Рабочая учебная программа по информатике для 3 класса по автору Бененсон

Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики для 3 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования по информатике (базовый уровень) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2010 года.

Данная программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 3 класса разработана на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» ( авторы Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова - М. : Академкнига/Учебник, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной.

Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения. В 3 классе информатику изучают 12 человек. Во 2 классе процент качества составлял 100% средний балл-4,7.

Выполнение учебной рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на первой ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника начальной школы: уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Данный курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений и навыков.

Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимися задания происходит в начале изучения темы.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

  • Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2-х ч. - М. : Академкнига/Учебник, 2012

  • Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Методическое пособие для учителя. - М. : Академкнига/Учебник, 2012

  • Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СД. - М.: Академкнига/Учебник, 2012

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).

Основные задачи курса:

- научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;

- сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;

- дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

- подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;

- дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.

Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:

- Информационная картина мира.

- Компьютер - универсальная машина по обработке информации.

- Алгоритмы и исполнители.

- Объекты и их свойства.

- Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается по одному часу в неделю. В 3 классе 34 часа.

Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:

- с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;

- с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

- с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества;


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты

Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых - сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.

Метапредметные результаты образовательной деятельности

В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются регулятивные учебные действия (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).

Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:

- ставить учебные цели;

- использовать внешний план для решения поставленной задачи;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

- сличать результат действий с эталоном (целью),

- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.

К окончанию начальной школы в процессе изучения курса информатики и ИКТ у ученика будет сформирован ряд познавательных учебных действий.

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;

- составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации», пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», Алгоритмы и исполнители»);

- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;

- оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т.д.);

- использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;

- одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.

Логические универсальные учебные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» - задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов);

- синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник», Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);

- построение логической цепи рассуждений.

Планируемые результаты

Обучающиеся должны иметь представление:

• об организации информации в виде списка и таблицы;

• о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);

• о программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;

• о переменной, ее имени и значении, о присваивании переменной значения;

• о выборе продолжения действий в условном алгоритме;

• об объектах и их свойствах;

• об имени и значении свойства;

• о классах объектов.

Обучающиеся научатся:

• осознанно применять правила пользования различными носителями информации коллективного пользования.

• фиксировать собранную информацию в виде списка;

• упорядочивать короткие списки по алфавиту;

• фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;

• находить нужную информацию в таблице;

• находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;

• находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;

• находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;

• составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

• с помощью учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;

• приводить примеры объектов и их свойств;

• находить и конструировать объект с заданными свойствами;

• выделять свойства, общие для различных объектов;

• определять истинность сложных высказываний;

• на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;

• на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

• ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;

• находить и конструировать объект с заданными свойствами;

• объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.




Учебно - тематический план


№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока)

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследователь-

ской деятельности

1.

Информационная карта мира

9

8

1

2.

Компьютер- универсальная машина для обработки информации

3

3

3.

Алгоритмы и исполнители

11

8

1

2

4.

Объекты и их свойства

10


7

1

2

5.

Эстетические нормы при работе с информацией и информационная безопасность

1

1

Итого:

34

26

2

6












Основное содержание учебно-тематического плана


п/п

Тематический блок, тема учебного занятия


Кол - во

часов

Информационная карта мира

1

Что мы знаем об информации (мини-лекция)

1

2

Что мы знаем о компьютере (урок - исследования)

1

3

Объекты и их свойства (мини-лекция)

1

4

Объекты и их свойства (мини-лекция)

1

5

Порядок элементов в списке (мини-лекция)

1

6

Упорядоченные списки (урок-практикум)

1

7

Многоуровневый список (урок-практикум)

1

8

Простые и многоуровневые списки (урок-практикум)

1

9

Простые и многоуровневые списки (урок-практикум)

1

Компьютер - универсальная машина для обработки информации

10

Классы объектов (мини-лекция)

1

11

Таблицы (мини-лекция)

1

12

Таблицы (урок-практикум)

1

13

Порядок записей в таблице (мини-лекция)

1

14

Поиск информации в таблице (урок - исследования)

1

15

Поиск информации в таблице (урок - исследования)

1

16

Твои успехи (урок - контроля)

1

Алгоритмы и исполнители

17

Алгоритмы. Что ты о них знаешь? (мини-лекция)

1

18

Исполнитель алгоритмов Считайка. (мини-лекция)

1

19

Имя и значение переменной. (урок-практикум)

1

20

Блок-схема алгоритма. Ветвление (урок-практикум)

1

21

Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление (урок -практикум)

1

22

Простые и сложные высказывания (мини-лекция)

1

23

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением (урок-практикум)

1

24

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением (урок-практикум)

1

25

Исполнитель алгоритмов Чертёжник. Команды с параметрами (урок-практикум)

1

26

Составление и выполнение алгоритмов Чертёжника (урок-практикум)

1

Объекты и их свойства

27

Повторение материала 3 четверти (мини-лекция)

1

28

Исполнитель алгоритмов Пожарный (урок-практикум)

1

29

Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар» (урок-практикум)

1

30

Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный (урок-практикум)

1

31

Метод последовательной детализации (урок-исследования)

1

32

Простые и сложные условия в алгоритмах (урок-практикум)

1

Эстетические нормы при работе с информацией и информационная безопасность

33

Твои успехи (урок - контроля)

1

34

Итоговое повторение и обобщение

1


Итого:

34



Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

урока

Планируемые результаты обучения


УУД

Дата проведения

Корректировка

по плану

по факту

1.

Что мы знаем об информации

1

Знакомство с понятием кодирование информации

Диск 1 Кодирование

текста

П- знаково-символические действия;

П- выполнение задания с использованием рисунков и схем.

03.09

2.

Что мы знаем о компьютере

1

Формирование представления о назначении устройств компьютера: клавиатура, сканер, мышь.

Диск 1

Сборка компьютера

П- выполнение задания с использованием рисунков и схем;

К- умение работать в паре;

Р- уметь слушать и быть внимательным.

10.09

3.

Объекты и их свойства

1

Формирование представления об объектах

Диск 1

В магазине

П- анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

П- умение строить логическую цепь рассуждений.

17.09

4.

Объекты и их свойства

1

Диск 1

В магазине

П- анализ информации;

П- самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности

24.09

5.

Порядок элементов в списке

1

Формировать порядок перечисления объектов

Диск 1

Самый-самый

П- анализ информации;

П - самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

К- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

01.10

6.

Упорядоченные списки

Формирование навыка

Диск 1

Самый-самый

П- анализ информации

08.10

7.

Многоуровневый список

1

Формирование навыка

Диск 1

На вокзале

П - умение работать с информацией

15.10

8.

Простые и многоуровневые списки

1

Формирование навыка

Диск 1

На вокзале

П- умение работать с информацией

22.10

9.

Простые и многоуровневые списки

1

Формирование навыка

Диск 1

Цветочные часы

П - анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

П - умение строить логическую цепь рассуждений.

К - умение работать в паре.

29.10

10.

Классы объектов

1

Формировать умения выбора объектов по их свойствам

Диск 1

На вокзале

П - анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

П - умение строить логическую цепь рассуждений

12.11

11.

Таблицы

1

Развивать умения делить объекты на классы

Диск 1

логика

П - знаково-символические действия;

П - умение использовать таблицы, проверять по таблице;

19.11

12.

Таблицы

1

Развивать познавательные и коммуникативные УУД

Диск 1

В магазине

П - знаково-символические действия;

П - умение использовать таблицы, проверять по таблице;

26.11

13.

Порядок записей в таблице

1

Развивать умения находить информацию в таблицы

Диск 1

Самый-самый

П - знаково-символические действия;

П - умение использовать таблицы, проверять по таблице;

03.12

14.

Поиск информации в таблице

1

Развивать умения поиска

Диск 1

Природные зоны

П - умение использовать таблицы, проверять по таблице;

10.12

15.

Поиск информации в таблице

1

Развивать умения поиска

Диск 1

Природные зоны

П - анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

П - умение строить логическую цепь рассуждений;

П - умение использовать таблицы;

Р- умение взаимодействовать со сверстниками

17.12

16.

Твои успехи

1

Выяснить какие знания и действия помогут для решения заданий.

П - анализ информации;

П - самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

К - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

24.12

17.

Алгоритмы. Что ты о них знаешь?

1

Знакомство с понятиями: «алгоритм»

Диск 2

Переливайка

П - умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П - анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

П - умение строить логическую цепь рассуждений.

14.01

18.

Исполнитель алгоритмов Считайка.

1

Ввести понятие имя и значение переменной

Диск 2

Считайка

П - умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П - анализ информации

21.01

19.

Имя и значение переменной.

1

Формирования умений работы с переменными

Диск 2

Считайка

П - умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П - анализ информации

28.01

20.

Блок-схема алгоритма. Ветвление

1

Познакомить с алгоритмами содержащими условия

Диск 2

В магазине

П - умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П - анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

04.02

21.

Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление

1

Составлять алгоритмы с ветвлением

Диск 2

Считайка

П - умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П - выполнение задания на основе рисунков и схем.

11.02

22.

Простые и сложные высказывания

1

Ввести понятие простые и сложные высказывания

Диск 2

Рассказ с продолжением

П - анализ объектов с целью выделения признаков

18.02

23.

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением

1

Формировать

умения составления

и выполнения

алгоритмов

с ветвлением

Диск 2

Рассказ с продолжением

П - умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П - анализ информации

25.02

24.

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением

1

Формировать

умения составления

и выполнения

алгоритмов

с ветвлением

Диск 2

В магазине

П - умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П - анализ информации

04.03

25.

Исполнитель алгоритмов Чертёжник. Команды с параметрами

1

Познакомить с новым исполнителем

Диск 2

Чертёжник

П - умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П - анализ (сопоставление) текстовой и графической информации

11.03

26.

Составление и выполнение алгоритмов Чертёжника

1

Формировать умения использования команд

Диск 2

Чертёжник

П - умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П - анализ информации

18.03

27.

Повторение материала 3 четверти

1

Выяснить какие знания и действия помогут для решения заданий.

П - анализ информации;

П - самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

К - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

01.04

28.

Исполнитель алгоритмов Пожарный

1

Формировать умения использования команд

Диск 2

Пожарный

П - умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П - анализ (сопоставление) текстовой и графической информации

08.04

29.

Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар»

1

Продолжить формировать умения

Диск 2

Пожарный

П - умение выполнять действие по заданному алгоритму

15.04

30.

Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный

1

Составлять и исполнять алгоритмы

Диск 2

Пожарный

П - умение выполнять действие по заданному алгоритму

22.04

31.

Метод последовательной детализации

1

Познакомить с методом детализации

Диск 2

Пожарный

П - умение выполнять действие по заданному алгоритму;

П - анализ информации

29.04

32.

Простые и сложные условия в алгоритмах

1

Развивать умение оценивать истинность высказываний

Диск 2

В магазине

П - анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

П - умение строить логическую цепь рассуждений.

К- умение работать в паре.

06.05

33.

Твои успехи

1

Выяснить какие знания и действия помогут для решения заданий.

П - анализ информации;

П - самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

К - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

13.05

34.

Итоговое повторение и обобщение

1


20.05

Итого:

34ч.








Информационно-методическое обеспечение


УМК


1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2-х ч. - М. :

Академкнига/Учебник, 2012 г..

2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.

Литература для учителя

1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2-х ч. - М. : Академкнига/Учебник, 2012 г..

2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.

3. Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: комплект компьютерных программ. Методическое пособие + CD - М.: Академкнига/Учебник.

Литература для обучающихся


1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2-х ч. - М. : Академкнига/Учебник, 2012 г.


Адреса электронных ресурсов


1. nsportal.ru›Начальная школа›Информатика›…-3-klass-po-predmetu…

2. journal.edusite.ru

3. schoolguide.ru›3 класс







Материально-техническое обеспечение

Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета, ЭОР.

  1. «Информатика и ИКТ 2-3 классы»

  2. «Информатика Академия Айти» УМК по проекту «Обучение специалистов сферы образования внедрение ПСПО и использованию СПО в учебном процессе».

  3. «Информатика 2-11 классы (карточки)» Серии «Дидактический и раздаточный материал»

  4. «Информатика. Демонстрационные таблицы»

Традиционные и инновационные средства обучения, компьютерные, информационно-коммуникационные средства.

Учебно­практическое оборудование


  1. Доска магнитная - 1 штука

  2. Интерактивная доска - 1 штука

  3. Мультимедийный проектор - 1 штука

  4. Компьютеры-6 штук

  5. МФУ-1 штука

  6. Моноблок - 1 штука

  7. Ноутбук - 1 штука

Оборудование (мебель)

компьютерный учительский стол - 1 штука

учительский стол - 1 штука

компьютерный стол - 4 штуки

ученический стол - 13 штук

ученический стул - 22 штуки



7


© 2010-2022