Разработка урока на тему Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5Алгоритмизация. Основы программирования. Урок 2.

Тема урока: Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы.

Цели и задачи урока:

  1. Обучающие:

  • расширить представления учащихся об алгоритмах и их исполнителях;

  • познакомить учащихся с формами записи алгоритмов;

  • ввести понятие простой и составной команды, понятие линейного алгоритма.

  1. Развивающие:

  • развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;

  • развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию.

  1. Воспитательные:

  • развитие познавательного интереса, логического мышления;

  • воспитывать уважение к мнению окружающих.

Источники информации:

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса : в 2 ч./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. _ М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015

  2. Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. / Под ред. Н.В. Макаровой. СПб.; Питер, 2010

  3. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса : Н.Д. Угринович. _ М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015

Тип урока: комбинированный.

План урока.

  1. Проверка домашнего задания. Тестирование.

  2. Объяснение нового материала.

  3. Домашнее задание.

  4. Закрепление изученного.


  1. Проверка домашнего задания. Тестирование.

Слайд 1. Информационная разминка.

Алгоритм и его свойства.

1. Что называется алгоритмом?

1) последовательность команд, которую может выполнить исполнитель

2) система команд исполнителя

3) нумерованная последовательность строк

4) ненумерованная последовательность строк

  1. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает…

1) все стороны данного объекта

2) некоторые стороны данного объекта

3) существенные стороны данного объекта

4) несущественные стороны данного объекта
3. Какой из документов является алгоритмом?
1) правила техники безопасности

2) инструкция по получению денег в банкомате

3) расписание уроков

4) список класса
4. Модель содержит информации...

1) столько же, сколько и моделируемый объект

2) меньше, чем моделируемый объект

3) больше, чем моделируемый объект

4) не содержит информации
5. Алгоритм может быть выполнен процессором компьютера, если...

1) алгоритм записан на алгоритмическом языке

2) алгоритм записан на машинном языке (в двоичном коде)

3) алгоритм записан на естественном языке

4) алгоритм зафиксирован в виде блок-схемы
6. Информационной моделью организации учебного процесса в школе является...

1) правила поведения учащихся

2) список класса

3) расписание уроков

4) перечень учебников
7. Какой из объектов может являться исполнителем?

1) Луна

2) карта

3) принтер

4) книга

8. Какой этап решения задачи на компьютере отсутствует в следующей цепочке: объект - ...- исследование модели на компьютере - анализ результатов и корректировка модели?

1) построение информационной модели

2) кодировка алгоритма на языке программирования

3) анализ полученных результатов

  1. разработка алгоритма

9. Какая из последовательностей слов является командами исполнителя «Робот»?

1) хороший, плохой

2) компьютер, программа

3) раньше, позже

  1. направо, налево

10. Предметной моделью является...

1) анатомический муляж

2) карта

3) чертёж

4) диаграмма

Ответы:1-2; 2-3; 3-2; 4-2; 5-2; 6-3; 7-3; 8-1; 9-4; 10-1.

Оценка: «5» - 9, 10 заданий;

«4» - 7, 8 заданий;

«3» - 5, 6 заданий.


  1. Объяснение нового материала.

Слайды 2 - 3

Вспомним, что алгоритм - это система формальных правил чётко описывающая процесс исполнения работы. Каким же образом можно описать алгоритм?

Различают следующие формы записи алгоритмов;

  1. словесно-пошаговое описание алгоритмов (описание алгоритмов на естественном языке);

  2. с использованием алгоритмического языка;

  3. блок-схема - графическое изображение алгоритма;

  4. с использованием языка программирования (программа).

Чтобы исполнитель мог исполнить алгоритм, он, то есть алгоритм, должен быть записан на языке понятном исполнителю и команды, составляющие алгоритм, должны входить в систему команд исполнителя. Язык, что это такое?

Слайд 4. Алгоритмический язык (язык графики, язык программирования) - это система обозначений и правил для единообразной и точной записи алгоритмов и их исполнения.

Слайд 5 - . Алгоритм (программа) должен иметь своё название (имя). Имя алгоритма выбирается так, чтобы было понятно, решение какой задачи описывает данный алгоритм.

Алгоритмический язык

Блок-схема

АРазработка урока на тему Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы.лг. <имя алгоритма>

Арг.<список аргументов>(исходные данные)

Рез. <список результатов>

Нач.


Команда 1

Команда 2

Команда N

Кон.

……………

Последовательность нескольких команд алгоритма, выполняющихся одна за другой, называется серией команд (<CК>).

Различают команды простые и составные. Простой называется команда, входящая в систему команд исполнителя и не требующая при своём исполнении преварительной проверки какого-либо условия. Например, "Вымой посуду", "Вычислить 3+2", "Решить уравнение 3х + 1=20". Составной называется команда, входящая в систему команд исполнителя и не требующая при своём исполнении предварительной проверки какого-либо условия. Например, "Вычислить значение функции y=2х, если х<0», «Если у тебя есть время, то вымой посуду».

Различают следующие типы алгоритмов: линейный, разветвляющийся, циклический, вспомогательный.

Линейным называется алгоритм, в котором действия выполняются в естественном порядке, то есть одно за другим. Линейный алгоритм состоит только из простых команд.

Задача. Имеются цинк, 96%-ная серная кислота, вода, а также колба и пробирка. Составить алгоритм получения водорода.

Алг. Получение водорода.

Арг. Колба, стол, пробирка, вода, кислота, цинк.

Рез. Водород.

Нач.

Поставить колбу на стол.

Налить в колбу воду.

Налить в колбу кислоту.

Бросить в колбу цинк.

Собрать выделяющийся газ в пробирку.

Кон.


  1. Домашнее задание.

  1. Работа с конспектом.

  2. § 4.1,4.2.1. Н. Угринович.

  3. Задача. Имеются два кувшина ёмкостью 3л и 8л. Исполнитель ДЖИНН может набирать воду из реки в каждый кувшин, выливать из него воду и определять, налита ли вода в кувшине доверху. Напишите алгоритм, выполнив который ДЖИНН наберёт из реки 7л воды.


  1. Закрепление изученного.

А теперь вернёмся к началу нашего урока и сделаем выводы.

? Дайте понятие алгоритма (последовательность действий со строго определёнными правилами их исполнения).

? Какие способы описания алгоритмов вы знаете (словесно-пошаговое описание алгоритма, с использованием алгоритмического языка, блок-схема, с использованием языка программирования)?

? Дайте понятие блок-схемы (графическое описание алгоритма называется блок-схемой).

? Дайте понятие алгоритмического языка (алгоритмический язык - это система обозначений и правил для единообразной и точной записи алгоритмов и их исполнения).

? Какой алгоритм называется линейным (алгоритм, в котором действия выполняются в естественном порядке, то есть одно за другим)?

Задача (для самостоятельного решения). Некий исполнитель должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. За один раз он может перевезти только либо волка, либо козу, либо капусту. Ничем кроме погрузо-разгрузочных работ и перевозок данный исполнитель не занимается. Составьте для данного исполнителя алгоритм переправы, позволяющий избежать жертв (эта задача встречается в рукописях VIII века).

Прежде чем вы приступите к выполнению задания давайте введём ряд обозначений: берег, на котором находятся волк, коза и капуста обозначим 1, берег, на который необходимо их перевезти - 2 и соответственно команды для перевозки - «переплыть реку 1» и «переплыть реку 2».

Предположения: первоначально все находились на берегу 1.

Алг. Переправа.

Нач.

Погрузить козу;

переплыть реку 2.

Выгрузить козу;

переплыть реку 1.

Погрузить капусту;

переплыть реку 2.

Выгрузить капусту;

погрузить козу;

переплыть реку 1.

Выгрузить козу;

погрузить волка;

переплыть реку 2.

Выгрузить волка;

переплыть реку 1.

Погрузить козу;

переплыть реку 2.

Кон.

Прошу сдать свои работы.


© 2010-2022