- Преподавателю
- Информатика
- Презентация к уроку «Разработка программ на языке Turbo Pascal»
Презентация к уроку «Разработка программ на языке Turbo Pascal»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Латыпова Л.С. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок. Разработка программ на языке Turbo Pascal.
Цель урока: 1. Повторить и обобщить знания, полученные по теме
"Алгоритм. Свойства алгоритма". Контроль знаний.
2. И познакомить учащихся с основами написания программы на Turbo Pascal.
Задачи:
Образовательные: - повторение и контроль знаний по теме «Алгоритм и свойства алгоритмов.»,
- объяснение нового материала
- применение знаний на практике для углубления и расширения, ранее усвоенных знаний
- контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков по темам: алгоритм, свойства алгоритма, составление программ на Turbo Pascal,
Развивающие - развитие алгоритмического мышления,
Воспитательные - развитие познавательного интереса, организация деятельности.
Оборудование и средства урока:
-
Раздаточный материал (Тест для контроля знаний)
-
Компьютерная презентация «Разработка программ на языке Turbo Pascal»
-
Проектор, экран, компьютеры для учащихся.
-
Учебная литература.
Тип урока: изучение нового материала.
Основной метод объяснения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
ХОД УРОКА.
-
Организационный момент. Здравствуйте ребята. Тема сегодняшнего урока «Разработка программ на языке Turbo Pascal». Целью нашего урока является: познакомиться с основами написания программы на программе Паскаль и со структурой программы и применить полученные знания на практике.
-
Актуализация знаний. Тест из 5 вопросов. По окончанию теста на экран выводятся правильные ответы по которым ученики сами себя проверяют и сами себя оценивают.
Вопросы:
-
Алгоритм - это:
-
Понятное и точное предписание исполнителю выполнить последовательность команд;
-
Правила выполнения определённых действий;
-
Набор команд для компьютера;
-
Протокол вычислительной сети.
-
Что из перечисленного является алгоритмом:
-
Правила техники безопасности;
-
Инструкция по настройке каналов телевизора;
-
Список класса;
-
Стихотворение.
-
Алгоритм называется циклическим:
-
Если в нём присутствует конструкция если … то … иначе;
-
Если он представим в табличной форме;
-
Если его исполнение предполагает многократное повторение одних и тех же операций.
-
Алгоритм, в котором в зависимости от истинности условия выполняется одна или другая последовательность команд называется:
-
Линейным;
-
Циклическим;
-
Разветвляющимся;
-
Вспомогательным.
-
Как называется свойство алгоритма, соответствующее определению: «Команды алгоритма должны определять однозначное действие исполнителя»?
-
Понятность;
-
Дискретность;
-
Точность;
-
Результативность.
-
Изучение нового материала.
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля - французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль - швейцарский профессор Никлаус Вирт. Программа на Паскале близка по своему виду и структуре к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке.
Раздел описания переменных начинается со слова VAR (variables - переменные), за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный (REAL) и целый (INTEGER). Идентификаторы (имена) переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом обязательно должна быть буква.
Раздел операторов - основная часть программы. Начало и конец раздела отмечаются служебными словами BEGIN (начало) и END (конец), которые являются операторными скобками. Между этими словами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов является точка с запятой. Перед словом END точку с запятой можно не ставить. В самом конце программы ставится точка.
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору READ или READLN ( читать ).Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается в начало новой строки. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя, который набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных они появляются на экране. В конце набора нажимается клавиша ВВОД (ENTER).
Арифметический оператор присваивания: слева - переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ := читается как «присвоить». Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной.
Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN ( писать ). Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору WRITE этого не происходит.
Задача №1: разделить одну простую дробь на другую - получить результат.
Программа на языке Паскаль для вычисления результата деления одной простой дроби на другую является примером реализации линейного вычислительного алгоритма. Программа начинается с заголовка (служебное слово PROGRAM). За служебным словом следует произвольное имя, придуманное программистом. В конце заголовка ставится точка с запятой.
Раздел описания переменных, начинается со слова VAR, за которым следует список имен однотипных переменных через запятую. Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр (первый символ обязательно должен быть буквой. Тип указывается через двоеточие. В нашем примере все переменные имеют целый тип (INTEGER). В конце описания каждого типа необходимо ставить разделитель - точку с запятой.
По оператору READ (READLN) происходит ввод данных с клавиатуры. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя, который должен набрать на клавиатуре значения переменных в том порядке, в котором они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами.
В данном разделе программы с помощью операторов присваивания организован процесс вычисления значений переменных m и n по исходным данным a, b, c, d, значения которых были предварительно введены в компьютер с клавиатуры.
Вывод результата на экран по оператору WRITE (WRITELN). На этом шаге производится вывод значения переменной m ( 5 ).
Задачи для самостоятельного выполнения в тетрадях:
Задание№1: Ввести три числа, найти их сумму и произведение.
Пример:
Введите три числа:
4 5 7
4+5+7=16
4*5*7=140
Задание№2: Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое.
Пример:
Введите три числа:
4 5 7
4+5+7=16
4*5*7=140
(4+5+7)/3=5.33
-
Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа проверочного характера. Задача №2: По трем сторонам треугольника (a, b, c) вычислить площадь треугольника (S),используя формулу Герона. (На экран выводится задача и блок схема к ней).
-
Итог. Целевой: Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с языком программирования Turbo Pascal. Так же ознакомились со структурой программы, типами данных, операторами ввода и вывода. Рассмотрели решённую задачу и решили задачу №2 самостоятельно.
Результативный: Вы все сегодня активно работали , решали задачу и отвечали на вопросы. Больше всех отличились (ФИО детей), им сегодня я предлагаю поставить пятёрки.
-
Домашнее задание.
Построить блок схему для разветвляющегося алгоритма «Ввести с клавиатуры 2 числа и вывести наибольшее из них»