- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 11 класс (профиль)
Рабочая программа по информатике 11 класс (профиль)
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хасанова И.Н. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа профильного уровня по информатике для 11 класса составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта,
-
«Примерное поурочное планирование по информатике по учебнику: Угринович Н. Д.»
-
учебного плана МБОУ СОШ №6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год,
-
федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом МО РФ (приказ от 31 марта 2014 г. №253).
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
-
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
-
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
-
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
-
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
-
обеспечить успеваемость не ниже 99,2%, качество не ниже 42% через использование индивидуальных заданий для слабоуспевающих детей, занимательных и межпредметных заданий;
-
обеспечить положительную динамику участия школьников различных интеллектуальных конкурсах (олимпиада «Инфознайка» и др.);
-
приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Специфика учебного предмета. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Программа рассчитана на 132 ч в год (4 часа в неделю). Основанием для модификации авторской программы, которая рассчитана на 140 часов, является Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ №6 г. МР Туймазинский район Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год.
Программой предусмотрено проведение:
-
контрольных работ - 3
-
практических работ - 14;
Предполагается продолжение изучения курса в 11 классе с целью соответствия «Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ». Программа полного курса рассчитана на 280 часов (4 часа/неделю).
УМК, на основании, которого ведется преподавание профильного курса информатики в 10 классе: Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ, 2003. Выбор за основу учебников именно этого автора, который дает возможность за два года обучения 10-11 классы пройти практически полную программу подготовки к сдаче ЕГЭ, объясняется спецификой образовательного учреждения. А именно: переменный состав учащихся с различным уровнем подготовки; желание достаточного количества из этих учащихся сдавать ЕГЭ по информатике, для поступления в ВУЗы.
Первый год обучения (10 класс) по представленной программе ориентирован в основном на усвоение и систематизацию основных понятий информатики: информация и свойства, архитектура ПК, файловая система и системные программы, основы логики, алгоритмы и программирование на Turbo Pascal.
Выбор за основу учебников именно этого автора, который дает возможность за два года обучения 10-11 классы пройти практически полную программу подготовки к сдаче ЕГЭ, объясняется спецификой образовательного учреждения. А именно: переменный состав учащихся с различным уровнем подготовки; желание достаточного количества из этих учащихся сдавать ЕГЭ по информатике, для поступления в ВУЗы.
Содержание и объем курса
№
Тема раздела, урока
Количество часов
всего
практических работ
контрольных работ
Окружающий мир как иерархическая система
1
1
Раздел 1. Построение и исследование информационных моделей
43
12
1
2
Раздел 2. Технология создания и обработки текстовой информации
11
13
1
3
Раздел 3. Технология создания, отбора и сортировки информации
20
5
1
4
Раздел 4. Алгоритмизации и объектно-ориентированное программирование
35
16
1
5
Раздел 5. Технология создания и обработки графической информации
6
0
1
6
Раздел 6. Коммуникационные технологии
7
7
0
7
Раздел 7. Информационное общество
2
8
0
8
Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ»
7
0
1
1. Построение и исследование информационных моделей (43 часа)
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение формальной модели движения тела. Компьютерная модель движения тела. Приближенное решение уравнений. Графические и численные методы решения уравнений. Информационные модели развития популяции. Информационные оптимизационные модели. Логические схемы полусумматора и триггера. Теория графов.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Создание компьютерной модели движения тела в электронных таблицах»
Практическая работа №2 «Создание компьютерной модели движения тела в электронных таблицах»
Практическая работа №3 «Создание компьютерной модели движения тела в электронных таблицах»
Практическая работа №4 «Создание компьютерной модели движения тела в электронных таблицах»
Практическая работа №5 «Графические и численные методы решения уравнений»
Практическая работа №6 «Графические и численные методы решения уравнений»
Практическая работа №7 «Приближенное решение уравнений в электронных таблицах»
Практическая работа №8 «Развитие популяции в электронных таблицах»
Практическая работа №9 «Развитие популяции в электронных таблицах»
Практическая работа №10 «Развитие популяции в электронных таблицах»
Практическая работа №11 «Развитие популяции в электронных таблицах»
Практическая работа №12 «Построение и исследование оптимизационной модели»
Практическая работа №13 «Построение и исследование оптимизационной модели»
Практическая работа №14 «Построение и исследование оптимизационной модели»
Практическая работа №15 «Построение и исследование оптимизационной модели»
Практическая работа №16 «Модели логических устройств компьютера»
Практическая работа №17 «Модели логических устройств компьютера»
Практическая работа №18 «Построение и исследование графов»
Практическая работа №19 «Построение и исследование графов»
Практическая работа №20 «Построение и исследование графов»
2. Технология создания и обработки текстовой информации (11 часов)
Основные типы приложений для создания документов. Макет и вывеска в настольных издательских системах. Параметры документа. Текстовые блоки. Блоки изображений, таблиц. Цветоделение в полиграфии. Системы оптического распознавания символов.
3. Технология создания, отбора и сортировки информации (20 часов)
Базы данных. Системы управления базами данных. Реляционные базы данных. Отбор данных с помощью фильтров, запросов. Сортировка данных. Многотабличные базы данных. Связывание таблиц.
Компьютерный практикум
Практическая работа №21 «Создание реляционной базы данных»
Практическая работа №22 «Создание реляционной базы данных»
Практическая работа №23 «Создание реляционной базы данных»
Практическая работа №24 «Отбор данных с помощью запросов»
Практическая работа №25 «Сортировка данных в реляционных СУБД»
Практическая работа № 26«Создание многотабличной базы данных»
Практическая работа №27 «Создание многотабличной базы данных»
Практическая работа №28 «Создание многотабличной базы данных»
Практическая работа №29 «Создание многотабличной базы данных»
Практическая работа №30 «Создание многотабличной базы данных»
4. Алгоритмизации и объектно-ориентированное программирование (35 ч)
Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Введение в объектно-ориентированное визуальное программирование (объекты, события, проекты и приложения). Система объектно-ориентированного программирования MicrosoftVisualBasic 2010. Переменные. Графический интерфейс. Пространство имен MicrosoftVisualVisualBasic 2010. Процедуры и функции. Итерация и рекурсия. Делегаты. Алгоритмы перевода целых чисел и их кодирование на языках ООП. Алгоритмы перевода дробных чисел и их кодирование на языках ООП. Графика на языке программирования MicrosoftVisualVisualBasic 2010. Компьютерная и математическая система координат. Анимация. Модульный принцип построения решений и проектов. Чтение и запись данных в файлы. Массивы. Поиск элемента в массиве. Сортировка числовых массивов. Сортировка строковых массивов.
Компьютерный практикум
Семинар «История развития языков программирования».
Практическая работа №31. «Проект: консольное приложение»
Практическая работа №32. «Проект: переменные».
Практическая работа №33. «Проект: Линейный алгоритм».
Практическая работа №34. «Проект: Неполное ветвление»
Практическая работа №35. «Проект: Полное ветвление»
Практическая работа №36. «Проект: Отметка».
Практическая работа №37. «Проект: Расписание».
Практическая работа №38. «Проект: Функция».
Практическая работа №39. «Проект: Факториал (итерация)»
Практическая работа №40. «Проект: Факториал (рекурсия)»
Практическая работа №41. «Графический редактор».
Практическая работа №42. «Треугольник»
Практическая работа №43. «Система координат»
Практическая работа №44. «Часы»
Практическая работа №45. «Сортировка строковых массивов»
Практическая работа №46. «Заполнение числового массива»
Практическая работа №47. «Заполнение строкового массива»
Практическая работа №48. «Поиск в числовом массиве»
Практическая работа №49. «Поиск в строковом массиве»
Практическая работа №50. «Сортировка числовых массивов»
5. Технология создания и обработки графической информации ( 6 часов)
Цветовой охват. Палитры RGB и CMY. Растровая и векторная графика. Устройства ввода графической информации. Устройства вывода графической информации. Системы управления цветом.
6. Коммуникационные технологии (7 часов)
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Структура HTML- кода Web- страницы.
Компьютерный практикум
Практическая работа №51 «Создание интерактивных Web- страниц»
Практическая работа №52 «Создание интерактивных Web- страниц»
Практическая работа №53 «Создание интерактивных Web- страниц»
7. Информационное общество (2 часа)
Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития ИКТ.
8. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ» (15 часов)
Информация. Кодирование информации. Устройства компьютера и программное обеспечение. Алгоритмизация и программирование. Основы логики и логические основы компьютера. Моделирование и формализация. Информационные технологии. Коммуникационные технологии.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые для достижения требуемых результатов обучения:
-
объяснительно-иллюстративные методы
-
проблемное изложение
-
частично-поисковые методы
-
исследовательские методы.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Ученик должен знать/понимать:
-
устройство и основные характеристики современных ПК;
-
принципы кодирования и хранения информации в ПК;
-
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
-
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
-
основные конструкции языка программирования;
-
нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;
Уметь:
-
выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
-
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
-
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
-
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
В учебниках «Информатика и ИКТ. Профильный курс» для 10 и 11 классов не даются определения понятиям, введенным в базовом курсе (сделаны ссылки на учебники базового курса), т.к. предполагается, что базовый курс «Информатика и ИКТ» изучен учащимися в 8-9 классах основной школы.
Учебники «Информатика и ИКТ. Профильный курс» для 10 и 11 классов ориентированы на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения содержатся на Windows-CD и Visual Studio-CD, и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.
Учебники «Информатика и ИКТ. Профильный курс» для 10 и 11 классов содержат в некоторых случаях более общепринятые в информатике синонимы терминам, используемым в стандарте. Например, в учебнике употребляется термин «рекурсивная функция», тогда как в стандарте употребляется термин «вычислимая функция».
Выбор данных новейших систем программирования обусловлен следующими причинами:
-
объектно-ориентированное программирования - это современный стиль программирования, который органически включает алгоритмическое программирование;
-
Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии, биологии, экономики и др. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.
-
Программное обеспечение: ОС Linux, OpenOffice.org и т. д.
Учебно-тематический план
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
по плану
факт
Повторение 1 час
Инструктаж по ТБ. Окружающий мир как иерархическая система
1
Построение и исследование информационных моделей 43 часа
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
1
Построение формальной модели движения тела, брошенного под углом к горизонту
1
Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах
1
Практическая работа №1 «Создание компьютерной модели движения тела в электронных таблицах»
1
Практическая работа №2 «Создание компьютерной модели движения тела в электронных таблицах»
1
Практическая работа №3 «Создание компьютерной модели движения тела в электронных таблицах»
1
Практическая работа №4 «Создание компьютерной модели движения тела в электронных таблицах»
1
Приближенное решение уравнений
1
Графические и численные методы решения уравнений
1
Практическая работа №5 «Графические и численные методы решения уравнений»
1
Практическая работа №6 «Графические и численные методы решения уравнений»
1
Приближенное решение уравнений в электронных таблицах
1
Практическая работа №7 «Приближенное решение уравнений в электронных таблицах»
1
Вероятностные модели. Построение информационной модели с использованием метода Монте- Карло
1
Информационные модели развития популяции
1
Компьютерные модели развития популяции в электронных таблицах
1
Практическая работа №8 «Развитие популяции в электронных таблицах»
1
Практическая работа №9 «Развитие популяции в электронных таблицах»
1
Практическая работа №10 «Развитие популяции в электронных таблицах»
1
Практическая работа №11 «Развитие популяции в электронных таблицах»
1
Информационные оптимизационные модели
1
Построение и исследование оптимизационной модели в электронных таблицах
1
Практическая работа №12 «Построение и исследование оптимизационной модели»
1
Практическая работа №13 «Построение и исследование оптимизационной модели»
1
Практическая работа №14 «Построение и исследование оптимизационной модели»
1
Практическая работа №15 «Построение и исследование оптимизационной модели»
1
Построение информационной модели распознования химических волокон
1
Построение информационной модели распознования химических волокон
1
Логические схемы полусумматора и триггера
1
Логические схемы полусумматора и триггера
1
Логические схемы полусумматора и триггера
1
Модели логических устройств компьютера в электронных таблицах
1
Практическая работа №16 «Модели логических устройств компьютера»
1
Практическая работа №17 «Модели логических устройств компьютера»
1
Информационные модели систем управления
1
Информационные модели систем управления
1
Введение в теорию графов
1
Введение в теорию графов
1
Введение в теорию графов
1
Практическая работа №18 «Построение и исследование графов»
1
Практическая работа №19 «Построение и исследование графов»
1
Практическая работа №20 «Построение и исследование графов»
1
Контрольная работа №1 по теме «Построение и исследование информационных моделей »
1
Технология создания и обработки текстовой информации 11 часов
Основные типы приложений для создания документов
1
Макет и вывеска в настольных издательских системах
1
Параметры документа
1
Текстовые блоки
1
Блоки изображений
1
Блоки таблиц
1
Палитры цветов в системах цветопередачи
1
Цветоделение в полиграфии
1
Компьютерные языковые словари
1
Системы оптического распознавания символов
1
Контрольная работа №2 по теме «Технология создания и обработки текстовой информации»
1
Технология создания, отбора и сортировки информации 20 часов
Базы данных
1
Системы управления базами данных.
1
Практическая работа №21 «Создание реляционной базы данных»
1
Практическая работа №22 «Создание реляционной базы данных»
1
Практическая работа №23 «Создание реляционной базы данных»
1
Использование формы для просмотра и редактирования записей
1
Отбор и сортировка данных.
1
Практическая работа №24 «Отбор данных с помощью запросов»
1
Сортировка данных.
1
Практическая работа №25 «Сортировка данных в реляционных СУБД»
1
Печать данных с помощью отчетов
1
Многотабличные базы данных
1
Связывание таблиц
1
Практическая работа № 26«Создание многотабличной базы данных»
1
Практическая работа №27 «Создание многотабличной базы данных»
1
Практическая работа №28 «Создание многотабличной базы данных»
1
Практическая работа №29 «Создание многотабличной базы данных»
1
Практическая работа №30 «Создание многотабличной базы данных»
1
Повторение материала. Подготовка к контрольной работе
1
Контрольная работа №3 по теме «Технология создания, отбора и сортировки информации»
1
Алгоритмизации и объектно-ориентированное программирование 35 часов
Определение алгоритма. Свойства алгоритма
1
Алгоритмическая структура «ветвление»
1
Алгоритмическая структура «выбор»
1
Алгоритмическая структура «цикл» (со счетчиком)
1
Алгоритмическая структура «цикл» (с предусловием, постусловием)
1
Семинар «История развития языков программирования»
1
Введение в объектно-ориентированное визуальное программирование (объекты, события).
1
Система объектно-ориентированного программирования MicrosoftVisualBasic 2010. Практическая работа №31. «Проект: консольное приложение»
1
Определение переменной. Типы переменных
1
Графический интерфейс. Основные элементы графического интерфейса.
1
Практическая работа №32. «Проект: переменные». Модернизация проекта «Переменные»
1
Практическая работа №33. «Проект: Линейный алгоритм». Модернизация проекта «Линейный алгоритм»
1
Практическая работа №34. «Проект: Неполное ветвление»
1
Практическая работа №35. «Проект: Полное ветвление»
1
Практическая работа №36. «Проект: Отметка».
1
Практическая работа №37. «Проект: Расписание».
1
Пространство имен. Процедуры
Строковые и математические функции.
1
Практическая работа №38. «Проект: Функция». Модернизация проекта «Функция».
1
Итерационные алгоритмы.
1
Рекурсивные алгоритмы.
1
Практическая работа №39. «Проект: Факториал (итерация)»
1
Практическая работа №40. «Проект: Факториал (рекурсия)»
1
Графика на языке программирования MicrosoftVisualVisualBasic 2010. Графические операторы.
1
Практическая работа №41. «Графический редактор».
1
Практическая работа №42. «Треугольник»
1
Компьютерная и математическая система координат.
Практическая работа №43. «Система координат»
1
Анимация. Практическая работа №44. «Часы»
1
Массивы. Заполнение массивов.
Поиск элемента в массиве
1
Сортировка строковых массивов.
Практическая работа №45. «Сортировка строковых массивов»
1
Практическая работа №46. «Заполнение числового массива»
1
Практическая работа №47. «Заполнение строкового массива»
1
Практическая работа №48. «Поиск в числовом массиве»
1
Практическая работа №49. «Поиск в строковом массиве»
1
Сортировка числовых массивов.
Практическая работа №50. «Сортировка числовых массивов»
1
Контрольная работа №4 по теме «Алгоритмизации и объектно-ориентированное программирование»
1
Технология создания и обработки графической информации 6 часов
Цветовой охват
1
Палитры RGB и CMY
1
Растровая и векторная графика
1
Устройства ввода графической информации
1
Устройства вывода графической информации
1
Системы управления цветом
1
Коммуникационые технологии 7 часов
Глобальная компьютерная среда Интернет
1
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям
1
Структура HTML- кода Web- страницы
1
Структура HTML- кода Web- страницы
1
Практическая работа №51 «Создание интерактивных Web- страниц»
1
Практическая работа №52 «Создание интерактивных Web- страниц»
1
Практическая работа №53 «Создание интерактивных Web- страниц»
1
Информационное общество 2 часа
Право в Интернете. Этика в Интернете
1
Перспективы развития ИКТ
1
Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ» -7 часов
Тема 1. Информация. Кодирование информации
1
Тема 2. Устройство компьютера и программное обеспечение
1
Тема 3. Алгоритмизация и программирование
1
Тема 4. Основы логики и логические основы компьютера
1
Тема 5. Моделирование и формализация
1
Тема 6. Информационные технологии
1
Итоговая контрольная работа
1
Этнокультурные особенности Республики Башкортостан будут учтены при поурочном планировании.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект:
-
Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 10 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2006.
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010. Дополнительная литература:
Дополнительная литература:
1. Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.
2. Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
3. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007
5. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. - СПб: БХВ-Петербург, 2002.
6. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике: 10 класс. М.: ВАКО, 2008. 400 с.
Цифровые образовательные ресурсы: по курсу
1. Авторская презентация УМК Угриновича Н. Д. (113 Мб, с видео и звуком). URL:metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/IIKT8-11_2009.zip (дата обращения: 14.07.10).
2. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL:
metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc
2. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: infcd.metodist.ru
5. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: infcd.metodist.ru
6. ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2010 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2010, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
3. pedsovet.org Интернет портал для учителей
4. intel.ru
5.http:/ ege.ru/ Задания ЕГЭ
6. problems.ru/inf/ задачи по информатике
7. mega.km.ru/pc/ Энциклопедия персонального компьютера
Приложение
Годовая контрольная работа
-
Закончите предложение: «Алгоритмом называется …»
а) нумерованный список
б) любая последовательность команд
в) команды, которые может выполнить человек или компьютер
г) конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату
-
Закончите предложение: «Блок-схема - форма записи алгоритмов, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются ….»
а) рисунки
б) списки
в) геометрические фигуры
г) формулы
-
Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется….
а) линейным
б) ветвлением
в) циклическим
-
Алгоритм, записанный на специальном языке, понятном компьютеру, - на языке программирования, называется…
а) компьютерная среда
б) программа
в) система команд исполнителя
г) блок-схема
-
Закончите предложение: «Геометрическая фигура Прямоугольник используется в блок-схемах для обозначения ….
а) начала и конца алгоритма
б) ввода или вывода данных
в) принятия решения
г) выполнения действия
-
Форма графического представления числовых значений, позволяющая облегчить восприятие и интерпретацию числовых данных, называется:
а) диаграммой;
б) блок-схемой;
в) картой;
г) таблицей;
д) чертежом.
-
Электронная таблица предназначена для:
а) трансляции файлов по компьютерной сети;
б) обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц, осуществляемой в процессе экономических, бухгалтерских, инженерных расчетов;
в) упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных;
г) редактирования графических представлений больших объемов информации;
д) визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах.
-
Абсолютные ссылки при перемещении или копировании в электронной таблице
а) преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
б) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
в) в одних случаях меняются, в других нет;
г) преобразуются в зависимости от длины формулы;
д) не изменяются.
-
Диапазон - это:
а) все ячейки одной строки
б) все ячейки одного столбца
в) множество допустимых значений
г) совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы
-
Выделена группа ячеек - A1:B3. Сколько ячеек выделено?
а)10
б) 4
в) 6
г) 3
-
Моделирование - это
а) процесс создания модели
б) формальное описание процессов и явлений
в) метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей
г) наблюдение модели
-
Модель - это …
а) некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса
б) уменьшенная копия реального объекта
в) любой объект окружающего мира
г) стройная девушка
-
Может ли один и тот же объект иметь множество моделей?
а) Да
б) Нет
в) Не знаю
г) Правильного ответа нет
-
Модель по сравнению с моделируемым объектом, содержит:
а) столько же информации
б) меньше информации
в) больше информации
-
Выбрать пару объектов «объект - модель»:
а) страна - её столица
б) курица - цыплята
в) болт - чертёж болта
-
БАЗА ДАННЫХ - это:
а) набор взаимосвязанных модулей, обеспечивающих автоматизацию многих видов деятельности;
б) таблица, позволяющая хранить и обрабатывать информацию;
в) интегрированная совокупность данных, предназначенная для хранения и функционального использования;
г) прикладная программа для обработки информации пользователя.
-
Совокупность логически связанных полей, характеризующих типичные свойства реального объекта - это:
а) ключ;
б) поле;
в) запись;
г) отчет.
-
Отчет, создаваемый на базе запроса, позволяет:
а) представить данные в удобной для чтения и анализа форме;
б) сгруппировать записи с вычислением итоговых и средних значений;
в) включить в отчет и напечатать графические объекты;
г) проводить сортировку и выборку записей.
-
Организованную совокупность структурированных данных в определенной предметной области называют:
а) электронной таблицей
б) маркированным списком
в) базой данных
-
Записью в реляционных базах данных называют:
а) ячейку
б) столбец таблицы
в) имя поля
г) строку таблицы
-
Гиперссылки - это
а) активные элементы Web-страниц
б) пассивные элементы Web-страниц
в) элементы не Web-страниц
Темы для проектной деятельности учащихся
Проект «Создание базы данных»
Особенность данного проекта заключается в том, что сначала следует получить консультацию перед началом проекта у учителя-предметника. Начальный этап проектирования - сбор предметной информации (библиотека, медиатека, интернет). По завершении проекта он рецензируется у того же учителя-предметника.
Тип проекта: практико-ориентированный
Планируемый результат: создание базы данных по одной из предметных областей (по профилю обучения)
Цель:углубление знаний по различным школьным дисциплинам.
Предметная область: информатика и физика (математика)
Длительность:3 урока
Ход проекта:
-
Определение темы для создания базы данных.
«Планеты Солнечной системы»
«Великие физики - нобелевские лауреаты»
«Великие математики от древности до наших дней»
«Языки программирования: история развития»
«История развития вычислительной техники в лицах»
«Словарь терминов по информатике»
«Правильные многогранники»
-
Отбор материала, его анализ, разработка базы данных (не менее 12 записей); Необходимо предусмотреть хранение в базе видео, графических и звуковых файлов, а также кратких очерков об объектах базы данных.
-
Разработка формы для базы данных;
-
Составление 10 запросов к базе данных;
-
Подготовка макет страниц для брошюры с данными из базы данных;
-
Защита проекта.
Проект «Из истории моей семьи»
Тип проекта: практико-ориентированный
Планируемый результат: создание генеалогического древа семьи (иерархическая модель)
Цель:углубление знаний по истории своей семьи.
Предметно-содержательная область: информатика и биология
Длительность:3 урока
Ход проекта:
-
Постановка целей и задач проекта.
-
Отбор материала, его анализ, разработка генеалогического древа семьи в программе (SimTree).
-
Подготовка презентации для защиты проекта.
-
Защита проекта.