Рабочая программа по информатике 9 класс Угриновича Н. Д

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новоозерская средняя общеобразовательная школа» Тальменского района Алтайского края

«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения учителей математики, информатики, физики

Протокол № _____

от «__» августа 20___ года

Руководитель методического объединения:

___ ________С. А. Урсатий

«Утверждаю»

Директор школы

________ Н.Г. Фогель

Приказ №______

от «__» __________ 20__года



Рабочая программа

основного (общего) образования

по информатике

для 9 класса

(Разработана на основе авторской программы Угриновича Н. Д.)

Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год.

Составитель:

Урсатий С. А. - учитель информатики



Ст. Озерки 2015г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-х классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.

  2. «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253.

  4. Основной образовательной программы МКОУ «Новоозерская СОШ» на 2015-2016 учебный год.

  5. Учебный (образовательный) план МКОУ «Новоозерская СОШ» на 2015-2016 учебный год.

  6. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Новоозерская средняя общеобразовательная школа».

Цели изучения информатики:

  1. Освоение обязательного минимума содержания информатики и информационных технологий;

  2. Формирование системно - информационной системы мира;

  3. Формирование базовых понятий информатики: "информация", "информационный процесс", "носитель информации", "система", "структура", "объект", "модель";

  4. Освоение навыков поисковой деятельности во "Всемирной паутине" (WWW), как модели поисковой деятельности в целом.

При изучении предмета нужно учесть следующие методические особенности: информатика, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения информатики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса информатики. Гуманитарное значение информатики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получить объективные знания об окружающем мире. Знание информатики (вероятностных и алфавитных подходов в кодировании и декодировании информации), необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Учебный и программно - методический комплекс (УПМК) по базовому курсу "Информатика и ИКТ" в основной школе включает в себя:

  • Информатика - 9. Учебник для 9 класса. Угринович Н.Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;

  • Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей (7 - 11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н.Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;

  • Windows - CD. Компьютерный практикум CD - ROM. Угринович Н.Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Согласно учебного плана МКОУ «Новоозерская СОШ» на 2013 - 2014 учебный год на изучение курса информатики в 9 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год, из них практических работ 31. Форма промежуточной и итоговой аттестации - тестирование, в 9 классе - 7.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Тематический поурочный план

№п/п

Наименование раздела, тема урока

Количество часов

Тип урока

Формы контроля

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Цель - познакомить с принципами кодирования графической информации, видами графики, создать условия для формирования навыков обработки изображения в векторном и растровом графических редакторов.

Наглядные пособия и ТСО: презентация, видео, КИМ.

15

1

Кодирование графической информации.Практическая работа 1.1.

1

КУ

ПР

2

Растровая графика. Практическая работа 1.2.

1

КУ

ПР

3

Векторная графика. Практическая работа 1.3.

1

КУ

ПР

4

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах

1

УОНМ

УО

5

Инструменты рисования растровых графических редакторов

1

УОНМ

УО

6

Работа с объектами в векторных графических редакторах

1

УОНМ

УО

7

Редактирование изображений и рисунков

1

УОНМ

УО

8

Растровая и векторная анимация Практическая работа 1.4.

1

КУ

УО

9

Растровая и векторная анимация Практическая работа 1.4.

1

КУ

УО

10

Растровая и векторная анимация Практическая работа 1.4.

1

КУ

ПР

11

Кодирование и обработка звуковой информации

1

УОНМ

УО

12

Практическая работа 1.5.

1

УЗИ

ПР

13

Цифровое фото и видео. Практическая работа 1.6.

1

КУ

ПР

14

Цифровое фото и видео. Практическая работа 1.7.

1

КУ

ПР

15

Тестирование

1

УКЗУ

Т

Кодирование и обработка текстовой информации

Цель - познакомить с принципами кодирования текстовой информации, с текстовыми редакторами, создать условия для формирования навыков обработки текстовой информации.

Наглядные пособия и ТСО: презентация, видео, КИМ.

9

15

Кодирование текстовой информации. Практическая работа 2.1

1

КУ

ПР

17

Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа 2.2.

1

КУ

ПР

18

Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов

1

УОНМ

УО

19

Форматирование документа. Практическая работа 2.3.

1

КУ

ПР

20

Форматирование документа. Практическая работа 2.4.

1

КУ

ПР

21

Таблицы. Практическая работа 2.5.

1

КУ

ПР

22

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа 2.6.

1

КУ

ПР

23

Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.7.

1

КУ

ПР

24

Тестирование. Зачетная практическая работа

1

УКЗУ

Т

Кодирование и обработка числовой информации

Цель - познакомить с принципами кодирования числовой информации, с электронными таблицами, создать условия для формирования навыков обработки числовой информации.

Наглядные пособия и ТСО: презентация, видео, КИМ.

10

25

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа 3.1.

1

КУ

ПР

26

Арифметические операции в позиционных системах счисления

1

УОНМ

УО

27

Арифметические операции в позиционных системах счисления

1

УОНМ

СР

28

Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных

1

УОНМ

УО

29

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа 3.2.

1

КУ

ПР

30

Встроенные функции. Практическая работа 3.3.

1

КУ

ПР

31

Построение диаграмм и графиков. Практическая работа 3.4.

1

КУ

ПР

32

Базы данных в электронных таблицах

1

УОНМ

УО

33

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа 3.5.

1

КУ

ПР

34

Тестирование. Зачетная практическая работа.

1

УКЗУ

Т

Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования

Цель - познакомить с понятием алгоритм, с их свойствами, способами задания, с объектно-ориентированными языками программирования.

Наглядные пособия и ТСО: презентация, видео, КИМ.

20

35

Свойства алгоритма и его исполнители

1

УОНМ

УО

36

Выполнение алгоритмов компьютером

1

УОНМ

УО

37

Линейный алгоритм

1

УОНМ

УО

38

Практическая работа 4.1

1

УЗИ

ПР

39

Алгоритмическая структура «ветвление»

1

УОНМ

УО

40

Практическая работа 4.2

1

УЗИ

ПР

41

Алгоритмическая структура «ветвление»

1

УЗИ

УО

42

Алгоритмическая структура «выбор»

1

УОНМ

УО

43

Практическая работа 4.3

1

УЗИ

ПР

44

Алгоритмическая структура «цикл»

1

УОНМ

УО

45

Практическая работа 4.4.

1

УЗИ

ПР

46

Переменные: тип, имя, значение

1

УОНМ

УО

47

Практическая работа 4.5.

1

УЗИ

ПР

48

Арифметические, строковые и логические выражения

1

УОНМ

УО

49

Практическая работа 4.6

1

УЗИ

ПР

50

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

1

УОНМ

УО

51

Практическая работа 4.7.

1

УЗИ

ПР

52

Основы объектно-ориентированного визуального программирования

1

УОНМ

УО

53

Практическая работа 4.8.

1

УЗИ

ПР

54

Тестирование. Зачетная практическая работа.

1

УКЗУ

Т

Моделирование и формализация

Цель - познакомить с основными понятиями моделирования, этапами моделирования и исследованием модели на компьютере.

Наглядные пособия и ТСО: презентация, видео, КИМ.

10

55

Моделирование, формализация, визуализация

1

УОНМ

УО

56

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

УОНМ

УО

57

Построение и исследование физических моделей

1

УОНМ

УО

58

Приближенное решение уравнений

1

УОНМ

УО

59

Практическая работа 5.2.

1

УЗИ

ПР

60

Экспертные системы распознавания химических веществ

1

УОНМ

УО

61

Практическая работа 5.3.

1

УЗИ

ПР

62

Информационные модели управления объектами

1

УОНМ

УО

63

Практическая работа 5.4.

1

УЗИ

ПР

64

Тестирование. Зачетная практическая работа.

1

УКЗУ

Т

Информационное общество

Цель - познакомить с этапами развития человеческого общества, этапами развития ИКТ

Наглядные пособия и ТСО: презентация, видео, КИМ.

3

65

Информационное общество

1

УОНМ

УО

66

Информационная культура

1

УОНМ

УО

67

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

1

УОНМ

УО

68

Итоговое тестирование

1

УКЗУ

Т

69

Повторение

1

КУ

УО

70

Повторение

1

КУ

УО


СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В процессе обучения используются элементы дифференцированного обучения, лекции, групповые формы работы, практикумы.

Формы и способы проверки результатов обучения: тестирование и практические работы, устный опрос. Оценки в журнал в полном объеме выставляются только за тестирование и зачетные практические работы. Практические работы оцениваются по усмотрению учителя, так как они носят обучающий характер. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Критерии и нормы оценки

Оценка практических работ

Оценка «5»

·выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

·проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

·облюдает правила техники безопасности;

·в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

·правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если

• работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

•в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если

• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;

• работа проводилась неправильно.

Оценка «1» ставится в том случае, если

·ученик совсем не выполнил работу.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся

• правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

• правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;

• строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

• может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если

• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся

• правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

• умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

• допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;

• допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка тестовых работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся

• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

• допустил не более 5% неверных ответов.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

Оценка 3 ставится, если учащийся

• выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

• если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Оценка 2 ставится, если

• работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


  1. Информатика. Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович - М.:-БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008 г.

  2. Материалы Интернета

  3. Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Э.С.Ларина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 155 с.

  4. Практикум по информатике и информационным технологиям. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний 2002 Н. Угринович, Л. Босова, Н. Михайлов

  5. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе 8-11 классы. Н.Угринович,, БИНОМ, 2008 (содержит все необходимое программное обеспечение по курсу информатики и ИКТ и позволит учащимся выполнять многие задания практикума непосредственно на компьютере)

  6. Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете на сайте "Информатика и информационные технологии" по адресу: iit.metodist.ru

© 2010-2022