Рабочая программа по информатике 10 класс Семакин, Хеннер (Для индивидуального обучения на 0, 5 часа)

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4 г.Данкова Липецкой области



Рассмотрена на заседании ШМО учителей информатики и ИКТ

____ августа 2014 года Протокол № ___


Утверждено

приказом №______ МБОУ лицей №4

г. Данкова Липецкой области

______ августа 2014 года



Рабочая программа

по информатике 10 класс для индивидуальных занятий.

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

составлена на 2014-2015 учебный год



Учитель информатики и ИКТ:

Янченко В.В.


















2015 г.


Пояснительная записка.


Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа курса по предмету «Информатика» составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.

В Программе представлен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задача курса информатики в лицее - это освоение информационной технологии решения задачи.

Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Конституция Российской Федерации

  2. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации ( Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 год

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)

  4. стандарт общего образования по информатике и ИКТ;

  5. стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень);

Обоснование выбора учебной программы

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Каждый урок информатики в средней школе состоит как минимум из трех видов деятельности ученика: теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями и ответов на вопросы; выполнения теоретических заданий в рабочей тетради; компьютерного практикума.

Технологии обучения

Проведенная в предыдущих классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть свои плоды: учащиеся самостоятельно работают с учебником, выполняют задания в тетради, выбирают и выполняют посильные для себя задания компьютерного практикума.

В 10 классе отрабатываются навыки исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Механизмы формирования ключевых компетенций

Учебный курс информатики реализован с применением компетентностного подхода. Содержание обучения информатики и ИКТ структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются информационная, коммуникативная, ценно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная и компетенция личностного самосовершенствования.

Виды и формы контроля

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве форм контроля используется тестирование, выполнение контрольных и практических работ.




Информация о внесенных изменениях в авторскую программу

В данную программу внесены следующие изменения: добавлена тема «алгоритмизация и программирование» за счет сокращения часов на другие темы, с целью отработки навыков программирования.

Информация об УМК

Преподавание «Информатики и ИКТ» в 10 классе ведётся на основе УМК под редакцией И.Г. Семакина:

  • Программа,

  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Материалы авторской мастерской Семакина И.Г. metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/

Количество часов для реализации программы:

10 класс - 35 часов - 1 час в неделю, в том числе 5 часов резервного времени (практические работы - 5, зачетные работы - 3).


Содержание образовательной программы


  1. Информация и информационные процессы 3 ч.

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

Управление системой как информационный процесс.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Организация личной информационной среды.

Практические работы

Измерение информации.

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

Информационные процессы

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

Кодирование информации

Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

Поиск информации

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

5. Защита информации

Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.


  1. Информационные модели 2 ч.

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Практические работы

Моделирование и формализация

Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

Исследование моделей

Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

Информационные основы управления

Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.


  1. Информационные системы 3 ч.

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных

Практическая работа

Информационные системы. СУБД.

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.


  1. Алгоритмы и программирование 5 ч.

Алгоритмизация и программирование. Решение вычислительных задач. Элементы теории алгоритмов. Объектно-ориентированное программирование. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Практическая работа

Программирование

Решение вычислительных задач. Элементы теории алгоритмов.


  1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов 2 ч.

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Практическая работа

Компьютер и программное обеспечение.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.


  1. Резерв учебного времени - 2 час.

Всего - 17 час.

Учебно-тематический план, 10 КЛАСС

(0,5 ч в неделю, 17 ч в год)


№ п/п

Наименование тем (разделов)

Количество часов

Контрольные мероприятия

1

Информация и информационные процессы

3

Зачетная работа


Информационные модели

2

Практическая работа

2

Информационные системы

3

Зачетная работа

4

Алгоритмы и программирование

5

Зачетная работа

5

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

2

Практическая работа

6

Резерв времени

2

Практическая работа


Календарно-тематический план 10 а класс

0,5 часа

№ урока

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата фактическая

Информация и информационные процессы -3 ч

Информатика и информация. Информационные процессы.

Представление информации.

Работа с презентацией «Информация и информационные процессы»

Работа с ПК, ПО «Калькулятор»

1




Измерение информации.

Решение задач. Измерение информации.

1



Зачетная работа «Измерение информации»

Тест. Решение задач.

1



Информационные модели - 2 ч.

Компьютерные информационные модели

Структуры данных: деревья, сети, таблицы

Построение словесных информационных моделей.

Работа с ПК. Построение графов.

1




Алгоритм как модель деятельности. Практическая работа №43«Информационные модели»

Практическая работа «Информационные модели»

Создание схем.

1



Информационные системы 3 ч.

Система. Структура системы.

Компьютерные информационные модели

Информационные процессы в системах

Работа с презентацией «Что такое система?»

Построение словесных информационных моделей.

Поиск информации

1




Хранение информации

Передача информации. Практическая работа №1 «Работа с локальной сетью»

Обработка информации и алгоритмы.

Работа с ПК «Проводник». Файловая система.

Работа с ПК. Передача информации с одного компьютера на другой

Создание и отладка алгоритмов обработки информации

1




Защита информации

Зачетная работа «Информационные процессы в системах»

Работа с презентацией, подготовка к зачету

Тест. «Информационные процессы в системах»

1




Алгоритмизация и программирование - 5 ч

Линейные алгоритмы

Условный оператор.

Решение задач на ПК «Простые вычисления»

Решение задач на ПК «Ветвления.»

1




Сложные условия.

Цикл с условием.

Решение задач на ПК «Сложные условия»

Решение задач на ПК «Циклы с условием»

1




Цикл с переменной.

Практическая работа №4 «Ветвления и циклы».

Решение задач на ПК «Циклы с переменной»

Тест. Решение задач.

1




Массивы. Матрицы. Перебор элементов массива.

Линейный поиск в массиве.

Решение задач на ПК «Перебор элементов массива.»

Решение задач на ПК. «Линейный поиск»

1




Зачетная работа «Алгоритмизация и программирование»

Решение задач. Защита решения.

1



Компьютер как средство автоматизации информационных процессов - 2 часа

Компьютер - универсальная тех. Система. Практическая работа №5 «Компьютер как система».

ПО компьютера

Работа с презентацией «Компьютер», Практическая работа «Компьютер как система»

Создание модели «ПО компьютера»

1




Дискретные модели данных

Работа с ПК, создание дискретных моделей

1



Резерв - 2 ч

16

Повторение. Компьютерные сети.

Работа с ПК, организация сети

1



17

Повторение. Локальные сети

Работа с ПК, организация сети

1




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА

  1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  2. владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

  3. сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

  4. систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

  5. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

  6. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

  7. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;

  8. понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

  9. владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

  10. сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

  11. владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

  12. овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

  13. владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

  14. владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

  15. владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

  16. владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.

ВИДЫ КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ


Зачетная рабата по теме «Измерение информации».

Зачетная работа по теме «Информационные системы»

Зачетная работа по теме: «Алгоритмизация и программирование».

Практическая работа по теме «Информационные модели»

Практическая работа по теме «Компьютер как система»

Практическая работа по теме «Работа с информацией в сети Интернет»



литература и средства обучения


  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2013г.

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/)

  6. Операционная система Windows

  7. Пакет офисных приложений MS Office


© 2010-2022