Использование метода проектов на уроках информатики

Цель: Развивать творческие способности учащихся, используя метод проектной деятельности.Проблема: Проектный метод – это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера (проектов). Данный подход к организации обучения необходим для реализации направлений национальной образовательной инициативы «Наша профессия». Информационные технологии при этом выступают средством, которое помогает обучаемым на всех ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчёт по самообразованию учителя информатики Смоловикова Н.И.

за 2014 - 2015 учебный год.


Тема самообразования: Использование метода проектов на уроках информатики

Цель: Развивать творческие способности учащихся, используя метод проектной деятельности.

Проблема: Проектный метод - это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера (проектов). Данный подход к организации обучения необходим для реализации направлений национальной образовательной инициативы «Наша профессия». Информационные технологии при этом выступают средством, которое помогает обучаемым на всех стадиях реализации проекта (планирование, выполнение, представление результатов). Важный момент состоит в том, что информационные технологии позволяют продемонстрировать возможности разных способов оформления материалов с использованием компьютера.

Выполнение проектов предоставляет отличную возможность для внедрения в практику работы новых информационных технологий на базе сотрудничества учителя информатики, учителя-предметника и их ученика, подготовленного обоими учителями к реализации их педагогической идеи.

Учитель информатики:

  1. При составлении календарно-тематического планирования, выделяет определенное количество часов на проектную деятельность учащихся. К моменту начала работы над проектом учащиеся должны владеть навыками работы в программных средах, при помощи которых он создается.

  2. С учетом индивидуальных особенностей учащихся совместно с учителем-предметником определяет круг школьников, способных осуществить работу над проектом.

  3. Помогает каждому учащемуся разработать индивидуальный план работы, осуществляет контроль над выполнением каждого из этапов плана с выставлением отметки по предмету.

  4. Организует процедуру защиты проекта, дает рецензию на работу, выставляет итоговую отметку.

  5. Осуществляет работу по накоплению проектного материала в школьной медиатеке и предоставлению доступа к ней учащихся и педагогов.

Учитель-предметник:

  1. Определяет потребность в педагогических программных средствах по своему предмету.

  2. Рекомендует учителю информатики учащихся, заинтересованных в углубленном изучении своего предмета и создании творческой работы с использованием компьютерных технологий.

  3. Помогает учащемуся создать или предоставляет ему собственную разработку темы проекта, а также в поиске и отборе литературы, составлении плана работы.

  4. Оказывает учащемуся необходимые консультации.

  5. Контролирует ход работы над проектом, вносит корректировки.

  6. При необходимости рецензирует работу перед защитой, совместно с учителем информатики организует процедуру защиты, выставляет итоговую отметку.

  7. Использует работу в преподавании, поручает учащимся производить ее корректировку с учетом поступления нового материала.

Учащийся:

  1. Самостоятельно или по рекомендации учителей выбирает тему работы, под руководством учителей овладевает технологиями, необходимыми для создания проектной работы.

  2. Составляет план работы, изучает материал, необходимый для понимания ее содержания, а также дополнительную литературу.

  3. В зависимости от вида программного продукта (презентация, сайт, база данных, программа и т.д.) разрабатывает его интерфейс, структуру и наполняет проект содержанием.

  4. При разработке программного и печатного продукта руководствуется общепринятыми нормами оформления работ.

  5. Получает необходимые консультации учителей.

  6. Готовит текст выступления на защите проекта, проходит процедуру защиты, по рекомендациям учителей может продолжить работу над проектом с перспективой выхода на итоговую аттестацию. Итогом совместной деятельности проектной группы является готовый к использованию на уроках или во внеклассной работе программный продукт. Проектная деятельность вносит немалый вклад в профессиональное самоопределение школьника. В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя, происходит интеграция образования и воспитания. Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими.
    Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышления и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным увлечением, они каждый раз открывают для себя новое.

Литература, изученная в этом учебном году:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . - М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005

  2. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Использовала следующие Интернет-ресурсы:

  • Е. С. Полат. Метод проектов - статья на сайте Российской Академии Образования

  • Сайт программы «Обучение для будущего»

  • Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

  • Н. Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика - статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов.

  • Л. В. Насонкина. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков - статья на сайте Ярославского педагогического вестника.

  • Горлицкая С. И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

  • Полат Е. С. Метод проектовСтатья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

Результаты:

  1. Изучив и проанализировав опыт передовых педагогов трансформировала навыки эффективной работы с учетом своего личного опыта.

  2. На уроках при изучении тем «Базы данных», «Коммуникационные технологии», «Логика», «Растровые и векторные редакторы» применяется метод проектов.

  3. Повысилось качество знаний у некоторых учащихся.

  4. Повысился навык работы с программным обеспечением.

  5. Учащимися разработаны следующие проекты:


  • Презентации по различным предметам - учащиеся

  • Презентация «Из истории геометрии»

  • Презентация «История развития вычислительной техники»


  • Перспективы работы в следующем году:

  1. Опубликовать материалы по данной теме (обобщение опыта) в рамках сетевого сообщества «Сеть».

  2. Разместить материалы на сайте «Портфолио учителя информатики» Выступить с обобщением опыта учителей информатики.

  3. Продолжить работу по внедрению метода проектов на уроках.


© 2010-2022