Рабочая программа по информатике, 10-11 класссы, Макарова

Данный учебный курс по дисциплине «Информатика» предназначен для изучения в 10-ом и 11-ом классах. В этих учебных годах предмет «Информатика» изучаются на более глубоком уровне, чем в других классах. Данный учебный курс предусматривает работа как индивидуально, так и в группах (коллективно). Целями прохождения данного курса являются: - развитие у учащихся системного мышления; - приобретение навыков поиска информации в сети Интернет; - повторение и закрепление полученных ранее знаний о предмете «Информатика».
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Содержание


Пояснительная записка ………………………………………………………………………….…3

Содержание курса

10 класс ………………………………………………………………………..…….5

11 класс …………………..………………………………………………………….8

Контроль знаний, умений и навыков учащихся

10 класс …………………………………………………………………………….10

11 класс …………………..………………………………………………………...11

Требования к уровню подготовки обучающихся ……………………………………………….12

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся ………………………...13

Учебно-методический комплект ………………………………………………………………....15

Перечень программных средств, необходимых для реализации программы …………………16

Поурочный план

10 класс ……………………..……………………………………………………...17

11 класс …………………..………………………………………………………...19

Календарно-тематическое планирование

10 класс …………………..………………………………………………………...20

11 класс …………………..………………………………………………………...30

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом МО РФ № 1089 от 05.03.04 и учебным планом школы на 2012 - 2013 учебный год.

Среднее (полное) общее образование

10 класс

11 класс

Часов неделю

1

1

Всего часов за год

35

33

Программа предусматривает использование УМК Н.В. Макаровой. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Общая характеристика учебного предмета.

В 10-м и 11-м классах предметная область информатики изучается на более глубоком базовом уровне. Это уже уровень профессионального пользователя компьютера. Решаются более сложные задачи с помощью расширенного инструментария технологии работы в освоенных на предыдущем уровне обучения программных средах. При этом организация учебной и познавательной деятельности проходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения проектов, где необходима уже коллективная форма работы. Продолжается изучение технологии моделирования, для чего используется среда табличного процессора. Кроме того, учащиеся продолжают изучать среду программирования Turbo Pascal.

Основными целями изучения информатики в 10-м классе являются:

развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся на основе организации межпредметных связей;

развитие умений технологии поиска информации в Интернет;

закрепление и развитие навыков по моделированию и технологии обработки данных в среде табличного процессора;

закрепление знаний по базовым понятиям информатики;

закрепление и развитие навыков по технологии работы с объектами текстового документа;

освоение информационной технологии представления информации;

освоение информационной технологии проектной деятельности;

воспитание этического и правового отношений в информационной деятельности;

освоение основ программирования в среде Visual Basic.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель системы и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющих значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Закрепление знаний по основам моделирования предлагается реализовать посредством освоения технологии моделирования в табличном процессоре в процессе решения разнообразных задач из разных предметных областей, например физики, математики, биологии и пр.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. В информационном обществе важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные методы и средства. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель - формирование уровня информационной культуры.

Основные задачи изучения курса:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 10 - 11 классах на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Содержание программы

10 класс

№ пп

Основные разделы курса

Всего часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

1

Алгоритмизация и программирование

10

7

1

2

Информация. Информационные процессы

7


1

3

Техническое обеспечение информационных технологий

4

3

1

4

Программное обеспечение информационных технологий

13

9


5

Резерв учебного времени

1




Итого

35

19

3

Алгоритмизация и программирование - 10 часов

Основы программирования в среде Turbo Pascal - 10 часов

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Обрабатываемые объекты: символы и числа, цепочки символов. Обрабатываемые объекты: списки. Массив как способ организации данных. Основные типы задач на обработку массивов: упорядочение элементов массива, удовлетворяющих определенным условиям, находить наименьший (наибольший) элемент массива и т.п. Этапы разработки программы. Способы и приемы разработки алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла.

Практические работы

  1. Разработка программы, реализующей информационную модель.

  2. Разработка программы, реализующей обработку символов.

  3. Разработка программы по обработке одномерного массива.

  4. Суммирование элементов массива.

  5. Поиск по критерию.

  6. Разработка программы для сортировки элементов массива.

  7. Разработка программы, реализующей обработку различной информации.

Контрольные работы

  1. Основы программирования в среде Turbo Pascal.

Информация и информационные процессы - 7 часов

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Информационный объект. Информационная модель объекта. Отличие информационного объекта от информационной модели. Представление числовой информации в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.

Контрольные работы

  1. Информация и информационные процессы

Техническое обеспечение информационных технологий - 4 часа

Локальные сети. Топологии локальных сетей. Протоколы обмена. Протокол передачи данных (TCP/IP). Адресация в Интернете (URL - пользовательский адрес ресурса). Понятие сетевого этикета. Правила этикета для электронной почты, для общения в чате. Пересылка информации через Интернет. Поисковые системы общего назначения. Поле поиска, список разделов каталога, заполнение баз данных поисковых систем, поиск в иерархической системе каталогов, современные поисковые системы, специализированные поисковые системы. Информационная безопасность сетевой технологии работы.

Практические работы

  1. Процедура подключения к Интернету. Отправка и получение почтовых сообщений

  2. Пересылка информации через Интернет. Работа с файловыми архивами

  3. Работа с поисковыми системами. Поиск информации в Интернете.

Контрольные работы

  1. Компьютерные сети

Программное обеспечение компьютерных технологий - 13 часов

Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word - 2 часа

Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного базовых средств редакторов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, параметры абзаца. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). Планирование текста, создание оглавления. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста).

Практические работы

  1. Форматирование объектов текста.

  2. Создание и редактирование графических объектов. Работа со структурой текстового документа.

Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде Power Point - 3 часа

Презентация, дизайн презентации, макет презентации. Демонстрация презентации, гиперссылки, управляющие кнопки, мультимедиа, интерактивность, мастер создания презентации, эффекты анимации, эффекты демонстрации. Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьника».

Практические работы

  1. Шаблоны презентации. Выбор дизайна презентации. Заполнение презентации информацией по теме. Добавление эффектов анимации.

  2. Создание презентации «Техника безопасности в компьютерном классе»

Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Exсel - 4 часа

Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм. Технология накопления и обработки данных. Автоматизированная обработка данных с помощью анкет. Понятие макроса и технология его создания.

Практические работы

  1. Статистическая обработка данных и построение диаграмм.

  2. Технология накопления данных и их обработка в Excel.

  3. Анализ результатов обработки массивов данных.

Информационная технология разработки проекта - 4 часа

Представление об основных этапах проекта и информационных моделях проекта. Разработка информационных моделей проекта: формы анкет, обработка данных представление объектов в разных формах. Защита проекта.

Практические работы

  1. Информационная технология создания социального проекта «Жизнь без сигареты».

  2. Исследование модели социального проекта «Жизнь без сигареты» с позиции основных предметных областей.

Резерв учебного времени - 1 час



11 класс

№ пп

Основные разделы курса

Всего часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

1

Алгоритмизация и программирование

10

8

1

2

Информационная картина мира

8


2

3

Программное обеспечение информационных технологий

12

8

2

4

Повторение

3




Итого

33

16

5

Алгоритмизация и программирование - 10 часов

Основы программирования в среде Turbo Pascal - 10 часов.

Представление о среде разработки проекта Turbo Pascal. Интерфейс среды. Основные понятия и инструментарий среды Turbo Pascal. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла. Возможности обработки графической информации в языках программирования. Технология работы с формой и графическими методами. Метод последовательной детализации. Управляющие элементы. Процедуры и функции. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.

Практические работы

  1. Разработка программы, реализующей обработку различной информации.

  2. Разработка программы, содержащей операторы машинной графики.

  3. Разработка программы, содержащей операторы машинной графики.

  4. Разработка программы, использующей процедуру.

  5. Разработка программы, использующей процедуру.

  6. Разработка программы, с использованием логических операций.

  7. Разработка программы, с использованием логических операций.

  8. Разработка программы, использующей процедуру и функцию

Контрольные работы

  1. Основы программирования в среде Turbo Pascal

Информационная картина мира - 8 часов

Основы социальной информатики - 5 часов

Доиндустриальное общество, индустриальное общество, информационное общество. Информационная революция. Этапы развития общества. Информационные ресурсы, их роль и значение в развитии общества. Информационный продукт, его виды. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Право собственности на информационный продукт. Право владения информационным продуктом. Право пользования информационным продуктом. Информационная безопасность. Основные цели и задачи информационной безопасности. Источники информационных угроз. Методы и защиты информации от информационных угроз.

Контрольные работы

  1. Основы социальной информатики

Информационные системы и технологии - 3 часа

Информационные системы. Классификация информационных систем по характеру использования информации. Информационные технологии. Отличия информационной системы и информационной технологии.

Контрольные работы

  1. Информационные системы и технологии

Программное обеспечение информационных технологий - 12 часов

Информационные технологии автоматизированной обработки текстовых документов - 4 часа

Базовые приемы работы с текстом, проверка правописания, автоматическая замена опечаток. Автоматическая коррекция отсканированного текста. Стилевое оформление текста. Перекрестная ссылка и ее назначение. Технология использования перекрестных ссылок в документе. Оглавление и автоматическая нумерация таблиц и рисунков.

Практические работы

  1. Инструменты автоматизации редактирования.

  2. Инструменты автоматизации форматирования. Создание оглавления. Перекрестные ссылки.

Контрольные работы

  1. Информационные технологии автоматизированной обработки текстовых документов

Информационная технология хранения данных - 8 часов

Базы данных. Табличные базы данных. Назначение процесса структурирования данных, особенности иерархической модели, сетевой модели и реляционной модели данных. Системы управления базами данных (СУБД). Объекты СУБД. Основные этапы разработки базы данных. Задачи, решаемые на каждом этапе работы в СУБД. Теоретические этапы разработки базы данных. Создание базы данных в СУБД Access. Технология создания и редактирования структуры базы данных. Элементы управления формы. Изменение дизайна формы. Сортировка записей. Вложенные сортировки. Назначение фильтров и запросов. Простой и сложный фильтр. Простой и сложный запрос. Мастер запросов. Назначение отчета в табличной базе данных. Мастер отчетов.

Практические работы

  1. Система управления базами данных Access. Назначение, интерфейс, инструменты.

  2. Теоретические этапы разработки базы данных. Создание таблиц. Связи между таблицами и ввод данных в связанные таблицы.

  3. Формы.

  4. Сортировка и отбор данных.

  5. Создание запросов.

  6. Создание отчетов.

Контрольные работы

  1. Информационные технологии хранения данных

Повторение - 3 часа

Контроль знаний, умений и навыков учащихся

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление класса на две группы. Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся выполняют практические работы с использованием компьютера, направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума - интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата. При выполнении работ практикума предполагается использование материала и заданий из других предметных областей. Объемные практические работы рассчитаны на несколько учебных часов. Практические работы включают подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий, а также включаются в домашнюю работу и проектную деятельность.



10 класс

Формы

контроля

Количество

1 полугодие

2 полугодие

Всего за год

Практическая работа

7

12

19

Контрольная работа

1

2

3



Практические работы


  1. Разработка программы, реализующей информационную модель.

  2. Разработка программы, реализующей обработку символов.

  3. Разработка программы по обработке одномерного массива.

  4. Суммирование элементов массива.

  5. Поиск по критерию.

  6. Разработка программы для сортировки элементов массива.

  7. Разработка программы, реализующей обработку различной информации.

  8. Процедура подключения к Интернету. Отправка и получение почтовых сообщений

  9. Пересылка информации через Интернет. Работа с файловыми архивами

  10. Работа с поисковыми системами. Поиск информации в Интернете.

  11. Форматирование объектов текста.

  12. Создание и редактирование графических объектов. Работа со структурой текстового документа.

  13. Шаблоны презентации. Выбор дизайна презентации. Заполнение презентации информацией по теме. Добавление эффектов анимации.

  14. Создание презентации «Техника безопасности в компьютерном классе»

  15. Статистическая обработка данных и построение диаграмм.

  16. Технология накопления данных и их обработка в Excel.

  17. Анализ результатов обработки массивов данных.

  18. Информационная технология создания социального проекта «Жизнь без сигареты».

  19. Исследование модели социального проекта «Жизнь без сигареты» с позиции основных предметных областей.



Контрольные работы

  1. Основы программирования в среде Turbo Pascal.

  2. Информация и информационные процессы

  3. Компьютерные сети



11 класс



Формы

контроля

Количество

1 полугодие

2 полугодие

Всего за год

Практическая работа

8

8

16

Контрольная работа

2

3

5



Практические работы

  1. Разработка программы, реализующей обработку различной информации.

  2. Разработка программы, содержащей операторы машинной графики.

  3. Разработка программы, содержащей операторы машинной графики.

  4. Разработка программы, использующей процедуру.

  5. Разработка программы, использующей процедуру.

  6. Разработка программы, с использованием логических операций.

  7. Разработка программы, с использованием логических операций.

  8. Разработка программы, использующей процедуру и функцию

  9. Система управления базами данных Access. Назначение, интерфейс, инструменты.

  10. Теоретические этапы разработки базы данных. Создание таблиц. Связи между таблицами и ввод данных в связанные таблицы.

  11. Формы.

  12. Сортировка и отбор данных.

  13. Создание запросов.

  14. Создание отчетов.

  15. Инструменты автоматизации редактирования.

  16. Инструменты автоматизации форматирования. Создание оглавления. Перекрестные ссылки.



Контрольные работы


  1. Основы программирования в среде Turbo Pascal

  2. Основы социальной информатики

  3. Информационные системы и технологии

  4. Информационные технологии автоматизированной обработки текстовых документов

  5. Информационные технологии хранения данных

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен:

10 - 11 класс знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначения и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентация в информационном пространстве, работы с распространёнными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

73 % и более

отлично

57 - 72 %%

хорошо

39 - 56 %%

удовлетворительно

0 - 38 %

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися:

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.



Учебно-методический комплект

для учителя:

  • Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2010, 2011;

  • Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс. Базовый уровень / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2010, 2011;

  • Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2008;

  • Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2008;

  • Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2008;

  • Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно - информационная концепция). - СПб.: Питер, 2010;

  • Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию 9 - 11 класс. Базовый уровень / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2010;

  • Информатика и ИКТ. Практикум по программированию 10 - 11 класс. Базовый уровень / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2010;

  • Научно-методический журнал «Информатика и образование»;

  • Методическая газета для учителя информатики «ИНФОРМАТИКА», издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

Для ученика:

  • Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2010, 2011;

  • Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс. Базовый уровень / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2010, 2011;

  • Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию 9 - 11 класс. Базовый уровень / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2010;

  • Информатика и ИКТ. Практикум по программированию 10 - 11 класс. Базовый уровень / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2010.

Компьютерная поддержка курса

  • Электронный калькулятор Numlock Windows- CD

  • Электронный калькулятор Операционная система Windows

  • Файловый менеджер Total Commander Windows-CD

  • Архиватор WinRAR Windows-CD

  • Антивирусная программа Kaspersky Anti-Virus Windows-CD

  • Растровый графический редактор Paint Операционная система Windows

  • Программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint Дистрибутив Microsoft Office

  • Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office

  • Текстовый редактор Microsoft Word Дистрибутив Microsoft Office

  • Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office

  • Текстовый процессор Microsoft Word Дистрибутив Microsoft Office

  • Браузер Internet Explorer Операционная система Windows

  • Браузер Mozilla Windows- CD


Перечень программных средств, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, дозволяют вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

Поурочный план

10 класс


урока

Дата проведения

Тема урока

Коррекция

план

факт

1

04.09.12

Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Типы данных для обработки в программе. ПР № 1

2

11.09.12

Обрабатываемые объекты: символы и числа, цепочки символов. ПР № 2

3

18.09.12

Обрабатываемые объекты: списки. Массив как способ организации данных. ПР № 3

4

25.09.12

Основные типы задач на обработку массивов. ПР № 4

5

02.10.12

Решение задач на обработку массива. ПР № 5

6

09.10.12

Решение задач на обработку массива. ПР № 5

7

16.10.12

Решение задач на обработку массива. ПР № 6

8

23.10.12

Решение задач на обработку массива. ПР № 7

9

30.10.12

Решение задач на обработку массива. ПР № 7

10

13.11.12

Контрольная работа № 1 по теме «Основы программирования в среде Turbo Pascal»

11

20.11.12

Информация и данные. Свойства информации

12

27.11.12

Информационный процесс

13

04.12.12

Информационная модель объекта

14

11.12.12

Представление об информационном объекте

15

18.12.12

Представление информации в компьютере

16

25.12.12

Представление информации в компьютере

17

15.01.13

Контрольная работа № 2 по теме «Информация. Информационные процессы»

18

22.01.13

Разновидности компьютерных сетей. Возможности глобальной сети Интернет. ПР № 8

19

29.01.13

Этика сетевого общения. Пересылка информации через Интернет. ПР № 9

20

05.02.13

Технология поиска информации в Интернете. ПР № 10

21

12.02.13

Информационная безопасность сетевой технологии работы.

Контрольная работа № 3 по теме «Компьютерные сети»

22

19.02.13

Текстовые документы и текстовые процессоры Форматирование объектов текста. ПР № 11

23

26.02.13

Создание и редактирование графических и табличных объектов. ПР № 12

24

05.03.13

Создание презентации с помощью Мастера автосодержания. ПР № 13

25

12.03.13

Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьника». ПР № 14

26

19.03.13

Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьника». ПР № 14

27

02.04.13

Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм. ПР № 15

28

09.04.13

Технология накопления и обработки данных. ПР № 16

29

16.04.13

Автоматизированная обработка данных с помощью анкет. ПР № 17

30

23.04.13

Автоматизированная обработка данных с помощью анкет. ПР № 17

31

30.04.13

Представление об основных этапах проекта и информационных моделях проекта. ПР № 18

32

07.05.13

Разработка информационных моделей проекта. ПР № 19

33

14.05.13

Разработка информационных моделей проекта. ПР № 19

34

21.05.13

Защита проекта

35

28.05.13

Резерв учебного времени


11класс


урока

Дата проведения

Тема урока

Коррекция

план

факт

1

07.09.12

Повторение язык программирования Turbo Pascal.

ПР № 1

2

14.09.12

Возможности обработки графической информации в языках программирования. ПР № 2

3

21.09.12

Возможности обработки графической информации в языках программирования. ПР № 3

4

28.09.12

Метод последовательной детализации. ПР № 4

5

05.10.12

Метод последовательной детализации. ПР № 5

6

12.10.12

Обрабатываемые объекты: деревья. ПР № 6

7

19.10.12

Обрабатываемые объекты: деревья. ПР № 7

8

26.10.12

Решение задач по теме программирование в среде Turbo Pascal. ПР № 8

9

02.11.12

Решение задач по теме программирование в среде Turbo Pascal. ПР № 8

10

16.11.12

Контрольная работа № 1 по теме «Основы программирования в среде Turbo Pascal»

11

23.11.12

От индустриального общества - к информационному обществу

12

30.11.12

Информационные ресурсы

13

07.12.12

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

14

14.12.12

Информационная безопасность

15

21.12.12

Контрольная работа № 2 по теме «Основы социальной информатики»

16

28.12.12

Информационные системы

17

11.01.13

Информационные технологии

18

18.01.13

Контрольная работа № 3 по теме «Информационные системы и технологии»

19

25.01.13

Автоматизация редактирования. ПР № 9

20

01.02.13

Автоматизация редактирования. ПР № 9

21

08.02.13

Автоматизация форматирования. ПР № 10

22

15.02.13

Контрольная работа № 4 по теме «Информационная технология автоматизированной обработки текстовых документов»

23

22.02.13

Представление о базе данных. Виды моделей данных

24

01.03.13

Система управления базами данных Access. Этапы разработки базы данных. ПР № 11

25

15.03.13

Теоретические этапы разработки базы данных. Создание базы данных в СУБД Access. ПР № 12

26

05.04.13

Формы. ПР № 13

27

12.04.13

Сортировка и отбор данных. ПР № 14

28

19.04.13

Создание запросов. ПР № 15

29

26.04.13

Создание отчетов. ПР № 16

30

03.05.13

Контрольная работа № 5 по теме «Информационная технология хранения данных»

31

10.05.13

Основы программирования

32

17.05.13

Информационные системы и технологии

33

24.05.13

Основы социальной информатики


Календарно-тематическое планирование по информатике 10 класс

Дата

урока

Тема урока

Тип урока

Изучаемые вопросы

Требования к уровню подготовки обучающегося

Практические работы

Материал по учебнику

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Алгоритмизация и программирование - 10 часов

Основы программирования в среде Turbo Pascal - 10 часов

1

Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Типы данных для обработки в программе.

УОНМ


Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

Знать: классификацию языков программирования; особенности основных типов языков программирования.

Иметь: представление о синтаксисе и семантике языка программирования

ПР № 1

Конспект

2

Обрабатываемые объекты: символы и числа, цепочки символов.

УОНМ


Обрабатываемые объекты: символы и числа, цепочки символов.

Знать: правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла на языке программирования.

Уметь: разрабатывать алгоритмы определения элементов массива, удовлетворяющих определенным условиям, или их суммы, находить наименьший (наибольший) элемент и т.п.

ПР № 2

Конспект


1

2

3

4

5

6

7

8

9


3

Обрабатываемые объекты: списки. Массив как способ организации данных.

УОНМ


Обрабатываемые объекты: списки. Массив как способ организации данных.

Знать: правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла на языке программирования.

Уметь: разрабатывать алгоритмы определения элементов массива, удовлетворяющих определенным условиям, или их суммы, находить наименьший (наибольший) элемент и т.п.

ПР № 3

Конспект



4

Основные типы задач на обработку массивов.

УОНМ


Основные типы задач на обработку массивов: упорядочение элементов массива, удовлетворяющих определенным условиям, находить наименьший (наибольший) элемент массива и т.п.

ПР № 4

Конспект



5

Решение задач на обработку массива

КУ

Этапы разработки программы. Способы и приемы разработки алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла.

Знать: этапы разработки программы.

Уметь: разрабатывать алгоритм, требующий для решения поставленной задачи использования логических операций

ПР № 5


Конспект



6

Решение задач на обработку массива

ПР № 5

Конспект



7

Решение задач на обработку массива

ПР № 6


Конспект



8

Решение задач на обработку массива

ПР № 7

Конспект



9

Решение задач на обработку массива

ПР № 7


Конспект



10

Контрольная работа № 1 по теме «Основы программирования в среде Turbo Pascal»

УКЗ







1

2

3

4

5

6

7

8

9

Информация. Информационные процессы - 7 часов


11

Информация и данные. Свойства информации

КУ


Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации.

Знать: какой смысл вкладывается в понятие информации; какой смысл вкладывается в понятие данных; отличие информации от данных; свойства информации и как они проявляются; понятие адекватности информации и цель использования этого свойства; понятие выборки данных, как и для чего она формируется.

Уметь: приводить примеры из окружающей жизни для иллюстрации свойств информации.


§ 1.1



12

Информационный процесс


УОНМ


Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Знать: понятие процесса; понятие информационного процесса; как воспринимается и проявляется информационный процесс в человеческом, животном и растительном мирах.

Уметь: приводить примеры процессов и информационных процессов из окружающей жизни; проводить сравнение информационных процессов, протекающих в человеческом, животном и растительном мирах.


§ 1.2



1

2

3

4

5

6

7

8

9


13

Информационная модель объекта.


УОНМ


Информационная модель объекта и цель ее создания


Знать: понятие модели и цель, её создания; какую роль играет информация при создании модели; понятие информационной модели и цель её создания;

Уметь: четко формулировать цель при создании модели любого типа; разрабатывать информационную модель любого объекта (процесса) и оценивать ее адекватность приближенным способом.


§ 1.3



14

Представление об информационном объекте

УОНМ


Информационный объект. Отличие информационного объекта от информационной модели.

Знать: что такое информационная картина мира; понятие информационного объекта; что вкладывается в понятие «отчужденности» от объекта-оригинала; в чем принципиальное отличие информационной модели от информационного объекта.

Уметь: приводить примеры информационных объектов из окружающей жизни; приводить примеры информационных объектов, существующих в компьютерной среде.


§ 1.4



1

2

3

4

5

6

7

8

9


15

Представление информации в компьютере

КУ


Представление числовой информации в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора

Знать: типы систем счисления, используемых в компьютере; правила перевода чисел; как представляется в компьютере текстовая, графическая, звуковая и видеоинформация.

Уметь: выполнять перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и 16-теричную системы счисления; выполнять перевод из любой позиционной системы в десятичную систему счисления.


§ 1.5, 1.6



16

Представление информации в компьютере

УПЗУ


§ 1.5, 1.6



17

Контрольная работа № 2 по теме «Информация. Информационные процессы»

УКЗ


Уметь применять полученные знания и умения для решения поставленной задачи




Техническое обеспечение информационных технологий - 4 часа


18

Разновидности компьютерных сетей. Возможности глобальной сети Интернет.

УОНМ


Локальные сети. Топологии локальных сетей. Протоколы обмена. Протокол передачи данных (TCP/IP). Адресация в Интернете (URL - пользовательский адрес ресурса).

Знать: базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;

Уметь: использовать средства телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции и т.д.; использовать инструменты создания информационных объектов для Интернета, методы и средства создания и сопровождения сайта.

ПР № 8

§ 3.1, 3.2



1

2

3

4

5

6

7

8

9


19

Этика сетевого общения. Пересылка информации через Интернет.

УОНМ


Понятие сетевого этикета. Правила этикета для электронной почты, для общения в чате. Пересылка информации через Интернет.

Знать: базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;

Уметь: использовать средства телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции и т.д.; использовать инструменты создания информационных объектов для Интернета, методы и средства создания и сопровождения сайта; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

ПР № 9

§ 3.3, 3.4



20

Технология поиска информации в Интернете.

УОНМ


Поисковые системы общего назначения. Поле поиска, список разделов каталога, заполнение баз данных поисковых систем, поиск в иерархической системе каталогов, современные поисковые системы, специализированные поисковые системы.

ПР № 10

§ 3.5, 3.6



21

Информационная безопасность сетевой технологии работы.

Контрольная работа № 3 по теме «Компьютерные сети»

УКЗ

Информационная безопасность сетевой технологии работы


§ 3.7



1

2

3

4

5

6

7

8

9

Программное обеспечение компьютерных технологий - 13 часов

Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word - 2 часа


22

Текстовые документы и текстовые процессоры Форматирование объектов текста

КУ


Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного базовых средств редакторов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, параметры абзаца. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц)

Знать: особенности основных видов текстовых документов; назначение аппаратного и программного обеспечения процесса подготовки текстовых документов; особенности интерфейса среды текстового процессора Word; объекты текстового документа; особенности программной среды по форматированию текстового документа; технологию форматирования базовых объектов текстового документа.

Уметь: отличать интерфейс ТП от интерфейса других сред и представить эту информацию в виде таблицы; выделять необходимый объект текстового документа; форматировать объекты текстового документа; применять технологию оформление текста в виде списка.

ПР № 11

§ 2.1, 2.2



23

Создание и редактирование графических и табличных объектов

УПЗУ


Планирование текста, создание оглавления. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста).

ПР № 12

§ 2.3 - 2.5


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде Power Point - 3 часа


24

Создание презентации с помощью Мастера автосодержания.

КУ

Презентация, дизайн презентации, макет презентации. Демонстрация презентации, гиперссылка, управляющие кнопки, мультимедиа, интерактивность, мастер создания презентации, эффекты анимации, эффекты демонстрации.

Уметь: создавать информационные объекты сложной структуры; наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать слайды; изменять настройки слайдов; делать анимацию текста и графики; вставлять в презентацию звук и видеоклип.

ПР № 13

§ 4.1, 4.2



25

Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьника»

УПЗУ

Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьника»

ПР № 14

§ 4.3



26

Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьника»

УПЗУ

Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьника»

ПР № 14

§ 4.3


Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel - 4 часа


27

Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм

УОНМ


Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм

Знать: назначение и правила формирования логических и простейших статистических функций; представление результатов статистической обработки в виде разнотипных диаграмм.

Уметь: применять технологию формирования логических и простейших статистических функций; использовать технологию представления информации в виде диаграмм.

ПР № 15

§ 5.1


1

2

3

4

5

6

7

8

9


28

Технология накопления и обработки данных

УОНМ


Технология накопления и обработки данных

Знать: технологию создания интерактивных оболочек; правила формирования логических формул.

Уметь: создавать тестовые оболочки; вводить, накапливать и обрабатывать данные.

ПР № 16

§ 5.2



29

Автоматизированная обработка данных с помощью анкет

УОНМ


Автоматизированная обработка данных с помощью анкет. Понятие макроса и технология его создания.

Знать: технологию автоматизированной обработки данных с помощью анкет; понятие макроса и технологию его создания и использования.

Уметь: создавать шаблоны для регистрации данных в виде анкеты; обрабатывать накопленные данные и представлять информацию в виде диаграмм.

ПР № 17

§ 5.3



30

Автоматизированная обработка данных с помощью анкет

УПЗУ


ПР № 17

§ 5.3


Информационная технология разработки проекта - 4 часа


31

Представление об основных этапах проекта и информационных моделях проекта

УОНМ


Представление об основных этапах проекта и информационных моделях проекта

Знать: понятие проекта; классификацию проектов; основные этапы разработки проекта;

Уметь: приводить примеры различных проектов и относить их к определенному классу.

ПР № 18

§ 6.1, 6.2



1

2

3

4

5

6

7

8

9


32

Разработка информационных моделей проекта

УПЗУ

Разработка информационных моделей проекта: формы анкет, обработка данных представление объектов в разных формах.

Знать: содержание теоретической части разработки проекта; как определять замысел проекта.

Уметь: разрабатывать информационные модели проекта; осуществлять поиск информации; разрабатывать необходимые формы анкет для проведения опроса; обрабатывать данные; представлять результаты работ по проекту в разных формах.

ПР № 19

§ 6.3, 6.4



33

Разработка информационных моделей проекта

ПР № 19

§ 6.3, 6.4



34

Защита проекта

УКЗ

Защита проекта

Уметь защищать проект, отвечать на вопросы





35

Резерв учебного времени







Типы уроков:

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом;

КУ - комбинированный урок;

УКЗ - урок контроля знаний;

УПЗУ - урок применения знаний и умений.

Календарно-тематическое планирование по информатике 11 класс

Дата

урока

Тема урока

Тип урока

Изучаемые вопросы

Требования к уровню подготовки обучающегося

Практические работы

Материал по учебнику

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Алгоритмизация и программирование - 10 часов

Основы программирования в среде Turbo Pascal - 10 часов

1

Повторение язык программирования Turbo Pascal.

УОНМ


Представление о среде разработки проекта Turbo Pascal.

Интерфейс среды. Основные понятия и инструментарий среды Turbo Pascal.

Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла.

Знать: правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла на языке программирования.

Уметь: разрабатывать алгоритмы определения элементов массива, удовлетворяющих определенным условиям, или их суммы, находить наименьший (наибольший) элемент и т.п.

ПР № 1

Конспект


1

2

3

4

5

6

7

8

9


2

Возможности обработки графической информации в языках программирования.

КУ

Возможности обработки графической информации в языках программирования. Технология работы с формой и графическими методами.

Знать: правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла на языке программирования.

Уметь: разрабатывать алгоритмы, используя графические операторы

ПР № 2


Конспект



3

Возможности обработки графической информации в языках программирования.

УПЗУ

Возможности обработки графической информации в языках программирования. Технология работы с формой и графическими методами.

ПР № 3


Конспект



4

Метод последовательной детализации.

КУ

Метод последовательной детализации. Управляющие элементы. Процедуры и функции.

Знать: правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла на языке программирования.

Уметь: разрабатывать алгоритмы, используя процедуры и функции

ПР № 4


Конспект



5

Метод последовательной детализации.

УПЗУ

Метод последовательной детализации. Управляющие элементы. Процедуры и функции.

ПР № 5

Конспект



1

2

3

4

5

6

7

8

9


6

Обрабатываемые объекты: деревья.

УПЗУ

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья

Знать: способы и приемы разработки алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла.

Уметь: разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов

ПР № 6

Конспект



7

Обрабатываемые объекты: деревья.

ПР № 7

Конспект



8

Решение задач по теме программирование в среде Turbo Pascal

УПЗУ

Использование процедур и функций при решении задач

Знать: способы и приемы разработки алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла.

Уметь: разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи

ПР № 8

Конспект



9

Решение задач по теме программирование в среде Turbo Pascal

ПР № 8

Конспект



10

Контрольная работа № 1 по теме «Основы программирования в среде Turbo Pascal»

УКЗ





Информационная картина мира - 8 часов

Основы социальной информатики - 5 часов


11

От индустриального общества - к информационному обществу

УОНМ


Доиндустриальное общество, индустриальное общество, информационное общество. Информационная революция. Этапы развития общества.

Знать: понятие информационной революции; краткую характеристику каждой информационной революции; характерные черты индустриального общества.

Уметь: приводить примеры, отражающие процесс информатизации общества


§ 1.1, 1.2



1

2

3

4

5

6

7

8

9


12

Информационные ресурсы

УОНМ


Информационные ресурсы, их роль и значение в развитии общества. Информационный продукт, его виды.

Знать: роль и значение информационных ресурсов в развитие страны; понятие информационной услуги и продукта; виды информационных продуктов и услуг.

Уметь: приводить примеры информационных ресурсов; составлять классификацию информационных продуктов для разных сфер деятельности


§ 1.3



13

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

УОНМ


Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Право собственности на информационный продукт. Право владения информационным продуктом. Право пользования информационным продуктом.

Знать: понятие права собственности на информационный продукт; понятие права распоряжения информационным продуктом; понятие права владения информационным продуктом; понятие права пользования информационным продуктом; этические нормы информационной деятельности.


§ 1.4



14

Информационная безопасность

УОНМ


Информационная безопасность. Основные цели и задачи информационной безопасности. Источники информационных угроз. Методы и защиты информации от информационных угроз.

Знать: основные цели и задачи информационной безопасности; представление об информационных угрозах и их проявлениях; источники информационных угроз; методы защиты информации от информационных угроз.


§ 1.5



1

2

3

4

5

6

7

8

9


15

Контрольная работа № 2 по теме «Основы социальной информатики»

УКЗ


Уметь находить правовые акты законодательства, касающиеся Интернета. Составлять реферативные сообщения по данной теме.




Информационные системы и технологии - 3 часа


16

Информационные системы

УОНМ


Информационные системы. Классификация информационных систем по характеру использования информации.

Знать: классификацию информационных систем по характеру использования информации; отличия информационной системы и информационной технологии.


§ 2.1



17

Информационные технологии

УОНМ


Информационные технологии. Отличия информационной системы и информационной технологии.


§ 2.2



18

Контрольная работа № 3 по теме «Информационные системы и технологии»

УКЗ


Уметь использовать информационные технологии в своей информационной деятельности.




Программное обеспечение информационных технологий - 12 часов

Информационная технология автоматизированной обработки текстовых документов - 4 часа


19

Автоматизация редактирования

УОНМ


Базовые приемы работы с текстом, проверка правописания, автоматическая замена опечаток. Автоматическая коррекция отсканированного текста.

Знать: понятия форматирования и редактирования; инструменты автоматизированной обработки текста. Уметь: проверять правописание и выполнять автоматическое исправление ошибок; использовать инструменты автоматической замены текста; выполнять автоматизированный поиск и замену символов.

ПР № 9

§ 3.1



1

2

3

4

5

6

7

8

9


20

Автоматизация редактирования

УПЗУ


Базовые приемы работы с текстом, проверка правописания, автоматическая замена опечаток. Автоматическая коррекция отсканированного текста.

Знать: понятия форматирования и редактирования; инструменты автоматизированной обработки текста; возможности среды Word по автоматизации операций редактирования документа;

Уметь: проверять правописание в документе и выполнять автоматическое исправление ошибок; использовать инструменты автоматической замены текста; выполнять автоматизированный поиск и замену символов; выполнять автоматическую коррекцию отсканированного текста.

ПР № 9

§ 3.1



21

Автоматизация форматирования

КУ


Стилевое оформление текста. Перекрестная ссылка и ее назначение. Технология использования перекрестных ссылок в документе. Оглавление и автоматическая нумерация таблиц и рисунков.

Знать: возможности среды Word по автоматизации операций форматирования документа; понятие стилевого оформления; технологию использования стилевого оформления в документе; понятие перекрестной ссылки и ее назначение.

Уметь: создавать и применять стилевое оформление многостраничного документа; использовать перекрестные ссылки в документе; автоматически нумеровать таблицы и рисунки; сортировать список.

ПР № 10

§ 3.2



1

2

3

4

5

6

7

8

9


22

Контрольная работа № 4 по теме «Информационная технология автоматизированной обработки текстовых документов»

УКЗ


Уметь составлять комплексный текстовый документ




Информационная технология хранения данных - 8 часов


23

Представление о базе данных. Виды моделей данных

УОНМ


Базы данных. Табличные базы данных. Назначение процесса структурирования данных, особенности иерархической модели, сетевой модели и реляционной модели данных.

Знать: понятие базы данных; цель создания информационной системы и роль в ней базы данных; понятия поля и записи в базе данных; понятие структуры записи; типы связей в реляционной модели данных; понятие ключа и его роль в реляционной модели данных.

Уметь: приводить примеры информационных систем; приводить примеры моделей для разных предметных областей; представлять иерархическую и сетевую модели данных в графической форме.


§ 4.1, 4.2



24

Система управления базами данных Access. Этапы разработки базы данных

УОНМ


Системы управления базами данных (СУБД). Объекты СУБД. Основные этапы разработки базы данных. Задачи, решаемые на каждом этапе работы в СУБД.

Знать: назначение СУБД; назначение инструментов СУБД Access для создания таблиц; для управления видом представления данных, для обработки данных, для вывода данных; понятие и назначение формы, фильтра, запроса и отчета; основные этапы работы в СУБД Access.

ПР № 11

§ 4.3, 4.4



1

2

3

4

5

6

7

8

9


25

Теоретические этапы разработки базы данных. Создание базы данных в СУБД Access.

КУ

Теоретические этапы разработки базы данных. Создание базы данных в СУБД Access. Технология создания и редактирования структуры базы данных.

Знать: понятие целостности данных; технологию создания и редактирования структуры таблицы.

Уметь: выделять объекты предметной области; задавать информационную модель объекта в виде структуры таблицы; выделять в таблицах ключи; устанавливать тип связи между таблицами; создавать и редактировать структуру таблицы; вводить данные в таблицы; устанавливать связи между таблицами; вставлять рисунки в таблицу; изменять свойства таблицы.

ПР № 12

§ 4.5, 4.6



26

Формы

УОНМ


Элементы управления формы. Изменение дизайна формы.

Знать: структуру и назначение простой и составной формы.

Уметь: создавать и редактировать простую форму ввода данных; создавать и редактировать составную форму ввода данных.

ПР № 13

§ 4.7



27

Сортировка и отбор данных

УОНМ


Сортировка записей. Вложенные сортировки.

Уметь: сортировать данные в таблицах.

ПР № 14

§ 4.7



28

Создание запросов

УОНМ


Назначение фильтров и запросов. Простой и сложный фильтр. Простой и сложный запрос. Мастер запросов.

Знать: правила формирования условий в запросах.

Уметь: создавать запросы, формируя в них разные условия отбора данных.

ПР № 15

§ 4.7



1

2

3

4

5

6

7

8

9


29

Создание отчетов

УОНМ


Назначение отчета в табличной базе данных. Мастер отчетов.

Уметь: создавать и редактировать отчеты.

ПР № 16

§ 4.7



30

Контрольная работа № 5 по теме «Информационная технология хранения данных»

УКЗ


Уметь составлять табличные базы данных, создавать формы, запросы и отчеты в табличной базе данных.




Повторение - 3 часа


31

Основы программирования

УПЗУ

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

Уметь: приводить примеры информационных ресурсов; составлять классификацию информационных продуктов для разных сфер деятельности


Конспект



32

Информационные системы и технологии

УПЗУ

Отличия информационной системы и информационной технологии.

Уметь использовать информационные технологии в своей информационной деятельности.


Конспект



33

Основы социальной информатики

УПЗУ

Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием процедур и функций.

Уметь: разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов


Конспект


Типы уроков:

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом;

КУ - комбинированный урок;

УКЗ - урок контроля знаний;

УПЗУ - урок применения знаний и умений.


© 2010-2022