• Преподавателю
  • Информатика
  • Методические рекомендации по проведению открытого урока на тему Решение прикладных задач в электронных таблицах MS Excel

Методические рекомендации по проведению открытого урока на тему Решение прикладных задач в электронных таблицах MS Excel

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОБПОУ

«Грязинский технический колледж»







Методические рекомендации по проведению открытого урока на тему Решение прикладных задач в электронных таблицах MS Excel





по проведению открытого урока на тему:


«Решение прикладных задач
в Excel».




Выполнил преподаватель информатики
Лавровская Н.В.





Грязи, 2016

Содержание:

Содержание: 3

Введение 4

Цели, задачи и вид урока 5

Этапы урока с указанием форм и целей учебной деятельности 6

1 этап - «Актуализация знаний и самоопределение деятельности» 6

2 этап - «Учебно-познавательная деятельность» 6

3 этап - «Интеллектуально-преобразовательная деятельность». 10

4 этап - «Рефлексивная деятельность». 10

Литература: 13

Рецензия: 14


Введение

Основная форма проведения занятий - урок. В своей работе преподаватели используют различные типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, повторительно - обобщающие, уроки контроля знаний. Каждый из них выполняет свои функции в учебном процессе. На уроках применяются различные методы обучения: наглядные, практические, самостоятельная работа, методы информационных мультимедийных технологий, тестовые методики. Главная идея - не только дать учащимся определенную систему знаний, но и, прежде всего, выработать у них инициативу, развить умение анализировать результаты.

Для объяснения нового материала используют обучающие программы на компьютере, которые выполнены с помощью мультимедийных средств. Данные программы позволяют научить студентов самостоятельному изучению материала, развивают внимательность и собранность при выполнении работы.

Свою педагогическую работу преподаватели направляют на организацию и совершенствование самостоятельной работы студентов. Формируют навыки исследовательской и познавательной деятельности. Рассматривают все возможности самостоятельной работы студентов:

  • выполнение самостоятельных заданий на компьютере;

  • решение задач по карточкам;

  • подбор литературы и написание рефератов;

  • ответы на вопросы-тесты;

  • составление и разгадывание ребусов, кроссвордов;

  • выпуск газет на заданную тему.

Для повторения и закрепления изученного материала используют различные виды проверочных работ: тестирующие программы, выполненные как на компьютере, так и на бумаге; карточки - задания для самостоятельной работы студентов; различные кроссворды.

Цели, задачи и вид урока

Цели урока:

Обучающая - формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) через понятия и способы действий в среде Excel, а именно - регулятивных, познавательных, коммуникативных;

  • Познакомить с основными технологическими приемами при решении задач оптимизации;

  • Приобрести навыки работы с надстройками Excel;

  • Научить использовать инструменты Excel Поиск решения и Подбор параметра.

При этом мы с вами приобретем УУД - познавательные, которые помогут решать нам аналогичные задачи на уроках математики, физики и химии и т.д., личностные - умение совершенствовать имеющиеся знания

Воспитательная - формирование у учащихся мотивов учения, положительного отношения к полученным знаниям; воспитание дисциплинированности; воспитание эстетических представлений на уроке информатике.

Развивающая - развитие на уроке аналитического мышления воли, самостоятельности, ответственности.

Задачи урока - учебно-познавательная, направленная на формирование УУД, а именно умений и навыков по освоению систематических знаний использования функций Excel (Поиск решения и Подбор параметра), а также формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

Тип и вид урока - урок изучения нового учебного материала, а также совершенствование знаний, умений и навыков усвоенного.


Этапы урока с указанием форм и целей учебной деятельности

1 этап - «Актуализация знаний и самоопределение деятельности»

Учитель сообщает цель урока и рассказывает, чем будем заниматься на уроке.

Цель 1 этапа: формирование регулятивных УУД, а именно целеполагание, как постановка учебной задачи.

Давайте вспомним в какой программе мы с вами работали на предыдущих уроках.

Что это за программа? Что она позволяет делать? Для чего нужна? С какими функциями мы с вами уже работали? Вспомним домашнее задание. Я задавала посмотреть в Интернете материал, связанный с надстройками Excel, что такое надстройки, для чего они нужны?

Надстройка - это устанавливаемый компонент, который добавляет пользовательские команды и новые возможности к приложениям Microsoft Office. Надстройки предназначены для реализации новых или обновленных функций, повышающих производительность труда пользователя.

Поиск решения - поиск оптимального значения в ячейке, путем изменения значений в ячейках, используемых при вычислении значения в данной ячейке.

Excel позволяет не только производить расчеты, но и решать сложные задачи из различных сфер деятельности, такие как решение уравнений, задачи прогнозирования и оптимизации и другие. Решение задач такого вида может быть осуществлено с помощью инструмента Поиск решения.

Формулировка таких задач может представлять собой систему уравнений с несколькими неизвестными и набор ограничений на решения. Поэтому решение задачи надо начинать с построения соответствующей модели.

Познакомимся с этими командами на примере.

2 этап - «Учебно-познавательная деятельность»

Цель 2 этапа: формирование познавательных и личностных УУД

Мы выполним задание на освоение содержания учебного материала через задания на «знание», «понимание», «умение», а также покажем примеры алгоритмов действия. В результате этой деятельности у учащихся накапливается материал, позволяющий сформулировать ответы на познавательные задачи. Результатом этого этапа являются приобретенные учениками знания и алгоритмы действия.

Задача. Предположим, что мы решили производить 2 вида полок А и В. На изготовление модели А требуется 3 м3 досок, на изготовление модели В - 4 м3 досок. За неделю можно получить не более 1800 м3 досок. На изготовление модели А требуется - 15 минут, модели В - 30 минут. Рабочая неделя для 4 сотрудников составляет 160 часов. Сколько полок А и В надо изготовить, чтобы получить максимальную прибыль, если полка А стоит 3500 рублей, полка В - 4800 рублей.

Технология работы:

  • Запустите табличный процессор Excel.

  • Заполните таблицу в соответствии с образцом:

    А

    В

    1

    Наименование

    2

    А

    3

    В

    4

    5

    Прибыль

    6

    7

    Затраты на материалы

    8

    Затраты по времени


  • Щелкните правой кнопкой мыши по ячейке В2 и присвойте имя x, так как сначала у нас количество полок вида А равно x. Аналогично присвойте ячейке В3 имя y.

  • Целевая функция, определяющая нашу прибыль, выглядит следующим образом: ПРИБЫЛЬ=3500*x+4800*y.

  • Затраты по материалам равны 3*x+4*y. Затраты по времени равны 0,25*x+0,5*y.

Введем эти данные в нашу таблицу и получим:


А

В

1

Наименование

2

А

3

В

4

5

Прибыль

=3500*x+4800*y

6

7

Затраты на материалы

=3*x+4*y

8

Затраты по времени

=0,25*x+0,5*y

9



  • Выделим ячейку В5 и выберем меню Данные, после чего активизируем команду Поиск решения. Заполним ячейки этого окна следующим образом:

Методические рекомендации по проведению открытого урока на тему Решение прикладных задач в электронных таблицах MS ExcelМетодические рекомендации по проведению открытого урока на тему Решение прикладных задач в электронных таблицах MS Excel

и нажмем Выполнить. Если все сделано правильно, то решение будет таким.

Из решения видно, что оптимальный план выпуска полок составляет 520 штук вида А и 60 штук вида В. Полученная максимальная прибыль составит 2108000 рублей.

Покажем применение еще одной команды для решения этой задачи. Пусть мы хотим получать максимальную прибыль в размере 2500000 рублей. Используем функцию Подбор параметра для определения новых значений. Выберем эту команду и заполним ячейки окна следующим образом и нажмем ОК. Получим следующее решение:

Методические рекомендации по проведению открытого урока на тему Решение прикладных задач в электронных таблицах MS ExcelМетодические рекомендации по проведению открытого урока на тему Решение прикладных задач в электронных таблицах MS Excel


В данном случае изменяли количество полок вида В. Заметим, что необходимо увеличить затраты по времени и затраты по материалам, т.е. надо получать не менее 2127 м3 досок в неделю.

Вывод: повторить алгоритм решения задачи, т.е. еще раз показать чему научились на этом этапе.

3 этап - «Интеллектуально-преобразовательная деятельность».

Цель 3 этапа: формирование личностных и коммуникативных УУД

Учащимся предлагается выполнить аналогичное практическое задание на закрепление полученных знаний, т.е. показать какие универсальные действия вы приобрели в ходе решения первой задачи. Результатом этого является умение решать разнообразные задачи через овладение навыками работы с надстройками Excel. На работу отводится фиксированное время.

Задача: Предположим, что мы решили производить несколько видов конфет. Назовем их условно «А», «В», «С». Известно, что реализация 10 килограммов конфет «А» дает прибыль 9 у.е., «В» - 10 у.е., «С» - 16 у.е. Конфеты можно производить в любых количествах (сбыт обеспечен), но запасы сырья ограничены. Необходимо определить, каких конфет и сколько десятков килограммов необходимо произвести, чтобы общая прибыль от реализации была максимальной. Нормы расхода сырья на производство 10 кг конфет каждого вида приведены ниже:

Сырье

Нормы расхода сырья

Запас сырья

А

В

С

Какао

18

15

12

360

Сахар

6

4

8

192

Накопитель

5

3

3

180

Прибыль

9

10

16


Вывод: показать на доске решение


4 этап - «Рефлексивная деятельность».

На данном этапе уч-ся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ - регулятивное действие) и оценивают деятельность по освоению темы и её перспективы (самооценка - личностное действие).

Учитель задает вопросы: Кто сделал работу? Что получилось? Какие выводы вы можете сделать по работе? Чему вы научились? Предлагается одному из учеников, верно выполнившему задание, показать свою работу остальным и подвести итог задания. (Самооценка полученных знаний)

После этого учитель подводит учеников наводящими вопросами к итогу урока.

Анализ данного примера показывает, что с помощью Excel можно решать различные экономические задачи. С подобными задачами вы можете встретиться на уроках математики, физики, химии, биологии и других. Можно найти все оптимальные решения и выбрать наиболее подходящее с точки зрения дополнительных критериев.

Д/З по группам: найти задачи по физике, химии, биологии связанные с поиском решения, с подбором параметра.

Заключение


Данные методические рекомендации способствует изучению и использованию современных информационных технологических на уроках «Математики» и «Информатики». Они являлась результатом изучения множества программ MS Office и возможностей MS Excel. Предложенный вашему вниманию урок явился гармоничным объединением этих знаний. Задачи, решаемые на уроке жизненные, связанные с изучаемыми предметами.

Литература:

1. Макарова, Н. В. Информатика. Задачник по моделированию. - 9 класс. - СПб.: Питер, 2001.

2. Чернов, А. А., Чернов, А. Ф. Информатика. Сборник элективных курсов. - 9 класс. - Волгоград: Учитель, 2007.







Рецензия:

Методические рекомендации написаны на одну из очень важных тем, так как практические и лабораторные занятия присутствуют в каждом предмете.

Цель методических рекомендаций показать основные способы и приемы организации лабораторных и практических работ, их оформление и проведение. Важным пунктом, отраженным в методической разработке, является проверка и оценка работы.

В качестве лабораторно-практического занятия рассмотрен урок на тему: «Решение прикладных задач в Excel». Урок изучения нового учебного материала, а также совершенствование знаний, умений и навыков усвоенного. Полностью приведена и рассмотрена теоретическая часть темы. Для лабораторно-практического занятия в приложениях приведены инструкционная карта с ходом занятия и его основными моментами, наглядные пособия, карточки-задания.

Данные методические рекомендации является хорошим пособием для проведения лабораторно-практических занятий, а приложение дает наглядное применение данной теории.

В приведенных методических рекомендациях просматривается связь с другими предметами.

Данную методическую разработку можно рекомендовать учителям информатики для проведения практических работ по дисциплинам «Информатика» и «Математика».


Преподаватель /О.В.Сушкова /


© 2010-2022