- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 9 класс Угриновича Н. Д
Рабочая программа по информатике 9 класс Угриновича Н. Д
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Урсатий С.А. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новоозерская средняя общеобразовательная школа» Тальменского района Алтайского края
«Рассмотрено»
на заседании методического
объединения учителей математики, информатики, физики
Протокол № _____
от «__» августа 20___ года
Руководитель методического объединения:
___ ________С. А. Урсатий
«Утверждаю»
Директор школы
________ Н.Г. Фогель
Приказ №______
от «__» __________ 20__года
Рабочая программа
основного (общего) образования
по информатике
для 9 класса
(Разработана на основе авторской программы Угриновича Н. Д.)
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год.
Составитель:
Урсатий С. А. - учитель информатики
Ст. Озерки 2015г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-х классов и реализуется на основе следующих документов:
-
Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
-
«Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».
-
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253.
-
Основной образовательной программы МКОУ «Новоозерская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
-
Учебный (образовательный) план МКОУ «Новоозерская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
-
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Новоозерская средняя общеобразовательная школа».
Цели изучения информатики:
-
Освоение обязательного минимума содержания информатики и информационных технологий;
-
Формирование системно - информационной системы мира;
-
Формирование базовых понятий информатики: "информация", "информационный процесс", "носитель информации", "система", "структура", "объект", "модель";
-
Освоение навыков поисковой деятельности во "Всемирной паутине" (WWW), как модели поисковой деятельности в целом.
При изучении предмета нужно учесть следующие методические особенности: информатика, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения информатики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса информатики. Гуманитарное значение информатики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получить объективные знания об окружающем мире. Знание информатики (вероятностных и алфавитных подходов в кодировании и декодировании информации), необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Учебный и программно - методический комплекс (УПМК) по базовому курсу "Информатика и ИКТ" в основной школе включает в себя:
-
Информатика - 9. Учебник для 9 класса. Угринович Н.Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
-
Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей (7 - 11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н.Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
-
Windows - CD. Компьютерный практикум CD - ROM. Угринович Н.Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Согласно учебного плана МКОУ «Новоозерская СОШ» на 2013 - 2014 учебный год на изучение курса информатики в 9 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год, из них практических работ 31. Форма промежуточной и итоговой аттестации - тестирование, в 9 классе - 7.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Тематический поурочный план
№п/п
Наименование раздела, тема урока
Количество часов
Тип урока
Формы контроля
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Цель - познакомить с принципами кодирования графической информации, видами графики, создать условия для формирования навыков обработки изображения в векторном и растровом графических редакторов.
Наглядные пособия и ТСО: презентация, видео, КИМ.
15
1
Кодирование графической информации.Практическая работа 1.1.
1
КУ
ПР
2
Растровая графика. Практическая работа 1.2.
1
КУ
ПР
3
Векторная графика. Практическая работа 1.3.
1
КУ
ПР
4
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах
1
УОНМ
УО
5
Инструменты рисования растровых графических редакторов
1
УОНМ
УО
6
Работа с объектами в векторных графических редакторах
1
УОНМ
УО
7
Редактирование изображений и рисунков
1
УОНМ
УО
8
Растровая и векторная анимация Практическая работа 1.4.
1
КУ
УО
9
Растровая и векторная анимация Практическая работа 1.4.
1
КУ
УО
10
Растровая и векторная анимация Практическая работа 1.4.
1
КУ
ПР
11
Кодирование и обработка звуковой информации
1
УОНМ
УО
12
Практическая работа 1.5.
1
УЗИ
ПР
13
Цифровое фото и видео. Практическая работа 1.6.
1
КУ
ПР
14
Цифровое фото и видео. Практическая работа 1.7.
1
КУ
ПР
15
Тестирование
1
УКЗУ
Т
Кодирование и обработка текстовой информации
Цель - познакомить с принципами кодирования текстовой информации, с текстовыми редакторами, создать условия для формирования навыков обработки текстовой информации.
Наглядные пособия и ТСО: презентация, видео, КИМ.
9
15
Кодирование текстовой информации. Практическая работа 2.1
1
КУ
ПР
17
Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа 2.2.
1
КУ
ПР
18
Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов
1
УОНМ
УО
19
Форматирование документа. Практическая работа 2.3.
1
КУ
ПР
20
Форматирование документа. Практическая работа 2.4.
1
КУ
ПР
21
Таблицы. Практическая работа 2.5.
1
КУ
ПР
22
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа 2.6.
1
КУ
ПР
23
Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.7.
1
КУ
ПР
24
Тестирование. Зачетная практическая работа
1
УКЗУ
Т
Кодирование и обработка числовой информации
Цель - познакомить с принципами кодирования числовой информации, с электронными таблицами, создать условия для формирования навыков обработки числовой информации.
Наглядные пособия и ТСО: презентация, видео, КИМ.
10
25
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа 3.1.
1
КУ
ПР
26
Арифметические операции в позиционных системах счисления
1
УОНМ
УО
27
Арифметические операции в позиционных системах счисления
1
УОНМ
СР
28
Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных
1
УОНМ
УО
29
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа 3.2.
1
КУ
ПР
30
Встроенные функции. Практическая работа 3.3.
1
КУ
ПР
31
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа 3.4.
1
КУ
ПР
32
Базы данных в электронных таблицах
1
УОНМ
УО
33
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа 3.5.
1
КУ
ПР
34
Тестирование. Зачетная практическая работа.
1
УКЗУ
Т
Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования
Цель - познакомить с понятием алгоритм, с их свойствами, способами задания, с объектно-ориентированными языками программирования.
Наглядные пособия и ТСО: презентация, видео, КИМ.
20
35
Свойства алгоритма и его исполнители
1
УОНМ
УО
36
Выполнение алгоритмов компьютером
1
УОНМ
УО
37
Линейный алгоритм
1
УОНМ
УО
38
Практическая работа 4.1
1
УЗИ
ПР
39
Алгоритмическая структура «ветвление»
1
УОНМ
УО
40
Практическая работа 4.2
1
УЗИ
ПР
41
Алгоритмическая структура «ветвление»
1
УЗИ
УО
42
Алгоритмическая структура «выбор»
1
УОНМ
УО
43
Практическая работа 4.3
1
УЗИ
ПР
44
Алгоритмическая структура «цикл»
1
УОНМ
УО
45
Практическая работа 4.4.
1
УЗИ
ПР
46
Переменные: тип, имя, значение
1
УОНМ
УО
47
Практическая работа 4.5.
1
УЗИ
ПР
48
Арифметические, строковые и логические выражения
1
УОНМ
УО
49
Практическая работа 4.6
1
УЗИ
ПР
50
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
1
УОНМ
УО
51
Практическая работа 4.7.
1
УЗИ
ПР
52
Основы объектно-ориентированного визуального программирования
1
УОНМ
УО
53
Практическая работа 4.8.
1
УЗИ
ПР
54
Тестирование. Зачетная практическая работа.
1
УКЗУ
Т
Моделирование и формализация
Цель - познакомить с основными понятиями моделирования, этапами моделирования и исследованием модели на компьютере.
Наглядные пособия и ТСО: презентация, видео, КИМ.
10
55
Моделирование, формализация, визуализация
1
УОНМ
УО
56
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
1
УОНМ
УО
57
Построение и исследование физических моделей
1
УОНМ
УО
58
Приближенное решение уравнений
1
УОНМ
УО
59
Практическая работа 5.2.
1
УЗИ
ПР
60
Экспертные системы распознавания химических веществ
1
УОНМ
УО
61
Практическая работа 5.3.
1
УЗИ
ПР
62
Информационные модели управления объектами
1
УОНМ
УО
63
Практическая работа 5.4.
1
УЗИ
ПР
64
Тестирование. Зачетная практическая работа.
1
УКЗУ
Т
Информационное общество
Цель - познакомить с этапами развития человеческого общества, этапами развития ИКТ
Наглядные пособия и ТСО: презентация, видео, КИМ.
3
65
Информационное общество
1
УОНМ
УО
66
Информационная культура
1
УОНМ
УО
67
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
1
УОНМ
УО
68
Итоговое тестирование
1
УКЗУ
Т
69
Повторение
1
КУ
УО
70
Повторение
1
КУ
УО
СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В процессе обучения используются элементы дифференцированного обучения, лекции, групповые формы работы, практикумы.
Формы и способы проверки результатов обучения: тестирование и практические работы, устный опрос. Оценки в журнал в полном объеме выставляются только за тестирование и зачетные практические работы. Практические работы оцениваются по усмотрению учителя, так как они носят обучающий характер. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Критерии и нормы оценки
Оценка практических работ
Оценка «5»
·выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
·проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
·облюдает правила техники безопасности;
·в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
·правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
• работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
•в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
• работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если
·ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
• правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
• строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
• может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
• умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
• допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
• допустил не более 5% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
• если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
• работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
-
Информатика. Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович - М.:-БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008 г.
-
Материалы Интернета
-
Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Э.С.Ларина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 155 с.
-
Практикум по информатике и информационным технологиям. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний 2002 Н. Угринович, Л. Босова, Н. Михайлов
-
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе 8-11 классы. Н.Угринович,, БИНОМ, 2008 (содержит все необходимое программное обеспечение по курсу информатики и ИКТ и позволит учащимся выполнять многие задания практикума непосредственно на компьютере)
-
Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете на сайте "Информатика и информационные технологии" по адресу: iit.metodist.ru