Технологическая карта урока информатики Построение диаграмм в MS Excel

Для данного урока применена кейс-технология, которая наглядно демонстрирует обучающимся где его знания могут пригодиться в реальной жизни Используя имитационное моделирование средствами электронных таблиц обучающийся "примеряет на себя" роль аналитика, статиста.  В ходе урока актуализируются знания о наглядном представлении изменения величин с помощью диаграммы, учащиеся приобретают новые способы сбора данных и использование диаграммы для составления прогноза в сфере производства, а также знания...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»

Образовательный портал Мой университет - moi-universitet.ru

Центр подготовки педагогов к аттестации - moi-rang.ru

Технологическая карта урока №2

(разработчики Копотева Г.Л., Логвинова И.М.)

Предмет Информатика Класс 9 Автор УМК И.Г.Семакин

Тема урока Построение диаграмм в программе MS Excel

Тип урока Урок построения системы знаний

1

2


Цель урока

Расширение представлений о практическом применении диаграмм в процессе статистической обработки информации и прогнозировании;

Расширение знаний о возможных способах получения информации.


Задачи

Образовательные: выработать умения выделять необходимые входные данные для построения диаграммы при работе с кейсом, научить владению приема прогнозирования с помощью метода имитационного моделирования средствами программы MS Excel;


Развивающие: развивать умения работать с дополнительными источниками информации (газета, интернет-сайт), способствовать формированию критического мышления, умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, соотносить теоретические и практические знания


Воспитательные: вовлекать в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения, приобретать опыт принятия решения действуя в новой ситуации.



УУД

Личностные: развитие коммуникативных навыков, способностей к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность давать оценку и анализировать информацию, полученную из сети Интернет.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной целью, принятие учебной цели и задачи, осознанное построение речевого высказывания, осуществление пошагового и итогового контроля по результату, самостоятельная оценка правильности выполнения задания, умение адекватно оценивать выполненные действия.

Коммуникативные: формулирование своего мнения с учетом высказываний других, понимание возможности различных позиций других людей, умение ориентироваться на позицию партнера в общении, формулировать свою позицию, контролировать действия партнера в группе, анализировать способы выполнения задания.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, умение доказывать, аргументировать свою точку зрения, выделять главное, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение формулировать тему урока, представление о разных способах выполнения задания.


Основные понятия.

Диаграмма, прогноз, сбор и анализ информации, статистическая обработка, работа с текстом, гипотеза, опыт принятия решений, проект


Межпредметные связи

Экономика, обществознание


Ресурсы

раздаточный материал содержащий кейс "Цена на хлеб в России", карточки для групп "Состав рабочей группы"


Форма урока

Ролевая игра


Технология

Кейс-технология


Ход (этапы) урока, цель этапа урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.Мотивация к знаниям.

Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности

2 мин

Организация беседы:

Два дня назад по каналу Россия-1 в программе "Утро" обсуждали повышение цен на продукты питания. Нас эта тема касается? Почему?

Какие продукты особо важны для населения?

А какой продукт самый необходимый?

Ответы на вопросы:











Мы потребители.

Мясо, хлеб, молоко...


Хлеб

Установле­ние причин­но- след­ственных связей

Принятие учебной за­дачи

Планирова­ние своих действий в соответствии с поставлен­ной целью

Нахождение общего решения в совместной деятельности

Формулирова­ние своего мне­ния с учётом высказываний других

2.Актуализация знаний Постанов­ка цели и задачи урока.

Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей.

3 мин

Организация групповой работы:

Я предлагаю на сегодняшнем уроке остановиться на такой актуальной для нас теме, как изменение цены на хлеб. Возможно у вас возник вопрос "Какая связь между информатикой и ценой на хлеб?". Вспомните последнюю практическую работу, чему вы научились при ее выполнении?

Сформулируйте тему урока, цель.

Вы сегодня - эксперты, специалисты, аналитики.

Организация работы в группе (см. Приложение 3, Состав рабочей группы)

Сегодня для работы над диаграммой у каждого из вас имеется кейс, состоящий из трех частей (ситуация, таблица, глоссарий) и задания. Работать необходимо в группе по выполнению совместного проекта. Распределите роли, точно следуйте инструкциям.

На выполнение каждого этапа дается 5мин

Ответы на вопросы:







Мы научились строить диаграммы по заданным данным, а они наглядно демонстрируют изменение величин.

Построение диаграммы "Изменение цены на хлеб", выяснить как меняется цена.

Установле­ние причин­но- след­ственных связей





Умение сформули­ровать тему урока.

Принятие учебной за­дачи

Планирова­ние своих действий в соответствии с поставлен­ной целью

Нахождение общего решения в совместной деятельности

Формулирова­ние своего мне­ния с учётом высказываний других

3. Вве­дение в тему. Постановка учебной задачи.

Цель: поставить цель учебной деятельности, определить способ и средства ее реализации.

10 мин

Организация индивидуальной работы

Выявление затруднений, организация самостоятельной работы по поиску ответов на вопросы

Создание про­блемной ситуации.

Выполнение заданий (этап 1, этап 2; см. Приложение 3, кейс, блок Задания)


Слушание, выдвижение предположений, формулировка во­просов и ответов на них

Анализ и синтез текста,

Определение основной и второстепенной информации

Умение слу­шать в со­ответствии с целевой установкой.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Беседа. Выдвижение различных предпо­ложений с использова­нием речевых средств.

Понимание возможности различных по­зиций других людей и умение ориентировать­ся на позицию партнёра в общении и

вза­имодействии

4. Реше­ние про­блемы в малых группах. Обмен по­лученной информа­цией. Создание способов решения проблемы.

Цель: построение нового способа действия.

5 мин

Организация работы групп, коррекция результа­тов работы.

Выполнение этапа 3 (см Приложение 3, Задания).

Поиск решения проблемы с помо­щью материалов кейса. Классификация объектов изучения по группам. Заполнение таблицы, составление тезисов с вы­делением особен­ностей объектов изучения

Умение доказывать, аргумен­тировать свою точку зрения, выделять главное, осу­ществлять сравнение, по заданным критериям

Выступле­ние в пределах группы

Осознанное построение речевого вы­сказывания. Осущест­вление итогового и пошагового контроля по результату.

Контролиро­вание пра­вильности и полноты проведённо­го анализа содержания учебного материала в ходе обсуждения в группе.

Владение эле­ментами ком­муникативной рефлексии.

5.Оформление результата (таблица, диаграмма)

Цель: усвоить учащимися новый способ действий.

5 мин

Организация работы групп "по ролям",



Выполнение этапа 4 (см Приложение 3, Задания)

Выступления учащихся, предложения по содержанию таблицы, диаграммы, вариантов решения задачи, прогнозов


Выделение главного. Умение строить рас­суждения в форме связи простых суждений об объ­екте, его строении, свойствах и связях

Выполнение заданий Внесение необходи­мых кор­ректив в действие на основе его оцен­ки и учёта сделанных ошибок

Самосто­ятельное оценивание правильно­сти выполненной работы.

Коррекция

Обсуждение и вынесе­ние общего решения в совместной деятельности

Умение

формулировать свою позицию.

Умение контролиро­вать действия

пар­тнёра в группе. Взаимокон­троль, взаимо­сотрудничество

6. Диагно­стика фор­мируемых умений в приоб­ретении нового знания.

Цель: включение нового способа в действий в систему знаний.

13 мин

Организация предъявления результатов работы групп



Выполнение этапа 5 (см Приложение 3, Задания)

Выступление учащихся, защита проектов,

Ответы на вопросы. Проверка пра­вильности вы­полнения задания

Предъявление различных способов вы­полнения задания


Выполнение заданий


Различение способа и результата действия

Фронтальная работа, отве­ты на задан­ные вопросы

Выполнение учебных дей­ствий в речевой форме.

7. Итог урока

Реф­лексия.

Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий.

7 мин

Организация подведения итогов деятельности:

При разработке диаграмм и построении прогноза у разных групп получились разные результаты, хотя исходные данные были у всех одинаковые. Почему? Можно ли безоговорочно доверять источникам с которыми вы работали на уроке в аналитической деятельности? Почему?

Какой тип диаграммы вы использовали для демонстрации изменения цены на хлеб? Любой ли тип диаграммы пригоден для демонстрации динамики статистической величины?

Д/З: составить и заполнить таблицу, отражающую типы диаграмм, их назначение и область использования.

Рефлексия:

*В какой роли вы сегодня побывали?

*Что делали на уроке?

*Что помогало в вашей деятельности?

Самостоятель­ное оценивание результатов своего труда

Ответы на вопросы

Рефлексия способов и условий действий


Пошаговый контроль результата

Умение дать адекватную оценку вы­полненного действия.

Оценивает достижение поставленных целей.

Выражение своих мыслей

формулирование и аргументация своих мыслей










Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

Кейс-технология базируется на методе конкретных ситуаций, в основе которого лежит имитационное моделирование, основанное на решении практических задач (кейсов).

При использовании кейс-технологии и ее методов учащиеся заметно активизируются на уроке. Ребенок становится субъектом деятельности. При этом использование ситуации из жизни (близкой к жизни) повышает мотивацию к обучению. Ребенок видит, где его знания могут пригодиться в реальной жизни. Благодаря использованию на уроках данной технологии можно говорить о системе предметных, метапредметных умений и личностных качеств обучаемого. Кейс-технология отвечает требованиям, которые задает ФГОС.

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер для каждой группы учащихся, проектор для демонстрации проектов, раздаточный материал содержащий кейс "Цена на хлеб в России", карточки с заданиями для индивидуальной работы учащихся, карточки для групп "Состав рабочей группы"

Список учебной и дополнительной литературы

нет

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

1) grainboard.ru/ - Статья из НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЫ. Дата опубликования 09 декабря 2014, 12:06 Портал о зерновом рынке

2) tsenomer.ru/ - WIKI-сайт ЦЕНОМЕР.

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Шляпина Лариса Владимировна - Кейс "Цена на хлеб" к уроку информатики по теме "Построение диаграмм"

учительский.сайт/Шляпина-Лариса-Владимировна/материалы/keys_cena_na_hleb_k_uroku_informatiki_po_teme_postroenie_diagramm-471807.htm

Приложение 1. Кейс "Цена на хлеб в России"

Приложение 2. Задания

Приложение 3. Состав рабочей группы

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

фронтальная работа, работа в группе, индивидуальная работа; составление хронологической таблицы, диаграммы, продуктивные методы работы с текстом. метод игровое проектирование, тип кейса - практический.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

Есть ограничение для ресурса WIKI-сайт ЦЕНОМЕР (tsenomer.ru/), свободный доступ и размещение любой информации.

Дополнительная необходимая информация

В содержании кейса внесены небольшие изменения по данным таблицы с сайта Ценомер для большей наглядности и полноты информации рассматриваемой в качестве учебной ситуации, что допускается кейс-технологией.


© 2010-2022