Интегрированный урок Информация. Информационные процессы и текст

На данном уроке реализуются следующие учебные цели::По русскому языку-обобщить и закрепить знания учащихся о тексте как единице языка;совершенствовать умения и навыки учащихся по теме «Комплексный анализ текста»;-способствовать формированию понятия о речевой деятельности человека;-постепенно готовить учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.По информатике-способствовать формированию понятия об информационной деятельности человека;-обобщить и закрепить знания учащихся об информационных процессах;-с...
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

ОГАОУ СПО «Белгородский правоохранительный колледж

им. Героя России В.В. Бурцева»














Интегрированный урок русского языка и информатики


«информация, информационные процессы и текст»

Преподаватель русского языка и литературы Ларченко Н.С.

Преподаватель информатики и ИКТ Шеметова Л.В.

Белгород, 2014

Интегрированный урок информатики и русского языка

Тема урока: Информация, информационные процессы и текст

Учитель русского языка: Ларченко Нина Сергеевна

Учитель информатики: Шеметова Людмила Васильевна

Тип урока: интегрированный урок информатики и русского языка

Оборудование: ПК; операционная система Windows 7, текстовый редактор Microsoft Word

Файлы с печатным материалом:

  1. электронные тесты «Смысловая и композиционная целостность текста» (Приложение 1);

  2. «Комплексная работа с текстом»

  3. лист самоконтроля

  4. технологическая карта «Практическая работа в текстовый редактор Microsoft Word»

  5. видеоролик

  6. презентация

  7. карточка с домашним заданием

Цели:

Учебная:

По русскому языку

  • обобщить и закрепить знания учащихся о тексте как единице языка;

  • совершенствовать умения и навыки учащихся по теме «Комплексный анализ текста»;

  • способствовать формированию понятия о речевой деятельности человека;

  • постепенно готовить учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

По информатике

  • способствовать формированию понятия об информационной деятельности человека;

  • обобщить и закрепить знания учащихся об информационных процессах;

  • способствовать формированию практических умений и навыков работы в текстовом редакторе Microsoft Word:

  • использовать основные операции с фрагментом текста (копирование, перемещение, удаление);

  • форматировать символы (установка основных и дополнительных параметров);

  • форматировать абзацы;

  • сохранять текстовый документ на носитель.

Развивающая:

  • развивать творческие и познавательные способности учащихся через знакомство с информационными процессами;

  • формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • формирование общеучебных, общелогических, информационно-коммуникативных умений;

  • способствовать повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся и рассмотрению явлений с нескольких сторон;

  • способствовать развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающая:

  • Способствовать формированию у учащихся целостной картины мира;

  • Воспитывать устойчивый интерес к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям;

  • расширять кругозор, способствовать формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

  • воспитывать любовь к родному языку и русской культуре.

План урока:

Содержание

Время

  1. Организационный момент:

    1. Приветствие;

    2. Отметить присутствующих.

1мин.

  1. Актуализация изученного материала:

    1. Просмотр видеоролика.

    2. Постановка целей.

    3. Опрос учащихся по теме «Информационные процессы» (информатика).

10 мин.

  1. Повторение и обобщение знаний по теме «Текст» (русский язык):

Фронтальный опрос.

10 мин.

  1. Компьютерный практикум:

    1. Работа по тесту «Смысловая и композиционная целостность текста».

    2. «Комплексный анализ текста»;

    3. Редактирование, форматирование, сохранение текстового документа.

20 мин.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

2 мин.

  1. Домашнее задание.

2 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку, отметить присутствующих.

  2. Актуализация изученного материала:

Просмотр видеоролика. Определение темы урока (Слайд1). Цели урока (слайд2).

Учитель информатики:

- Значимость изучаемой темы «Информация и информационные процессы» велика. Сегодня хотелось бы с практической стороны обобщить и повторить ещё раз основные понятия темы «Информация и информационные процессы».

В видеоролике речь шла о информационном кризисе.

Информационный кризис - это возрастающее противоречие между объёмом накапливаемой информации в обществе и ограниченными возможностями её переработать.

По оценкам специалистов в настоящее время количество информации, циркулирующее в обществе, удваивается каждые 8-12 лет.

Слайд 3

Чтобы справиться с такой лавиной информации, недостаточно возможностей человеческого организма.

Сформировались новые научные дисциплины - информатика, кибернетика, бионика, робототехника и др., имеющие своей целью изучение закономерностей информационных процессов.

Слайд 4

- Что такое информация?

Ученики:

- Чёткого определения дать нельзя. Термин «информация» произошёл от латинского слова «informetio», означающее разъяснение, изложение, осведомлённость. В обычной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди.

Учитель информатики:

- Что такое информационные процессы?

Ученики:

- Определение: Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.

Слайд 5

- Назовите основные виды информационных процессов

  • обработка информации;

  • хранение информации;

  • передача информации.

Слайд 6

Учитель информатики:

- Что такое информационная деятельность человека?

Ученики:

- Определение: Деятельность человека, связанную с процессом сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Слайд 7

Учитель информатики:

- Что мы понимаем под обработкой информации?

Ученики:

- Определение: Обработка (преобразование) информации - это целенаправленный процесс изменения содержания и формы представления информации. Обработка информации производится каким-то субъектом или объектом (например, человеком или компьютером) в соответствии с определенными правилами. Его называют исполнителем обработки информации. Информация, которая подвергается обработке, представляется в виде исходных данных.

Модель обработки информации



ИсполнительИнтегрированный урок Информация. Информационные процессы и текст

Интегрированный урок Информация. Информационные процессы и текст

Интегрированный урок Информация. Информационные процессы и текст


Слайд 8

Учитель информатики:

- Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена.

-Что мы понимаем под хранением информации?

Ученики:

- Определение: Сохранить информацию - это значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.

Слайд 9

Учитель информатики:

- Хранение информации всегда связано с её носителем:

  • Бумага - основной носитель, так как обладает свойствами дешевизна, прочность, долговечность, удобство нанесения знаков;

  • Электронные носители (получили широкое распространение в наши дни);

  • Человеческая память - важное хранилище информации. Основное свойство человеческой памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, то информация быстро забывается.

Учитель информатики:

-Передача информации - один из важных информационных процессов.

Информацию можно передавать от источника к приёмнику по каналу связи.

Интегрированный урок Информация. Информационные процессы и текст

Универсальным средством передачи информации являются компьютерные сети.

Интегрированный урок Информация. Информационные процессы и текст

Слайд 10,11

Учитель информатики:

-Чтобы информацию передать и сохранить, ей нужно придать форму, т.е. представить в виде рисунка, числа или текста. Для этого, на протяжении всей своей истории человечество использовало разнообразные знаки.

- Развитие информатики, необходимость общения человека с машиной заставила учёных специально обратиться к исследованию речевой деятельности. У информатики и лингвистики очень много общего. Так, например, язык - это знаковая система. А самой крупной единицей языка является текст.


  1. Повторение и обобщение знаний по теме «Текст» (русский язык):

Учитель русского языка:

- Дайте определение: что такое текст?

Учитель читает отрывок из произведения К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Доказать, что это текст.

- Мы живём в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушает, изучаем, создаём сами, когда говорим, пишем… Текст - это наша речь, это жизнь нашего языка. И именно на уровне текста можно увидеть, как совпадает информационная и речевая деятельность человека.

Слайд 12

Информационная деятельность человека

Виды речевой деятельности

Обработка информации

Сворачивание текста.

Выявление авторской позиции.

Интерпретация текста (развёрнутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции).

Хранение информации

Запись текста на носитель.

Передача информации

Слушанье, чтение текста.

- Текст - это речевое произведение, и, чтобы получить больше информации из текста, нужно глубоко осмыслить содержание текста, увидеть связь его содержания и формы (т. е. фонетический, морфологический, лексический, синтаксический уровень). Тексту как единице языка уделяется большое внимание в ваших учебниках, также это нашло отражение в экзаменах ЕГЭ - 11 класс.

- Рассмотрим тест «Смысловая и композиционная целостность текста».

Слайд 15,16

IV. Компьютерный практикум

1. Смысловая и композиционная целостность текста

Прочитайте текст и выполните задания 1-5.


А. Только при сопоставлении правды и поэтического вымысла поэта мы узнаем, как философствовал он над своей жизнью.

Б. Мы получаем возможность проникать в духовную жизнь А.С. Пушкина, вскрывая психологические ходы в его творчестве, умея отделить в нем «правду» от «вымысла», вычисляя углы, под которыми жизнь преломляется в его поэзии.

В. Постигая авторские зашифровки, мы обретаем неизъяснимую радость.

Г. Потому-то биография Пушкина всегда привлекала внимание исследователей, что они видели в ней вернейший и единственный ключ к пониманию его творчества.

Д. …

1.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст

1) Б, Г, А, В 2) В, Г, Б, А 3) Б, А, В, Г 4) В, Б, А, Г

2. Какое предложение должно стоять пятым на месте пропуска

1) Философская лирика занимает особое место в творчестве А.С.Пушкина.

2) Для нас открывается новая истина, такая простая и вместе с тем такая сложная.

3) Эта радость - возможность слышать его суд над собой и миром.

4) На все благородное Пушкин дал благородный отзвук.

3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений

1) узнаем

2) получаем возможность

3) умея отделять

4) жизнь преломляется

4. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным предложением, начертите в тетради его схему.

1) А 2) В 3) Б 4) Г

Слайд 17

- В качестве закрепления выполните компьютерный практикум на материале «Комплексный анализ текста».

2. Комплексный анализ текста

Прочитайте текст и выполните задания 1-9..


(1) С именем Пушкина связывается представление о рубеже в истории развития русского литературного языка.

(2) И в самом деле, трудно понять одну сторону итогов деятельности Пушкина, не считаясь с другой.

(3) Характерно, что в юбилей 1937 года родилось определение исторической роли Пушкина, отразившееся на направление изучения его творчества: «Пушкин - создатель русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы».

(4) В этой формуле объединены две стороны творчества Пушкина: он выступает одновременно и как деятель литературы, и как преобразователь литературного языка, причём обе стороны его творческой деятельности воспринимаются в неразрывном единстве.

1. Озаглавьте текст

2. Доказать, что это текст

3. Тема текста -

4. Идея текста -

5. Тип речи -

6. Стиль речи -

7. Найти изобразительные средства языка:

8. Какое утверждение противоречит содержанию текста? (подчеркнуть)

  1. Пушкин - преобразователь русского литературного языка.

  2. Пушкин - родоначальник новой русской литературы.

  3. Историческая роль Пушкина определяется только тем, что он сделал как поэт.

  4. Изучать творчество Пушкина - это значит исследовать все стороны его деятельности.

9. Укажите словосочетание, в котом есть управление (выделить цветом)

  1. литературный язык;

  2. одновременно выступает;

  3. неразрывное единство;

  4. деятель литературы.

V. Итог урока.

Учитель информатики:

- Ребята, возьмите лист самоконтроля и оцените свою учебную деятельность на сегодняшнем уроке. Вам предлагается в определённой ячейке также оценить форму урока: поставьте свою оценку или впишите краткий отзыв. (Приложение 1)

Рефлексия (в виде составления синквейна) Слайд 18

VI. Домашнее задание

Слайд 19

Учитель русского языка:

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, карточку с домашним заданием. На интегрированном уроке и Д/з тоже будет интегрированным. Я предлагаю вам написать небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем:

- Прочитаем эти темы.

- Но представить текст нужно в электронном варианте, согласно тем форматам, которые задала вам Людмила Васильевна (учитель информатики). Когда вы сдадите работу, то получите оценку по русскому языку - за сочинение, по информатике - за работу по редактированию и форматированию текста в текстовом редакторе.

Приложение 1

Зачетный лист


Фамилия, имя

Как поработал на уроке















Отношение к форме интегрированного урока









© 2010-2022