- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белякова И.Н. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
13
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 8 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ), разработанной по заказу Минобрнауки РФ в соответствии с его полномочиями, обозначенными в п. 19, ст. 28 Закона РФ «Об образовании», программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г., под редакцией Угриновича Н.Д., с учетом учебника под редакцией Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 8 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.)
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
· овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
· воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
· выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
· ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
· дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
· познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
· познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором;
· познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
· продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
· обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке…;
обучить навыкам работы с системой программирования.
Место предмета в учебном плане
В авторской программе отводится на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе - 35 часов но, так как в МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей» 8 «А» лицейный класс то в 8 классе - 2 часа в неделю. При составлении тематического планирования для 8 класса было увеличено количество часов по темам вдвое.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. За счёт выделения на предмет «Информатика и ИКТ» дополнительных часов (за счёт школьного компонента), практические задания Компьютерного практикума будут выполняться как в операционной системе Windows, так и в Linux. Добавлено 2ч на тему «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» за счёт уменьшения количества часов по теме «Информация и информационные процессы» с целью углубления знаний учащихся по устройству компьютера. Программой предусмотрено проведение: в 8 классе: количество практических работ - 15, количество контрольных работ - 3; в 9 классе: количество практических работ - 32, количество контрольных работ - 4, количество проверочных работ - 1 Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов. Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Тематическое планирование
по дисциплине «Информатика и ИКТ» 8 класс (лицей)
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, часов.
Из них
Теоретическое обучение,
часов
Практические
работы,
часов.
Контрольная работа, часов
Самостоятельная работа,
часов
1
«Информация и информационные процессы»
16
13
2
1
1
2
«Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
16
11
4
1
3
3
«Коммуникационные технологии»
33
24
9
-
2
4
Повторение
3
2
-
1
-
Итого
68
50
15
3
14
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен: знать/понимать:
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
· программный принцип работы компьютера; · назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; уметь:
· выполнять и строить простые алгоритмы;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· создавать презентации на основе шаблонов;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание учебного курса
Информация и информационные процессы (16 ч)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа « Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (16 ч)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». Практическая работа «Форматирование дискеты».
Практическая работа «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
Практическая работа «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Коммуникационные технологии (33 ч)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
Практическая работа «Подключение к Интернету».
Практическая работа «География Интернета».
Практическая работа «Путешествие во Всемирной паутине».
Практическая работа «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Календарно-тематическое планирование курса 8 класс (лицей)
№
Тема
Вид занятия
Коли-чество часов
Виды самостоя-тельной работы
Дата проведения
Плани-руемая
Факти-ческая
1. Информация и информационные процессы - 16 часов
1
Инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. Информация и информационные процессы в неживой природе.
Изучение нового материала
1
Работа с учебником
2
Информация и информационные процессы в живой природе.
Комбинированный
1
Работа по карточкам
3
Человек и информация.
Изучение нового материала
1
Доклад
4
Информация и информационные процессы в технике
Комбинированный
1
Доклад
5
Кодирование информации с помощью знаковых систем.
Изучение нового материала
1
Решение задач
6
Знаки: форма и значение.
Изучение нового материала
1
Решение задач
7
Знаковые системы.
Комбинированный
1
Решение задач
8-9
Кодирование информации.
Комбинированный
2
Решение задач
10
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.
Изучение нового материала
1
Решение задач
11
Практическая работа: « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора
Урок- практикум
1
Отчет по работе
12-13
Определение количества информации
Урок- практикум
2
Решение задач
14
Алфавитный подход к определению количества информации
Урок- практикум
1
Решение задач
15
Практическая работа: «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера»
Урок- практикум
1
Отчет по работе
16
Контрольная работа
Контроль знаний
1
Работа по карточкам
2.Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 16 часов
17
Программная обработка данных на компьютере.
Изучение нового материала
1
Работа со схемами
18
Устройство компьютера. Процессор и системная плата.
Изучение нового материала
1
Работа с учебником
19
Устройства ввода и вывода информации».
Изучение нового материала
1
Доклад
20
Оперативная память. Долговременная память компьютера
Изучение нового материала
1
Работа с учебником
21
Файл. Файловая система. Практическая работа: «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»
Комбинированный
1
Отчет по работе
22
Работа с файлами и дисками. Практическая работа: «Форматирование дискеты» .
Урок- практикум
1
Отчет по работе
23
Программное обеспечение компьютера
Изучение нового материала
1
Работа с учебником
24
Операционная система. Практическая работа: «Определение разрешающей способности мыши»
Урок- практикум
1
Отчет по работе
25
Прикладное программное обеспечение.
Изучение нового материала
1
Работа с учебником
26
Графический интерфейс операционных систем и приложений. Практическая работа: « Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
Урок- практикум
1
Отчет по работе
27
Представление информационного пространства с помощью
графического интерфейса.
Комбинированный
1
Работа по карточкам
28
Компьютерные вирусы и антивирусные программ. Практическая работа: «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»
Урок- практикум
1
Отчет по работе
29
Правовая охрана информации
Комбинированный
1
Работа с Интернетом
30
Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Комбинированный
1
Работа с Интернетом
31
Защита информации
Комбинированный
1
Работа с Интернетом
32
Контрольная работа
Контроль знаний
1
Работа по карточкам
3. Коммуникационные технологии- 32 часа
33
Передача информации.
Изучение нового материала
1
Работа с книгой
34
Локальные компьютерные сети.
Изучение нового материала
1
Работа с книгой
35
Практическая работа: «Предоставление доступа к диску, на компьютере подключенному к локальной сети»
Урок- практикум
1
Отчет по работе
36
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Изучение нового материала
1
Работа с Интернетом
37
Практическая работа: «Подключение к Интернету. Определение IP-адреса компьютера.»
Урок- практикум
1
Отчет по работе
38
Состав Интернета
Изучение нового материала
1
Работа с Интернетом
39
Адресация в Интернете.
Изучение нового материала
1
Работа с Интернетом
40
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям
Изучение нового материала
1
Работа с Интернетом
41
Практическая работа : «География Интернета»
Урок- практикум
1
Отчет по работе
42
Информационные ресурсы Интернета.
Изучение нового материала
1
Работа с Интернетом
43
Всемирная паутина.
Изучение нового материала
1
Доклад
44
Практическая работа: «Путешествие по Всемирной паутине.»
Урок- практикум
1
Отчет по работе
45
Электронная почта
Изучение нового материала
1
Доклад
46
Практическая работа: «Работа с электронной Web-почтой.»
Урок- практикум
1
Отчет по работе
47
Файловые архивы.
Изучение нового материала
1
Доклад
48
Практическая работа: «Загрузка файлов из Интернета».
Урок- практикум
1
Отчет по работе
49
Общение, звук и видео в Интернете.
Урок- беседа
1
Доклад
50
Мобильный Интернет.
Изучение нового материала
1
Доклад
51
Поиск информации в Интернете.
Урок- беседа
1
Доклад
52-53
Практическая работа: «Поиск информации в Интернете»
Урок- практикум
2
Отчет по работе
54
Электронная коммерция в Интернете
Урок- беседа
1
Доклад
55
Разработка Web - сайта с использованием языка разметки гипертекста HTML.
Изучение нового материала
1
Работа в сети Интернет
56
Web -страницы и Web - сайты
Урок- беседа
1
Доклад
57
Структура Web -страницы
Изучение нового материала
1
Работа в сети Интернет
58
Форматирования текста на Web -странице. Практическая работа: «Разработка сайта с использованием языка разметки гипертекста HTML
Урок- практикум
1
Отчет по работе
59-60
Вставка изображений и
гиперссылок на Web- страницы. Практическая работа: «Разработка сайта с использованием языка разметки гипертекста HTML
Урок- практикум
2
Отчет по работе
61
Гиперссылки на Web- страницах
Изучение нового материала
1
Работа в сети Интернет
62
Списки на Web - страницах.
Изучение нового материала
1
Работа в сети Интернет
63
Интерактивные формы на Web - страницах.
Изучение нового материала
1
Работа в сети Интернет
64-65
Защита собственного проекта на свободную тему.
Контроль знаний
2
Работа с проектом
66-67
Обобщение и повторение изученного в 8 классе
Проверка знаний
2
Работа по карточкам
68
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
Контроль знаний
1
Работа по карточкам
Планируемые результаты
К концу 8 класса учащиеся усвоят следующие знания:
· роль информации в жизни людей; свойства информации; основные информационные процессы;
· единицы измерения количества информации;
· название и функциональное назначение различных устройств компьютера;
· назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения;
· сущность и разновидности компьютерных вирусов, способы их обнаружения и антивирусной защиты;
· Закон об охране авторских прав, различие между лицензионными, условно-бесплатными и свободно-распространяемыми программами;
· назначение и функции локальных и глобальных компьютерных сетей;
· принцип маршрутизации и транспортировки данных;
· назначение и функции электронной Web - почты;
· способы поиска информации в Интернете; назначение и принцип работы поисковых систем;
· виды коммерческой деятельности с использованием сети Интернет;
· технологии создания гипертекстовых документов; теги для форматирования текста;
· назначение и роль интерактивных форм размещаемых на страницах сайта. научатся:
· кодировать и перекодировать информацию; · решать задачи на определение количества информации;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием;
· получать информацию о характеристиках компьютера;
· архивировать и разархивировать информацию
· оперировать файлами: открывать, именовать, сохранять, оценивать числовые параметры;
· различать элементы ОС; работать с графическим интерфейсом ОС Windows, Linux;
· предпринимать меры антивирусной безопасности; · использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
· осуществлять настройку и подключение к Интернету;
· настраивать браузер; искать информацию с применением правил поиска в Интернете; · регистрировать почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере, создавать, отправлять и получать почтовые сообщения;
· загружать файлы из Интернета, соблюдая правила антивирусной безопасности;
· общаться в реальном времени с помощью Интернет - технологий;
· создавать Web -страницы с помощью HTML;
· задавать необходимые параметры форматирования текста, размещённого на Web - странице: заголовки, шрифт, размер, цвет, расположение; добавлять рисунки на Web - страницу;
· представлять результат своей деятельности в виде Web - сайта.
Литература (УМК)
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
3. «Информатика и ИКТ».8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
4. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства · Компьютер Проектор Принтер Модем Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон. Программные средства · Операционная система - Windows XP, Linux. · Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). · Антивирусная программа. · Программа-архиватор. · Клавиатурный тренажер. · Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. · Простая система управления базами данных. · Простая геоинформационная система. · Система автоматизированного проектирования. · Виртуальные компьютерные лаборатории. · Программа-переводчик. · Система оптического распознавания текста. · Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). · Система программирования. · Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). · Браузер (входит в состав операционных систем или др.). · Программа интерактивного общения. · Простой редактор Wеb-страниц.
Цифровые образовательные ресурсы: по курсу
1. Авторская презентация УМК Угриновича Н. Д. (113 Мб, с видео и звуком). URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/IIKT8-11_2009.zip (дата обращения: 14.07.10).
2. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL:
metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc
2. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: infcd.metodist.ru
5. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: infcd.metodist.ru
6. ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2010 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2010, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
3. pedsovet.org Интернет портал для учителей
4. intel.ru
5.http:/ ege.ru/ Задания ЕГЭ
6. problems.ru/inf/ задачи по информатике
7. mega.km.ru/pc/ Энциклопедия персонального компьютера