- Преподавателю
- Информатика
- Игровые педагогические технологии на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей
Игровые педагогические технологии на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хромовских С.С. |
Дата | 07.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Игровые педагогические технологии на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей
Компетентностный подход, который активно вытесняет знаниевую парадигму из учебного процесса, требует не столько усвоения информации о чем-либо, сколько умения эффективно применять полученные знания на практике, оценивая их своевременность, уместность, целесообразность. На наш взгляд, на уроках информатики наиболее успешно формируются информационные и коммуникативные компетентности. Особая роль в формировании компетентностей на уроках информатики в начальной школе принадлежит игровым технологиям.
Напомним, что игра в учебном процессе направлена на решение следующих задач:
-
собственно дидактических, по освоению содержания той или иной предметной области;
-
психологических, т.е. развитие познавательной и личностной сферы субъектов образовательного процесса, оптимизация отношений между детьми, а также между педагогом и учащимися;
-
информационно-коммуникативных как основы для формирования информационной компетентности, овладения навыками анализа и прогнозирования изменений путем моделирования с помощью ИКТ элементов окружающего мира.
Реализация в учебно-воспитательном процессе игровых технологий опирается на следующие дидактические принципы:
-
игра стимулирует познавательную активность детей, "провоцирует" их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;
-
игра позволяет использовать жизненный опыт детей;
-
игровой процесс вариативен, он в принципе не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
-
в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;
-
игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей информационной компетентности благодаря использованию в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий;
-
игровые технологии обеспечивают формирование социальной компетентности, способности к разрешению проблемных ситуаций через более широкий спектр мнений, точек зрения, которые ребенок может получить, имея выход в Internet;
-
игра позволяет формировать наряду с игровыми реальные равноправные партнерские отношение сотрудничества и кооперации, обеспечивающие возможность позитивного личностного развития.
Таким образом, игровые технологи, при грамотном использовании их на уроках, помимо специальных образовательных целей помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.
Игровые технологии на базе ИКТ помогают внедрению компетентностного подхода на уроках информатики.
Своей педагогической находкой считаю творческое использование игровых технологий для формирования ключевых компетентностей. Из многообразия игровых технологий я применяю:
Игровая ситуация на уроке
Для создания на уроке информатики игровой ситуации учебный материал может быть представлен в виде:
- мультимедийных презентаций;
- интерактивных программ;
- графических демонстрационных и раздаточных материалов;
- видео, аудио или мультипликационных фрагментов.
Возникающие перед маленьким человеком на большом экране сказочные герои, фантастические города, виртуальные партнеры, таблицы, карты помогают ребенку активно включиться в процесс обучения и формирования информационной компетентности:
- умения выделять из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи;
- переводить простую информацию из графического представления в текстовое;
- задавать вопросы, указывая на недостаточность информации, предложенной в презентации.
Например, при завершении изучения тематического блока, проводится урок-игра:
"Мальчишки-врунишки" (тема "Логические рассуждения")
"Вестерн" (тема "Отличительные признаки и составные части предметов").
Таким образом создаются условия, способствующие осознанию ребенком переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечивается их вербализация, формируются коммуникативные компетентности:
- умение описать свое отношение к событиям и действующим лицам;
- определять основную мысль, причинно-следственные связи;
- разъяснять свою идею или свое отношение к идеям других членов группы.
Ученик планирует свою деятельность по решению проблемы, соотносит ее с другими участниками игры, при этом формируются способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения правилам игры.
Отдельно нужно сказать об использовании на уроках интерактивной доски. Она обладает в глазах ребенка волшебными возможностями: экран может быстро меняться, закрываться "шторкой", менять цвет, прятать и перемещать объекты, достаточно дать команду пальчиком. Работа с этим учебным оборудованием дает широкие возможности для исследований: учащиеся могут делать записи, рисовать маркером поверх любых приложений, вносить изменения в тексты, карты и схемы, выделяя главную мысль, фиксируя свои наблюдения.
Компьютерные игры на уроках
На сегодняшний день существует огромное разнообразие компьютерных мультимедийных программ, компьютерных дидактических игр и инструментов для их создания. Такие игры стимулируют лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, способствуют формированию положительной учебной мотивации. Использование в учебном процессе мультимедийных дидактических программ формирует информационную компетентность учащегося, позволяя ему комплексно задействовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.
Игровые программы можно поделить на:
а) контролирующие (по принципу "Контрольной" в программе "Наставник"); они выполняют функции контрольно-оценочной деятельности. При выставлении оценок учащиеся с компьютером больше соглашаются, чем с преподавателем, использование информационно-коммуникационных технологий объективирует оценочный компонент;
б) дидактические: их цель - сформировать познавательные и практические умения (например, программа "Мир информатики");
в) тренажерные развивают навыки и умения, моделируют процессы.
Например, при введении на уроках понятий "координаты", "координатная плоскость", на мой взгляд, эффективно использовать игровые программы "Морской бой", "Кони" ПМК "Роботландия", "Координаты" ПМК "Мир информатики" и их аналоги
Таким образом, использование игровых технологий с применением ИКТ позволяет формировать у учащихся умение действовать по инструкции, определять и выстраивать последовательность шагов по решению задачи, принимать на себя ответственность за допущенные ошибки.