Презентация и конспект урока по теме Текстовые документы и технологии их создания

Раздел Информатика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Текстовые документы и технологии их создания»

Тип урока: Введение нового материала и его закрепление

Цели:

- сформировать понятия «текстовый документ», «электронная книга», «текстовый редактор», «текстовый процессор», «издательская система».

- рассмотреть состав текстового документа;

- проанализировать различия между «бумажной» и «компьютерной» технологией записи текста и выявить преимущества второй перед первой;

- рассмотреть виды программ, предназначенных для создания текстовых документов, отметить их уровневое различие, изучить функции, доступные каждому из видов;

- изучить типовую структуру окна текстового процессора;

- развитие аналитического мышления учащихся в целом.

Учащиеся должны знать:

- что такое «текстовый документ», «электронная книга», «текстовый редактор», «текстовый процессор», «издательская система»;

- чем различаются «бумажная» и «компьютерная» технологии записи текста;

- какие существуют виды программ, предназначенных для создания текстовых документов, каковы их различия и доступные функции;

- какие элементы можно выделить при рассмотрении типовой структуры окна текстового процессора.

1. Оргмомент - 2 минуты (приветствие, отмечание отсутствующих)

2. Изложение нового материала и его закрепление - 38 минут

На экран выводится тема урока: «Текстовые документы и технологии их создания» (1 слайд)

Открывается 2 слайд: «Текстовый документ и его структура».

«Слово «документ» переводится с латинского как «свидетельство», «Доказательство». Но современное понятие документа гораздо шире, чем «бумага, заверенная печатью и подписью». Под текстовым документом сегодня понимается информация, представленная на бумажном, электронном или ином материальном носителе в текстовой форме».

Учитель: «Подумайте, какие носители подразумеваются под «иными материальными»?»

Учащиеся должны вспомнить в том числе историю. Из вероятных вариантов: глиняные таблички, береста, папирус, шелк.

Учитель: «Какие виды электронных носителей вы знаете?»

Учащиеся: «CD-диски, DVD-диски, флеш-память».

Учитель может упомянуть о дискетах как об электронных носителях информации, ушедших в прошлое, и показать дискету учащимся (если позволяет время, разобрать ее и собрать)».

Открывается 3 слайд. Перед этим учитель спрашивает, какие виды текстовых документов могут назвать учащиеся.

Презентация и конспект урока по теме Текстовые документы и технологии их создания

Открывается 4 слайд. Схема

Презентация и конспект урока по теме Текстовые документы и технологии их создания



Учитель предлагает учащимся открыть учебник по информатике и найти там перечисленные элементы.

Открывается 5 слайд: «Текст внутри раздела по смыслу разбивается на абзацы».

Учитель: «Как вы думаете, из каких элементов состоит абзац текста?»

Учащиеся должна вспомнить про строку, слово и символ.

Открывается 6 слайд. Информационный.

«Технологии подготовки текстового документа»

«На протяжении тысячелетий люди записывают информацию.

Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма. С помощью специальных компьютерных программ можно создать любой текст, при необходимости внести в него изменения, не переписывая текст заново, записать текст в долговременную память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере какое угодно количество копий текста без его повторного ввода или отправить текст с помощью электронной почты на другие компьютеры».

Слайд 7. «Сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологий»

Учитель предлагает учащимся подумать, какая из технологий удобнее для работы и почему. После того, как будут выдвинуты предположения, учитель открывает сравнительную таблицу

«Компьютерная» технология

удобство редактирования

лёгкость копирования

лёгкость передачи на расстояние по сетям

компактность хранения

Простота очистки электронных носителей от ненужной информации

экономия за счет многократного использования недорогих электронных носителей

обязательное наличие дорогостоящей комп. техники

«Бумажная» технология

трудности внесения изменений

затраты на тиражирование

трудности передачи на расстояние

потребность в дополнительной площади для хранения

трудоёмкость уничтожения и переработки бумажных носителей

расходование древесины на производство бумаги

минимальные материальные затраты на авторучку и бумагу

Слайд 8. «Электронные книги».

Поскольку в наше время электронные книги встречаются достаточно часто и обычно имеются хотя бы у нескольких учащихся в классе, то учитель вполне может спросить у учащихся, что им известно об электронных книгах, какие они бывают и чем различаются.

Затем открывается формальное определение электронной книги. «Компактные устройства, предназначенные для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде». Затем появляются 4 картинки - иллюстрации-фотографии.

Слайд 9. «Компьютерные инструменты создания текстовых документов»

«Текстовый редактор - это прикладная программа для создания и обработки текстовых документов.

Функции: создание небольших, несложных по структуре и оформлению текстов, состоящих из букв, цифр, знаков препинания и специальных символов, которые можно ввести с помощью клавиатуры компьютера».

Учитель: «Подумайте и скажите, какая компьютерная программа предоставляет нам возможность такой работы?»

Правильный ответ: «Блокнот».

Учитель: «Какое расширение соответствует документу, созданному в этой программе:

Ответ: «txt».

Слайд 10. «Текстовый процессор - текстовый редактор с расширенными возможностями. Функции: позволяет в том числе выполнять проверку правописания, изменять вид и размер шрифта, включать в документ таблицы, формулы, рисунки, схемы, звуковые элементы и пр.»

Учитель: «Как вы видите, текстовый процессор является гораздо более серьезной программой, чем текстовый редактор. В какой же программе мы можем делать все это?»

Ответ: «Word».

Далее открывается следующее: «Издательские системы - еще более мощное ПО. Используется для подготовки буклетов, брошюр, газет, журналов и книг».

Учащимся дается задание дома найти названия программ, являющихся издательскими системами.

Слайды 11-12. «Типовая структура окна текстового процессора».

Учащиеся садятся за компьютеры и открывают текстовый процессор Microsoft Word. По мере появления на слайде информации учащиеся ищут соответствующие элементы в окне текстового процессора.

Вдоль верхнего края окна приложения располагается строка заголовка, которая содержит имя документа, имя программы и кнопки управления.

Ниже расположена строка меню, которая содержит имена групп команд, объединенных по функциональному признаку.

Под строкой меню - панели инструментов, в т.ч. Стандартная и Форматирование.

Далее следует линейка, с помощью которой определяются границы документа.

Рабочая область - это основная часть окна, предназначенная для создания документа и работы с ним.

Строка состояния (нижняя часть окна) выводит справочную информацию; там же указывается номер страницы, где расположен курсор.

3. Подведение итогов урока - 5 минут

Учитель задает вопросы:

1. Что называют текстовым документом?

2. Что такое электронная книга? В чем ее преимущество перед обыкновенной?

3. Какие виды программ для работы с текстом вы знаете?

4. В чем отличие текстового редактора от текстового процессора? От издательской системы?

5. Какие типовые элементы окна текстового процессора вам известны?

Учащиеся отвечают на эти вопросы, учитель выявляет те из них, которые вызывают некоторые затруднения (если таковые имеются) и еще раз проговаривает ответы на них (по материалу, представленному в пункте «Изложение нового материала и его закрепление»).


© 2010-2022