Рабочая программа по информатике к УМК Босовой 8 класс, 2015 г

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы по информатике и ИКТ для 8-9 классов Л.Л. Босовой (metodist.lbz.ru).

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики и ИКТ для 8-9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.


Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

  • умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.


Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 8 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 8 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.


Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников 8 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.


Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок контроля знаний;

  • обобщающий урок;

  • комбинированный урок.


В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.


Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Виды контроля:

  • входной - осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;

  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;

  • проверочный - осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;

  • итоговый - осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Формы итогового контроля:

  • тест;

  • творческая практическая работа;


Количество учебных часов:

Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 35 часа в год.

Уровень обучения - базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.

Учебно-методический комплекс:


Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса

8

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2014

Информатика и ИКТ: Электронная Рабочая тетрадь для 8 класса

8

Д. Тарасов

http//videouroki.net

2014

Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса

8

Л.Л. Босова

metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php

Цели обучения в 8-м классе

Основными целями изучения информатики в 8-м классе являются:

  • расширение знаний об информации и информационных процессах;

  • закрепление и расширение знаний и умений по технологии работы в системной среде Windows;

  • освоение технологии работы в растровом редакторе Gimp и векторном редакторе Incskape;

  • освоение технологии работы в текстовом процессоре Word;

  • освоение технологии работы в глобальной сети Интернет;

  • освоение технологии работы c мультимедиа презентациями;

  • формирование представления об основах кодирования;

  • закрепление и расширение знаний по техническому обеспечению информационных технологий.

В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа, а не 35 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час за счет резервного времени.

Программой предусмотрено проведение:

Контрольных работ - 5,

Практических работ - 19

Компьютерный практикум - 9.


Учебно-тематический план

34 ч/год (1 ч/нед.)


Название темы

Кол-во часов

В том числе:

Теория

Практика

Контроль ЗУН

1

Математические основы информатики

9

5,5

2,5

1

2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7

3

3

1

3

Основы алгоритмизации

4

1,5

2

0,5

4

Начала программирования

9

4

4,5

0,5


Итоговое повторение

2

1

-

-


Итого:

35

17

14

4

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Математические основы информатики (9 ч)

Системы счисления. Цифра. Алфавит. Позиционная система счисления. Основание. Развернутая форма записи числа. Свернутая форма записи числа. Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления.

Представление чисел в компьютере. Разряд. Беззнаковое представление целых чисел. Представление целых чисел со знаком. Представление вещественных чисел.

Элементы алгебры логики. Высказывание. Логические операции. Конъюнкция. Дизъюнкция. Отрицание. Логическое выражение. Таблица истинности. Законы логики.

Аналитическая деятельность:

  • различать позиционные и непозиционные системы счисления;

  • уметь записывать числа в развернутой форме записи числа;

  • уметь переходить от развернутой формы записи числа к свернутой форме,

  • уметь кодировать числа в различных системах счисления (двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной) с помощью калькулятора и по правилам перевода чисел из десятичной записи в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную;

  • уметь переводить числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятеричную по правилам перевода и с помощью калькулятора;

  • уметь переводить из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления и обратно;

  • уметь представлять целые и вещественные числа в двоичном коде;

  • уметь составлять таблицы истинности с использованием логических операций , решать с помощью алгебры логики логические задачи, анализировать истинность высказываний с помощью законов логики.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать числа по известным правилам кодирования;

  • переводить числа из одной системы счисления в другую;

  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

Компьютер как универсальное устройство

для работы с информацией (7 ч)

Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.

Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.

Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке ) при включении компьютера;

  • определять основные характеристики операционной системы;

  • планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

  • соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройств;

  • получать информацию о характеристиках компьютера;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

  • выполнять основные операции с файлами и папками;

  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

  • упорядочивать информацию в личной папке;

  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

  • использовать программы-архиваторы;

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Основы алгоритмизации и начала программирования

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Характеристики исполнителей. Способы описания алгоритмов. Словесное описание. Блок-схемы алгоритмов. Объекты алгоритмов. Величина. Константа. Команда присваивания. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «следование». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках алгоритмического программирования. Основы программирования на языке Паскаль. Общие сведения о языке Паскаль. Структура программы. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов.

При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обо­значения:


- урок изучения новых знаний

УИНЗ

- урок закрепления знаний

УЗЗ

- комбинированный урок

КУ

- урок обобщения и систематизации знаний

УОИСЗ

- урок контроля

УК


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% - «3»;

  • 71-85% - «4»;

  • 86-100% - «5».

По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

  • «1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В 8 КЛАССЕ

В результате изучения курса информатика и ИКТ 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;

  • о программном принципе работы компьютера - универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;

  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;

  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;

  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Учебно-методические пособия для учителя

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:

  • учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 8 класс» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.;

  • электронная рабочая тетрадь для 8 класса. Д. Тарасов 2014 г;

  • Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php

Дополнительная литература


  1. Стандарт базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года.

  2. Примерная программа (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263)

  3. Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы)/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. (metodist.lbz.ru)

  4. Пояснительная записка к учебнику «Информатика и ИКТ» для 8 класса. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. (metodist.lbz.ru)

  5. Е.В.Полякова Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) - Волгоград: «Учитель», 2008 [174]

  6. Кузнецов А.А., Пугач В. Тестовые задания. Методическое пособие. - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 + дискета [160]

  7. Самылкина В. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 [161]

  8. Чернов А.В. Информатика. Тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. - Волгоград: «Учитель», 2006 [175]

  9. Шакин В.Н. Информатика. Учебное пособие для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [176]

  10. Шакин В.Н. Информатика. Сборник задач для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [177]

  11. Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум - задачник по моделированию. - Спб. «Питер», 2004 [158]

  12. Тихомиров В.П. Информатика часть 1-5. МЭСИ. - Москва, 2005 [178]

  13. Ларина Э.С. Информатика. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: «Учитель», 2009 [179]

  14. Пышная Е.А. Информатика. 5-11 классы. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. - Волгоград: «Учитель», 2009 [180]

  15. Мендель А.В. Информатика 9-11. Подготовка учащихся к олимпиадам. - Волгоград: «Учитель», 2009 [181]

  16. Энциклопедия учителя информатики ГИ №11-17.07

  17. Олимпиады по информатике ГИ №16.06, 23.06(стр. 22 - 40)

  18. Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса (metodist.lbz.ru)

  19. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

  20. Ресурсы Википедии

Электронные учебные пособия


  1. metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

  2. it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

  3. metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

  4. fcior.edu.ru eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

  5. pedsovet.su Педагогическое сообщество

  6. school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Информатика и ИКТ» 8 класс

2015-2016 учебный год


п/п

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные понятия

Компьютерный практикум

Контроль знаний

Примечание

(ЦОР)

Домашнее задание

Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов)

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Системы счисления

УИНЗ

Знать о требованиях организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики. Иметь общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики и ИКТ. Уметь работать с учебником. Иметь навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Иметь общие представления о системах счисления; Знать сущности понятий «позиционная», «непозиционная система счисления»; Уметь записывать число в развернутой и свернутой форме




Информация, информационная технология, техника безопасности и организация рабочего места. Система счисления, цифра, алфавит, позиционная система счисления, основание, развернутая и свернутая форма записи числа

Компьютерное тестирование на знание техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе.

Зачет, подпись в журнале по ТБ

Презентация «Введение в курс информатики и ИКТ»;

плакат «Техника безопасности». Презентация «Системы счисления»

Введение

краткое сообщение на тему «Информатика - это наука о ….», «ИКТ в современном мире», «Компьютер и здоровье». §1.1.1


2

Двоичная система счисления Практическая работа №1

«Перевод десятичных чисел в двоичные и наоборот»


УИНЗ

Иметь обобщённые представления о различных способах представления информацию. Знать сущность понятия «алфавит». Иметь представления о двоичной системе счисления. Уметь переводить десятичное число в двоичное с помощью правила и на калькуляторе. Знать сущность двоичного кодирования. Уметь кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. Понимать роль дискретизации информации в развитии средств ИКТ

Двоичная система счисления, основание, алфавит, разрядность двоичного кода

Практическая работа №1

«Перевод чисел из десятичной в двоичную систему счисления и наоборот»

Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Двоичные числа»

§1.1.2,


3

Восьмеричная и я системы счисления

УИНЗ

КУ

.

Знать сущность двоичного кодирования. Знать сущность восьмеричного кодирования. Уметь кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. Понимать роль дискретизации информации в развитии средств ИКТ.

Дискретизация, алфавит, мощность алфавита, двоичный алфавит, двоичное кодирование, восьмеричный алфавит,

Работа с приложением «Калькулятор»


Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Восьмеричное кодирование»

§1.1.3

4

Шестнадцатеричная система счисления

УИНЗ

КУ

Знать сущность двоичного кодирования. Знать сущность шестнадцатеричного кодирования. Уметь кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. Понимать роль дискретизации информации в развитии средств ИКТ.

Дискретизация, алфавит, мощность алфавита, двоичный алфавит, двоичное кодирование, восьмеричный и шестнадцатеричный алфавит,

Работа с приложением «Калькулятор»


Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Шестнадцатеричное и восьмеричное кодирование»

1.1.4,


5

Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

УИНЗ

КУ

Знать единицы измерения информации и свободное оперирование ими. Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.

Основание, алфавит, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления


Работа с приложением «Калькулятор»


Практикум, тестирование


§1.1.5,


6

Двоичная арифметика


Уметь выполнять арифметические действия с двоичными числами

Правила арифметических действий с двоичными числами

ЭТ

практикум


1.1.6

7

Компьютерные системы счисления




Работа с приложением калькулятор



1.1.7

8

Контрольная работа «Системы счисления»








9

Представление целых чисел в компьютере

УИНЗ

КУ

Иметь общие представления о внутреннем устройстве оперативной память, о способах двоичного представления информации в памяти компьютера. Уметь представлять целые числа в виде двоичных кодов.


Разряд, беззнаковое представление целых чисел, представление целых чисел со знаком, представление вещественных чисел.

ЭТ

Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Представление числовой информации в памяти компьютера»

§1.2.1


10

Представление вещественных чисел

УИНЗ

КУ

Уметь представлять вещественные числа в виде двоичных кодов. Представление чисел со знаком в памяти компьютера

Прямой, обратный и дополнительный код числа




1.2.2

11-12

Алгебра логики. Высказывание. Логические операции

УИНЗ

КУ

Иметь общие представления об алгебре логики, знать основные логические операции, уметь составлять простейшие таблицы истинности


Алгебра логики, высказывания, логические операции, конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, таблица истинности.

Работа с ресурсом сети Интернет «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции» fcoir.edu.ru

Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Алгебра логики»

§1.3.1 1.3.2

13

Построение таблиц истинности Практическая работа №1

«Ввод символов»


УИНЗ

КУ

Уметь строить таблицы истинности для логических выражений, знать свойства логических операций; применять полученные знания для решения логических задач


Таблица истинности, законы логики


Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Законы логики»

§1.3.3

14

Свойства логических операций




ЭТ

Индивидуальный, фронтальный опрос


§1.3.4

15

Решение логических операций




ЭТ

Индивидуальный, фронтальный опрос


§1.3.5

16

Логические элементы

УОИСЗ

Иметь представления об логических элементах, проследить связь предмета информатики и физики, уметь строить логические схемы

Логические элементы, логические операции


Компьютерное тестирование

Тест

интерактивный тест

1.3.6


17

Контрольная работа «Основы логики»








Тема 3. Основы алгоритмизации (8 часа)

18

Алгоритмы и исполнители.


УИНЗ

Иметь представление о алгоритмах в повседневной жизни, формальных и неформальных исполнителях, уметь выделять СКИ для различных ситуаций, уметь составлять простейшие алгоритмы для формальных исполнителей Робот, Черепашка, Вычислитель

Алгоритм, исполнитель алгоритма, круг решаемых задач, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы исполнителя

ЭТ


Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Основы алгоритмизации»

2.1.1., 2.1.2

19

Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма.


УИНЗ КУ

Иметь представление о свойствах алгоритма, знать понятие дискретность, определенность, результативность, массовость, понять возможности автоматизации деятельности человека

Свойства алгоритма: дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость

ЭТ

Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Свойства алгоритма»

2.1.3, 2.1.4

20

Объекты алгоритмов.

УОИСЗ

Знать понятие величины, уметь определять тип величины, уметь дать величине имя,


Величины, константа, переменная, тип, имя величины

Работа в среде Кумир

Тест


2.3

21

Основные алгоритмические конструкции

УИНЗ КУ

Уметь составлять выражение: математическое и логическое, уметь записывать математические выражения на алгоритмическом языке, уметь использовать команду присваивания при составлении простейших алгоритмов

Математические выражения, логические выражения, строковые выражения, команда присваивания

ЭТ

Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Правила составления и записи выражений на алгоритмическом языке»

2.3.2, 2.3.4

Тема 4. Начала программирования (12 часов)

22

Общие сведения о языке программирования Паскаль Структура программы на языке Паскаль



УИНЗ КУ

Знать назначение и основные режимы работы среды программирования PascalABC. Иметь представление о разнообразии языков программирования, истории возникновения, этапах эволюции. Познакомиться с биографией Н. Вирта., знать алфавит и словарь языка

Язык программирования, программа,. Процедурный стиль программирования



Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «История возникновения и развития языков программирования»

3.1.1


23

Организация ввода и вывода данных

УИНЗ КУ

Иметь представление об организации ввода и вывода данных на Паскале. Уметь составлять простейшие диалоговый программы. Знать возможности использования команд write, Read, Writln, Readln.

Оператор вывода, формат вывода, оператор ввода


Практическая работа в PascalABC


Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Операторы ввода-вывода»

3.2

24

Программирование линейных алгоритмов

УИНЗ КУ

Уметь программировать простейшие линейные алгоритмы, использовать различные типы переменных и констант, уметь записывать математические выражения. Уметь использовать встроенные функции для решения прикладных задач.

Линейный алгоритм, вещественный тип данных, целый тип данных.

Практическая работа в PascalABC


Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Линейные алгоритмы и программы»

3.3.1, 3.3.2

25

Символьный и строковый тип данных. Логический тип данных.


УИНЗ КУ

Иметь представление о символьных и строковых переменных и константах, уметь составлять диалоговые программы, уметь использовать встроенные функции для работы с символами и строками. Иметь представление о логических величинах, уметь составлять логические выражения и использовать их в программах

Символьный тип данных, строковый тип данных, логический тип данных

Практическая работа в PascalABC


Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Строки и символы в Паскале»

3.3.3, 3.3.4


26

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

УИНЗ КУ

Иметь представление о программах с выбором. Знать конструкцию языка Паскаль для составления программ с условием. Различать рациональность использования неполной и полной формы ветвления

Условный оператор, неполный условный оператор.

Практическая работа в PascalABC


Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Оператор ветвления»

3.4.1

27

Составной оператор

УИНЗ КУ

Уметь использовать многообразие способов записи ветвлений. Знать конструкцию языка для составного оператора ветвления.

Составной оператор, вложенные ветвления. Многообразие форм записи ветвления

Практическая работа в PascalABC


Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Составной оператор»

3.4.2, 3.4.3


28

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

УИНЗ КУ

Знать примеры алгоритмов с использованием циклов с заданным условием продолжения работы. Уметь записывать данные алгоритмы на языке Паскаль с использованием специальных конструкций языка.

Цикл «пока» Whilе

Практическая работа в PascalABC


Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Цикл Whilе»

3.5.1

29

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

УОИСЗ

Знать примеры алгоритмов с использованием циклов с заданным условием окончания работы. Уметь записывать данные алгоритмы на языке Паскаль с использованием специальных конструкций языка. Уметь использовать различные варианты программирования циклического алгоритма.

Цикл Repeat.

Практическая работа в PascalABC


ЭТ

Презентация «Цикл Repeat»

3.5.2

30

Программирование циклов с заданным числом повторений

УИНЗ КУ

Знать примеры алгоритмов с использованием циклов с заданным числом повторений. Уметь записывать данные алгоритмы на языке Паскаль с использованием специальных конструкций языка. Уметь использовать различные варианты программирования циклического алгоритма

Цикл «FOR»

Практическая работа в PascalABC


Индивидуальный, фронтальный опрос

Презентация «Цикл For»

3.5.3


31

Различные варианты программирования циклических алгоритмов


Уметь использовать различные виды программирования циклов для решения задач

Цикл с предусловием, с постусловием, со счетчиком

Практическая работа в PascalABC




3.5.4

32

Составление программ на языке программирования Паскаль


УИНЗ КУ

Знать основы алгоритмизации и программирования, уметь различать алгоритмические конструкции, уметь комбинировать линейные алгоритмы, ветвление и циклы.



Практическая работа в PascalABC


Индивидуальный, фронтальный опрос


3.5.4

33-34

Составление программ на языке программирования Паскаль


УИНЗ КУ

Знать основы алгоритмизации и программирования, уметь различать алгоритмические конструкции, уметь комбинировать линейные алгоритмы, ветвление и циклы.



Практическая работа в PascalABC


Индивидуальный, фронтальный опрос




35

Итоговый урок










© 2010-2022