассказать и продемонстрировать основные виды суждений и их примеры;

  3. В процессе выполнения самостоятельной практической работы, повторить основные инструменты графического редактора Paint.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

  1. Развитие логического мышления, посредством использования логических приемов: анализа, сравнения, обобщения.

  2. Совершенствование навыков самостоятельной работы.

  3. Повышение интереса при выполнении практической работы в Paint;

  4. Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы в процессе выполнения практической работы на компьютере.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

  1. Формирование у учащихся дисциплинированности, умения слушать при изучении нового материала;

  2. Воспитание внимательности, аккуратности при выполнении практической работы.

  3. Формирование информационной культуры учащихся.

  1. ТИП УРОКА: комбинированный урок

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организация начала урока (1`)

  2. Актуализация знаний (7`)

  3. Изучение нового материала (19`)

  4. Обобщение и систематизация знаний (5`)

  5. Домашнее задание (1`)

  6. Выполнение практической работы на компьютере (10`)

  7. Подведение итогов урока (2`)

  1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковый, деятельностный

  2. СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: словесные (объяснение, опрос, эвристическая беседа), практические ( практическая работа на ПК), наглядные (демонстрация слайдов).

  3. СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ: наблюдение и проверка выполнения самостоятельной практической работы, прослушивание устных ответов учеников

  4. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: презентация, вопросы для кроссворда, заготовки к выполнению практической в графическом редакторе Paint.

  5. ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, проектор, экран, программное обеспечение (графический редактор Paint)

ХОД УРОКА



  1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

Учитель. Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут Альбина Александровна. Я буду вести у вас уроки информатики.

(Дети рассаживаются за парты)



  1. АКТУАЗИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель. На протяжении нескольких уроков вы знакомились с разделом информатики, который называется логика. (С- 1).

Давайте вспомнить некоторые понятия этой науки.

Итак, что же изучает наука логика?

Ученики. Логика - это наука, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.

Учитель. Правильно. В этом году мы с вами изучим основные формы мышления, их три. С одной формой вы уже познакомились. Как же называется одна из форм мышления?

Ученики. Понятие.

Учитель. Верно. Сегодня на уроке мы продолжим изучать формы мышления. Как называется вторая форма мышления, вы узнаете, разгадав кроссворд (С-2).

Учитель на каждый стол ложит листочек с вопросом к кроссворду. Ученики работают в парах, готовят ответ на вопрос. Время на подготовку ответа 1 минута. Учащиеся отвечают в соответствии с номерами вопросов.

Учитель. Все молодцы, справились с заданием, теперь назовите мне вторую форму мышления?

Ученики. Суждение.

Учитель. Наша с вами задача выяснить, что такое суждение, чем оно отличается от понятия, дать определение этому новому термину в соответствии с правилами построения определения. В работе нам поможет наука логика и ее логические приемы, которые были в кроссворде. Освоив формы и приемы мышления, вы научитесь думать, рассуждать. А это одно из главных общеучебных умений, которое необходимо каждому из вас, на любом учебном предмете.

Откройте тетради и запишите тему урока «Суждение как форма мышления» (С-3)



  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель. Сегодняшний урок традиционно состоит из двух частей: теоретической и практической. (С-4).

От вашей активной работы на уроке и от того как внимательно вы будете слушать зависит качество выполнения вашей домашней работы, за которую я буду выставлять оценки.

В мышлении понятия не выступают разрозненно, они определенным образом связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение.

Суждение - это форма мышления, в которой что - либо утверждается или отрицается об объектах, признаках или отношениях объектов (С-5).

Давайте сравним определения двух форм мышления, найдем в них видовое понятие, родовое понятие и видовое отличие.

Ученики. Записывают определение суждения и работают с его элементами.

Учитель. Используя примеры слайда назовите, где по- вашему понятие, а где суждение?

Языковой формой представления суждения является повествовательное предложение. (С-6) Посмотрите на слайд и прочитайте суждения. Какое из них являются истинным, а какое ложным?

Молодцы. Мы с вами подошли ко второму вопросу: классификация суждений. Понятие классификации мы уже сегодня повторяли, назовите еще раз, что же такое классификация.

Ученики. Классификация - это распределение объема некоторого понятия по избранному основанию на ряд частей.

Учитель. Хорошо. На какие же виды можно делить суждения? Используйте предыдущий пример.

Ученик: Истинные и ложные.

Учитель. Правильно, а еще суждения можно делить на простые и сложные.(С-7)

Давайте будем вместе разбираться с этим делением.

На С- 8, только 4 суждения являются простыми, какое по вашему мнению будет сложным?

Все найденные вами простые суждения в свою очередь можно разделить еще на 4 группы. (С-9). Начертите в тетради таблицу и запишите суждения со слайда в ее ячейки. Но сначала давайте проанализируем содержание суждения и определим его вид. Второй пример в каждую ячейку запишите дома. При этом можно использовать свои примеры или примеры из упражнения к параграфу.

Учащиеся заполняют таблицу примерами со слайда.









Простые суждения

Утверждения

Отрицания

  1. Частноутвердительные

Примеры:

1)

2)

2. Общеутвердительные

Примеры:

1)

2)

  1. Частноотрицательные

Примеры:

1)

2)

2. Общеотрицательные

Примеры:

1)

2)

Учитель. Теперь поговорим о сложных суждениях. Сложные суждения образуются из простых с помощью связок, называемых логическими: «и», «или», «неверно, что …», «если …, то …». (С-10)

Перед вами представлены примеры простых суждений. Вам нужно из них составить сложные суждения, используя логические связки и занести в таблицу (С-11).

«Каждый четырехугольник имеет четыре угла»

«Каждый компьютер комплектуется акустическими колонками»

«Джойстик не является устройством вывода информации»

«Каждый компьютер комплектуется акустическими наушниками»

«Каждый четырехугольник имеет четыре стороны»

«Ласточки летают низко»

«Скоро будет дождь»

Логические связки

Сложные суждения

  1. … и …

  2. … или …

  3. Неверно, что …

  4. Если …, то …


Ученики. Зарисовывают таблицу, составляют сложные суждения и записывают их в таблицу)

Учитель. Часто применяются и такие слова-связки, как: «для … необходимо …», «для … достаточно …», «для … необходимо и достаточно …» и пр. В подобных связках мы используем условия. (С-12)

Если некоторое событие не может иметь место без определенного условия, то это условие является необходимым.

Если некоторое событие обязательно имеет место при определенном условии, то это условие является достаточным.

Если без определенного условия не может быть некоторого события, а из наличия этого условия следует данное событие, то условие является необходимым и достаточным.

Логические связки

Вставьте связку

  1. Для … необходимо …

  2. Для … достаточно …

  3. Для … необходимо и достаточно …

1. Для того чтобы выводить созданные на компьютере документы на бумагу, … принтер.

2. Для того чтобы число делилось на 5, … , чтобы оно оканчивалось нулем.

3. Для того чтобы число делилось на 10, …, чтобы оно оканчивалось нулем.

Запишите примеры, вставив нужную логическую связку.

Ученики. Записывают сложные суждения в тетрадь.

  1. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель. Всем спасибо, работали хорошо. Давайте кратко повторим основные моменты изученной нами темы.

На С-14 записаны начала предложений, ваша задача закончить их.

Ученики работают с материалом слайда.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (С-15)

  2. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ (С-16)

Учитель. Ребята, а теперь приступим к практической части урока. Вы будете выполнять задания в графическом редакторе Paint.

Откройте учебник на стр. 144, 145 Практическая работа 9, задания № 2, 4. Необходимые заготовки находятся в ваших папках.

Инструктаж по ТБ.

Ученики садятся за компьютеры, расписываются в журналах по ТБ и приступают к выполнению практической работы.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Выставление оценок за работу на уроке.











© 2010-2022