- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Блинова Т.И. |
Дата | 15.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН
МБОУ «АМУРСКАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор ______/Блинова Т.И./ ______/Исмаилова М.А/ ___/ВеличкоС.В./
Протокол № ___ от «__» ________2015г. Приказ №_____ от
«__» ________2015г «__» ________2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Блиновой Тамары Ивановны, учителя I категории
ПО ИНФОРМАТИКЕ
8 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _________ от
«___»____________2015г.
2015-2016 учебный год
с.Амурское
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для общеобразовательных учреждений основного общего образования в 8 классе.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.
Рабочая программа по информатике для 8 класса разработана на основе:
-
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
-
Рабочая программа создана в соответствии с действующим в настоящее время Базисным учебным планом (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательными стандартами по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.)
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089)
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на текущий учебный год;
-
С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
-
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004)
-
Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.;
-
Учебным планом МБОУ «Амурская школа»;
-
Рабочей программой МБОУ «Амурская школа».
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи:
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.).
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, мультимедийными продуктами.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего
учебно - методического комплекта «Информатика и ИКТ» (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., Издательство Бином, 2014г.).
Общая характеристика «Информатика и ИКТ»
Программа разработана на основе примерной авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. (Издательство Бином, 2014)
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования (зачета) или итоговой практической работы. В конце второй и четвертой четверти проводятся две контрольные работы с целью контроля усвоения основного учебного материала за каждое полугодие.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в 8 классе - 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю и 9 классе - 68 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю.
Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана (первоначальное знакомство учащихся с информационными технологиями должно пройти в курсах «Окружающий мир» и «Технология» начальной школы). Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности. Не допускается деление предмета на два («Информатику» и «Информационные технологии») при заполнении журналов и аттестационных документов.
Учебный предмет информатика относится к образовательной области : математика , информатика и ИКТ. Изучается в течении 1 года, за счет инвариантной части. 1час в неделю, в год 34 часа.
Требования к подготовке учащихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Результаты обучения
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
-
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
-
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
-
объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей. Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Содержание учебного курса
8 класс (34 часа)
-
Введение в предмет - 1 час.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8 классе. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
-
Человек и информация - 4 часа.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером»
Учащиеся должны знать:
-
связь между информацией и знаниями человека;
-
что такое информационные процессы;
-
какие существуют носители информации;
-
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
-
как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);
-
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
-
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
-
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
-
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
-
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
-
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
-
Первое знакомство с компьютером - 6 часов.
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Практическая работа №2. «Файловая система»
Учащиеся должны знать:
-
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
-
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
-
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
-
типы и свойства устройств внешней памяти;
-
типы и назначение устройств ввода/вывода;
-
сущность программного управления работой компьютера;
-
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
-
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
-
включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
-
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
-
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
-
просматривать на экране каталог диска;
-
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
-
использовать антивирусные программы.
-
Текстовая информация и компьютер - 9 часов.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с буфером обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Практическая работа №3 «Набор и редактирование текста»
Практическая работа № 4 «Форматирование текста. Шрифты»
Практическая работа №5 «Работа с фрагментами через буфер обмена»
Практическая работа № 6 «Работа с таблицами»
Практическая работа №7 «Создание комплексного текстового документа»
Учащиеся должны знать:
-
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
-
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
-
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
-
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
-
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
-
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
-
Графическая информация и компьютер - 6 часов.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Практическая работа № 8 «Работа с конструктором цветов»
Практическая работа № 9 «Создание изображений в векторном графическом редакторе»
Практическая работа №10 «Создание изображения в растровом графическом редакторе»
Практическая работа № 11 «Создание коллажа»
Учащиеся должны знать:
-
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
-
какие существуют области применения компьютерной графики;
-
назначение графических редакторов;
-
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
-
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
-
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
-
Технология мультимедиа - 6 часов.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
Практическая работа № 12 «Создание презентации со статичными слайдами»
Практическая работа № 13 «Создание презентации с анимацией и звуком»
Учащиеся должны знать:
-
что такое мультимедиа;
-
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
-
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Тематическое планирование дисциплины «Информатика и ИКТ»
8 класс
№
Тема
Кол-во часов
Контрольные работы
Практическая часть
Введение в предмет
1
Человек и информация
4
1
Первое знакомство с компьютером
6
1
Текстовая информация и компьютер
9
5
Графическая информация и компьютер
6
4
Технология мультимедиа
6
2
Контроль
2
2
13
Итого:
34
2
13
№
Тема
Всего часов
Теория
Практическая работа
8 класс
Введение в предмет. Правила техники безопасности
1
Предмет информатики. Роль инфор-мации в жизни людей. Содержание курса информатики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Работа с клавиатурным тренажером и манипулятором «мышь»
Человек и информация
4
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информа-ционные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации. Зачет по теории
Работа с клавиатурным тренажером.
Эксперимент - измерение объема информации.
Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером»
Первое знакомство с компьютером
6
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организа-ции внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представле-ние данных в памяти компьютера. Организация информации на внеш-них носителях, файлы. Персональ-ный компьютер. Основные устрой-ства и характеристики. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Изучение составных элементов компьютера.
Подключение внешних устройств.
Интерфейс операционной системы, справка.
Файловая система.
Практическая работа №2. «Файловая система»
Контрольная работа №1
1
Текстовая информация и компьютер
9
Тексты в компьютерной памяти: ко-дирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носите-лями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возмож-ности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Создание, ввод и редактирование. Форматирование шрифта, абзаца. Буфер обмена, вставка объектов в текст (рисунки, формулы). Списки. Таблицы.
Шаблоны и стили. Гиперссылки
Практическая работа №3 «На-бор и редактирование текста»
Практическая работа № 4 «Форматирование текста. Шрифты»
Практическая работа №5 «Работа с фрагментами через буфер обмена»
Практическая работа № 6 «Работа с таблицами»
Практическая работа №7 «Создание комплексного текстового документа»
Графическая информация и компьютер
6
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображе-ния; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.
Инструменты графического ре-дактора. Создание и редактиро-вание растрового изображения. Создание и редактирование векторного изображения.
Практическая работа № 8 «Работа с конструктором цветов»
Практическая работа № 9 «Создание изображений в век-торном графическом редакторе»
Практическая работа №10 «Создание изображения в раст-ровом графическом редакторе»
Практическая работа № 11 «Создание коллажа»
Технология мультимедиа
6
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Создание презентации, вставка объектов, демонстрация.
Дизайн презентации.
Анимация в презентации.
Практическая работа № 12 «Создание презентации со статичными слайдами»
Практическая работа № 13 «Создание презентации с анимацией и звуком»
Контрольная работа №2
1
34
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ урока
Дата проведения занятия
Наименование
разделов и тем уроков
Всего
часов
Из них: работ, ч.
Содержание урока
Формы контроля
Домашнее задание по учебнику
7 кл., ЕКЦОР
план
факт
Лабораторные, практические
Контрольная
Теория
Практика
Введение в предмет
1
Предмет информатики. Техника безопасности
1
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информа-тики. Правила техники бе-зопасности и эргономики при работе за компьютером.
Беседа
Стр.6-9;
ч.1, ЦОР № 1, 4
Человек и информация
4
Понятие информации. Восприятие и представление информации
1
Информация и знания. Восприятие информации человеком
Работа с клавиатурным тренажером и манипулято-ром «мышь»
Устный опрос
§1-2; ч.1, г.1, §1 ЦОР № 2, §2 ЦОР № 2
Информационные процессы
1
Информационные процессы
Работа с клавиатурным тренажером
Фронтальный опрос
§3;
ч.1, г.1, §3 ЦОР № 2
Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации
1
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Эксперимент: измерение объема информации
Фронтальный опрос
§4;
Зачет по теме «Введение. Человек и информация» Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером»
1
1
Зачет по теории
Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером»
Зачет по теории
Практическая работа №1
Стр.30-35;
ч.1, доп. г.1, ЦОР № 1-5
Первое знакомство с компьютером
6
Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти
1
Начальные сведения об архи-тектуре компьютера. Основ-ные устройства компьютера. Данные и программа. Прин-цип фон Неймана. Внутрен-няя и внешняя память ком-пьютера.
Изучение составных эле-ментов компьютера. Под-ключение внешних устройств. [ 8: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75302/?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
Беседа
§5-6;
ч.1, г.2, §5 ЦОР № 5,7,
§6 ЦОР № 2
Устройство персонального компьютера и его основные характеристики.
1
Знакомство с комплектацией устройство персонального компьютера, подключение внешних устройств. Основные характеристики персонального компьютера.
Виртуальный конструктор персонального компьютера [ 8: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75304/?interface=catalog&class=50&subject=19]
Устный опрос
§7-8;
ч.1, г.2, §7 ЦОР № 3,
§8 ЦОР № 1,7
Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции
1
Виды программного обеспе-чения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС.
Знакомство с интерфейсом операционной системы, работа со справкой.
Фронтальный опрос
§9-10;
ч.1, г.2, §9 ЦОР № 8,
§10 ЦОР № 1
Файлы и файловые структуры
1
Файловая система как часть ОС. Понятие логического диска. Файловая структура диска, понятие каталога. Путь к файлу
Окно проводника ОС, операции с файлами и папками, файловый менеджер [ 7, 8, 14: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75307/?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
§11;
ч.1, г.2, §11 ЦОР № 1, 9
Пользовательский интерфейс
1
Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Контекстное меню
Работа с объектами интерфейса. Знакомство с оконным интерфейсом Windows [ 3, 4, 10, 15: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75308/?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
§12;
ч.1, г.2, §12 ЦОР № 2
Файлы и файловые структуры
Практическая работа №2. «Файловая система»
1
1
Зачет по теории
Практическая работа №2. «Файловая система» [ 9: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75307/?interface=catalog&class=50&subject=19]
Зачет по теории
Практическая работа №2. «Файловая систем
§11 повт.
Контрольная работа№1
1
1
Контрольная работа
Текстовая информация и компьютер
9
5
Тексты в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.
1
Тексты в памяти компьюте-ра: кодирование символов, текстовые файлы. Гипер-текст.
Представление символьной информации [4: school-collection. edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75311/?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
Беседа
§13;
ч.1, г.3, §13 ЦОР № 2, 4
Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Интерфейс MS WORD.
1
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними.
Основные приемы ввода и редактирования текста. Со-хранение и загрузка фай-лов. Работа со шрифтами.
Фронтальный опрос
§14;
ч.1, г.3, §14 ЦОР № 4
Ввод, редактирование и форматирование текста.
Практическая работа №3 «Набор и редактирование текста»
1
1
Интерфейс MS WORD. Пере-мещение по тексту. Ввод и редактирование текста.
Форматирование шрифта, абзаца. Приёмы форматиро-вания текста. Практическая работа №3 «Набор и редактирование текста»
Практическая работа №3
§15 стр.85 - 88;
ч.1, г.3, §15 ЦОР № 11
Буфер обмена. Режим поиска и замены. Практическая работа № 4 «Форматирование текста. Шрифты»
1
1
Работа с фрагментами текста. Поиск и замена фрагментов.
Работа с буфером обмена. Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Орфогра-фическая проверка текст. Практическая работа № 4 «Форматирование текста. Шрифты» [11: school -collection.edu.ru/catalog/ rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75313/ ?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
Практическая работа № 4
§15 стр.88 - 91;
ч.1, г.3, §15 ЦОР № 12
Списки. Работа со списками.
Практическая работа №5 «Работа с фрагментами через буфер обмена»
1
1
Маркированные, нумерованные списки
Работа со списками
Практическая работа №5 «Работа с фрагментами через буфер обмена» [12: school -collection.edu.ru/catalog/ rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75313/ ?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
Практическая работа №5
§16 стр.93 - 94;
ч.1, г.3, §16 ЦОР № 1, 2
Работа с таблицами.
1
Включение таблиц в текстовый документ
Работа с таблицами. Созда-ние таблицы. Удаление и вставка строк и столбцов. Изменение ширины столб-ца. Заливка и установка гра-ниц для отдельных ячеек таблицы. Сортировка таб-лицы. Вставка графических объектов и формул в текст.
Беседа
§16 стр.94 - 96;
ч.1, г.3, §16 ЦОР № 2, 6, 9, 10
Дополнительные возможно-сти текстовых процессоров. Стили и шаблоны Практическая работа № 6 «Работа с таблицами»
1
1
Знакомство со стилями и шаблонами в текстовом процессоре.
Работа со стилями и шаблонами.
Практическая работа № 6 «Работа с таблицами» [6: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75314/?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
Практическая работа № 6
§16 стр.92 - 93;
ч.1, г.3, §16 ЦОР № 2, 11, 13, 7
Системы перевода и распознавания текстов
Интеллектуальные системы работы с текстом (распозна-вание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Создание гиперссылок в текстовом документе
Фронтальный опрос
§17;
ч.1, г.3, §17 ЦОР № 2,
Практическая работа №7 «Создание комплексного тестового документа»
1
1
Итоговое тестирование по теме [3: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75314/?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
Практическая работа №7 «Создание комплексного текстового документа» [7: school-collection.edu.ru /catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0 /75314/?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
Практическая работа №7
§17
Графическая информация и компьютер
6
4
Компьютерная графика. Области применения компьютерной графики. Технические средства компьютерной графики.
1
Компьютерная графика: области применения, техни-ческие средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Графические редакторы и методы работы с ним. Формула определения объёма видеопамяти.
Создание растрового изображения, инструменты графического редактора. [1, 2, 7-9: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75318/?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
Беседа
§18-20;
ч.1, г.4, §18 ЦОР № 4, §19 ЦОР № 2, 7, §20 ЦОР № 1
Кодирование изображения. Практическая работа № 8 «Работа с конструктором цветов»
1
1
Кодирование изображения. Принцип формирования цве-та пикселя на экране.
Кодирование изображения. Практическая работа № 8 «Работа с конструктором цветов» [8: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75318/?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
Практическая работа № 8 «Работа с конструктором цветов»
§20;
ч.1, г.4, §20 ЦОР № 8
Растровая и векторная графика.
1
Принцип представления изображения. Растровая и векторная графика.
Создание и редактирование векторного изображения
Устный опрос
§21, 23; ч.1, г.4, §21 ЦОР № 1, §22 ЦОР№12
Векторная графика Практическая работа №9 «Создание изображений в векторном графическом редакторе»
1
1
Среда векторного графического редактора. Возможности графического редактора векторного типа.
Работа с векторным графи-ческим редактором. Редактирование векторного изображения. Практическая работа №9 «Создание изображений в векторном графическом редакторе» [12: school-collection.edu. ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75322/?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
Практическая работа №9
§23;
ч.1, г.4, §22 ЦОР № 2-6
Графические редакторы растрового типа Практическая работа № 10 «Создание изображения в растровом графическом редакторе»
1
1
Среда растрового графического редактора. Возможности растрового редактора.
Работа с растровым графи-ческим редактором. Редак-тирование растрового изображения. Практическая работа № 10 «Создание изображения в растровом графическом редакторе» [11: school-collection.edu. ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75322/?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
Практическая работа № 10
§22;
ч.1, г.4, §22 ЦОР № 1, 4, 13-19
Создание коллажа.
Практическая работа №11 «Создание коллажа»
1
1
Что такое коллаж. Принцип создание коллажа.
Практическая работа №11 «Создание коллажа»
Практическая работа №11
Стр. 138-141;
ч.1, доп. г.4, ЦОР № 1, 2
Технология мультимедиа
6
1
Понятие мультимедиа. Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа
1
Что такое мультимедиа; области применения. Пред-ставление звука в памяти компьютера; понятие о дис-кретизации звука. Техничес-кие средства мультимедиа.
Технологии мультимедиа. Аналоговое и цифровое представление звука. [4, 1§24, 5§25,: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75322/?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
Беседа
§24-26;
ч.1, г.5, §23 ЦОР № 1, §24 ЦОР № 3, §25 ЦОР № 1
Компьютерные презентации
1
Компьютерные презентации. Виды презентаций.
Создание презентации, вставка объектов, демон-страция. [3-5, 12-15: school-collection.edu. ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75328/?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
Фронтальный опрос
§27;
ч.1, г.5, §26 ЦОР № 10
Дизайн презентации Практическая работа № 12 «Создание презентации со статичными слайдами»
1
1
Дизайн презентации. Цветовые схемы, шаблоны.
Оформление презентации. Практическая работа №12. «Создание презента-ции со статичными слай-дами» [10: school-collection.edu. ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75328/?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
Практическая работа №12
§27;
ч.1, г.5, §26 ЦОР № 11
Виды анимации
1
Анимация объектов презен-тации, способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов.
Вставка анимации в презентации.
Устный опрос
§27
Технология мультимедиа
1
Технология мультимедиа.
Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презента-ции с применением записан-ного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок).
Фронтальный опрос
Стр.159-165
Практическая работа №13 «Создание презентации с анимацией и звуком»
1
1
Практическая работа №13 «Создание презентации с анимацией и звуком» [11: 328/?interface=catalog&class=50&subject=19 ]
Практическая работа №13
Подгото-вка к к/р
Контрольная работа№2
1
1
Контрольная работа №2
34
13
2
Критерии оцененивания
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой.
При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися знаний и умения применять их в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки знаний являются:
-
устный опрос;
-
письменная проверочная работа;
-
тест;
-
практическая (лабораторная) работа на компьютере;
-
письменная контрольная работа;
-
компьютерная программа;
-
творческая работа;
-
проект;
-
реферат.
При оценке письменных и устных ответов учитель учитывает показанные учащимися знания и наличие ошибок и недочетов в ответах.
Устные ответы
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых закономерностей, даёт точное определение и истолкование основных понятий, величин и единиц их измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, материалом усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых алгоритмов, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования алгоритмов или их составления; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной не грубой ошибки и трёх недочётов, допустил четыре или пять недочётов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.
2. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения, не верное применение операторов в программах, их незнание.
3. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
4. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.
Негрубые ошибки
1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.
2. Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты
1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся в том случае, если верные ответы составляют от 80% до 100% от общего количества
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют от 71 до 79% от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 - 70 % правильных ответов;
«2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Учебно-методический комплект
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/
-
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Литература для учителя
-
Овчинникова Г.Н., Перескокова О.И., Ромашкина Т.В., Семакин И .Г. Сборник дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf
-
Планирование к учебнику «Информатика-базовый курс», 8-9 классы, Семакин И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. Поурочное планирование к учебнику «Информатика», 8-9 классы, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний» school-collection.edu.ru/
-
Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.09.14).
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.09.14).
-
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
-
Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. Планирование к учебнику «Информатика-базовый курс», 8-9 классы. Издательство «Бином. Лаборатория знаний» school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034/?interface=catalog&class[]=50&subject[]=19
-
Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. Планирование к учебнику «Информатика-базовый курс», 8-9 классы. Издательство «Бином. Лаборатория знаний»
school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034/?interface=catalog&class[]=51&subject[]=19
-
Технические средства обучения
-
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Наушники (рабочее место ученика).
-
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Колонки (рабочее место учителя).
-
Сканер.
-
Локальная вычислительная сеть.
-
Программные средства
-
Антивирусная программа.
-
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
-
Векторный графический редактор Inkscape.
-
Визуальный редактор Web-страниц KompoZer.
-
Клавиатурный тренажер Руки солиста.
-
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
-
Операционная система Windows ХР.
-
Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций PowerPoint, электронные таблицы Excel, систему управления базами данных Access.
-
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
-
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
-
Программа построения алгоритмов Стрелочка.
-
Программа построения блок-схем Построитель блок-схем.
-
Программа-архиватор.
-
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
-
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
-
Система программирования ABC Pascal.
-
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).