ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Э.Ю. Гимранова, преподаватель спец.предметов по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж», г. Лабытнанги.



Формирование информационной компетентности обучающихся

на уроках профессиональной подготовки


Деловая игра - метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости.

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Сегодня российское образование переживает период огромных трудностей, но именно в это трудное время в нем ведется интенсивная творческая работа. По сути, отечественное образование сейчас представляет собой гигантскую лабораторию, в которой разворачивается беспримерный по своим масштабам педагогический, научно-методический и организационный эксперимент.

Большинство обучающихся воспринимают компьютер как неотъемлемую часть своей жизни. Деятельность, связанная с использованием компьютера, вызывает интерес и положительные эмоции. Эту деятельность нужно направить в русло познания и творчества и рост мотивации к обучению обеспечен.

Основной задачей является организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять обучающимися, развивать их познавательную деятельность.

В современных исследованиях, посвященных вопросам информатизации профессионального образования, отмечается, что одной из важнейших задач повышения качества обучения является подготовка компетентного специалиста. Компетентность специалиста проявляется в различных видах деятельности, сочетая в себе знания, умения, навыки, социальный опыт и личностные качества обучаемого. В частности, информационная компетентность представляет собой систему знаний, умений, навыков и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающую высокий уровень информационной деятельности и информационного взаимодействия специалиста.

Компетентностный подход в настоящее время является одним из наиболее активно развивающихся направлений педагогической теории и практики. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть основные понятия, относящиеся к данному направлению развития отечественного образования. К числу таких понятий следует отнести «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход». Следует отметить, что по общему мнению исследователей, занимающихся проблемами, связанными с развитием компетентностного подхода, до настоящего времени в полной мере не очерчен круг понятий данного направления развития образования и не дано однозначного, общепризнаваемого толкования соответствующим понятиям.

Под компетенцией, следуя В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому будем понимать «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность в определенной области - это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней». Компетентность по существу представляет собой категорию, определяющую систему взаимозависимости знаний, получаемых учащимся, и готовности использовать усвоенные знания, а также умения и навыки в реальной практической деятельности.

Поскольку информационная компетентность имеет деятельностную природу, то можно считать, что формирование информационной компетентности возможно при реализации деятельностного подхода к обучению. Деятельностный подход к обучению представляет собой такой способ организации учебного процесса, в котором системообразующим элементом являются различные виды деятельности, при этом обучающийся, занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности.

Основная цель - подготовка специалиста, обладающего информационной компетентностью и поэтому моими основными задачами являются:

  • формирование у обучающихся умения владеть основными компонентами информационно-учебной деятельности;

  • выработка умений, навыков и способов деятельности для решения профессиональных задач с использованием средств информационных и коммуникационных технологий;

  • формирование потребности и развитие способностей к дальнейшему саморазвитию и самообучению.

Для решения этих задач следуют принципы рефлексии, активности, проектирования, технологичности, мобильности и профессиональной направленности.

Принципы деятельностного подхода в обучении реализуютя через образовательную технологию учебно-деловая игра, используя опыт А. Вербицкого, который считает, что обучение в игре - это важнейшее условие освоения профессиональной деятельности.

Если проследить историю развития игровой культуры, то смело можно сказать, что первыми имитировать жизненные ситуации стали дети еще в первобытном обществе, видя, каким поссетом окружены возвратившиеся с добычей смелые охотники. И дети начинали играть в охоту. Юный царь Петр I, организовавший себе развлечение «Потешное войско» сумел создать впоследствии мощную и профессиональную армию, а играя, учился быть великим полководцем.

Первоначально деловые игры создавались с целью помочь руководителям принимать наиболее рациональные решения на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, которая имеет место в действительности. Ставится актуальная проблемная ситуация. Среди участников распределяются роли должностных лиц, имеющих отношение к разбираемой проблеме. Различие ролевых целей и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.

Сама деловая игра предполагает обучение таким видам деятельности, как проектная, групповая, познавательная, информационная, коллективно-распределенная - исследует уровень понимания и готовности учителя к деятельностному подходу в организации учебно-воспитательного процесса.

Деловая игра - это имитационная модель, воспроизводящая реальные объекты и события, служащая средством эффективного усвоения полученных знаний и непосредственного перехода от учебы к практике и представляет собой модель, в которой содержание обучения задано системой производственных ситуаций или задач, а деятельность обучающихся на той или иной "должности" - системой ролей, ролевых предписаний и правил.

В подготовке и проведении деловой игры можно выделить три основные этапа:

1. Доигровой, включающий содержательную, теоретическую и организационную подготовку игры; отбор участников, инструктаж игропрактикой; доигровую проблематизацию; составление оргпроекта игры; объяснение используемых в игре терминов.

2. Основной (проведение игры), включающий выдачу исходных данных и обеспечение участников бланками принятия решений, установление числа циклов игры и лимита времени на анализ оперативной информации.

3. Заключительный, включающий обсуждение результатов, подведение итогов, оценку успешности действий участников, а также обобщение знаний, полученных в результате проведения деловой игры.

Основные условия проведения: ведущий должен объяснить участникам цель игры; материал должен быть логическим продолжением ранее изученного участниками материала; игра должна быть доступна для самостоятельного поиска и принятия решений участниками.

В результате применения в обучении технологии деловой игры повышается активность учеников, они не просто усваивают новый материал, а проектируют и контролируют траекторию своего развития в профессиональной компетенции.

Важно, чтобы с первых уроков ученики поняли, что они живут в новом «информационном обществе». Активность, критический характер мышления, открытость всему новому и умение в нем ориентироваться, коммуникативные навыки, умение пользоваться информационными ресурсами для решения жизненно-значимых задач - вот характерные черты человека нового «информационного общества».


Список используемой литературы


  1. Ресурсы сети Интернет: ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EB%EE%E2%E0%FF_%E8%E3%F0%E0


© 2010-2022