Программа по Информатике (6 класс)

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ «Татарстанский кадетский корпус им. героя Советского Союза Гани Сафиуллина»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан


РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения руководитель ШМО

__ Протокол № от

«____»______2015 г.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УР

ГБОУ «Татарстанский кадетский корпус им. героя Советского Союза Гани Сафиуллина»

Г.Р.Минниханова

«____»______2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ «Татарстанский кадетский корпус им. героя Советского Союза Гани Сафиуллина»

_______________А.Р. Таипова

«____»______2015г.


Рабочая программа

по предмету «Информатика и ИКТ»,


6 класс


на 2015 - 2016 учебный год

Разработчик:

Политов Павел Юрьевич,

учитель информатики










г. Нижнекамск

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике в 6 классе составлена на основе нормативно-правовых документов:

­ Программы курса информатики для 6 классов общеобразовательной средней школы. Автор Босова Л.Л.,-м., бином. Лаборатория знаний, 2007;

­ Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов ГБОУ «Татарстанский кадетский корпус Приволжского федерального округа им. Героя Советского Союза Гани Сафиуллина»

­ Учебный план ГБОУ «Татарстанский кадетский корпус Приволжского федерального округа им. Героя Советского Союза Гани Сафиуллина» на 2014-2015 учебный год.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ не выделяет часов для изучения предмета «информатика и икт» в 5 классе. Согласно, учебного плана корпуса из компонента ОУ выделен 1 учебный час, таким образом, для изучения курс информатики в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).


Цели и задачи учебного курса


  • формирование обще учебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование обще учебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных обще учебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из ча­стей и самостоятельное достраивание недостающих компо­нентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;

  • создать условия для овладения основными универсальны­ми умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделе­ние необходимой информации, применение методов ин­формационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов ре­шения задач в зависимости от конкретных условий; само­стоятельное создание алгоритмов деятельности при реше­нии проблем творческого и поискового характера;

  • показать роль средств информационных и коммуникаци­онных технологий в информационной деятельности чело­века;

  • расширить спектр умений использования средств инфор­мационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответ­ствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объек­тами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для развития умений продуктивного взаи­модействия и сотрудничества со сверстниками и взрослы­ми: умением правильно, четко и однозначно формулиро­вать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


Учебно-тематический план

Тема

Количество часов


Общее

Теория

Практика

1

Компьютер и информация

12

6

6

2

Человек и информация

12

6

6

3

Алгоритмы и исполнители

8

3

5

4

Работа с проектами

3

1

2

Итого:

35

16

19

Содержание учебного курса


1. Компьютер и информация

Компьютер - универсальная машина для работы с информа­цией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере, или Цифро­вые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.

Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти ком­пьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым редактором Microsoft Word».

Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».

Практическая работа № 4 «Нумерованные списки».

Практическая работа № 5 «Маркированные списки».

2. Человек и информация

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отноше­ния между понятиями (тождество, пересечение, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Опреде­ление понятия. Классификация. Суждение как форма мыш­ления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 6 «Создаем таблицы в Microsoft Word».

Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таб­лице».

Практическая работа № 8 «Строим диаграммы в Microsoft Word».

Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа № 10 «Планируем работу в графиче­ском редакторе Paint ».

Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Paint».

3. Элементы алгоритмизации

Что такое алгоритм. О происхождении слова «алгоритм».

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Basic.

Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветв­лениями. Циклические алгоритмы. Ханойская башня.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 12«Microsoft Word. Скакалочка».

Практическая работа № 13 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа № 14 «Создаем слайд-шоу».

Практическая работа № 15 «Знакомимся со средой про­граммирования Basic».

Практическая работа № 16 «Исполнитель DRAW».

Практическая работа № 17 «Исполнитель LINE».

Практическая работа № 18 «Исполнитель CIRCLE».

(Курсивом отмечен дополнительный материал.)

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Учащиеся должны:

• определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

• понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умо­заключение»;

• приводить примеры единичных и общих понятий, отноше­ний между понятиями;

• различать необходимые и достаточные условия;

• иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

• уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

• иметь представление об алгоритмах, приводить их при­меры;

• иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

• уметь пользоваться стандартным графическим интерфей­сом компьютера;

• определять назначение файла по его расширению;

• выполнять основные операции с файлами;

• уметь применять текстовый процессор для набора, редак­тирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

• уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

• создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

• иметь представление об этических нормах работы с инфор­мационными объектами.

Учебно-методическое обеспечение


  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6-2007. - М.: Образование и Информатика, 2007.

  6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


Тематическое планирование

№ п/п

дата

Тема урока

Планируемые результаты

Формы контроля

план

факт

Компьютер и информация

11


Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Уметь различать виды информации по способам ее восприятия; приводить примеры обработки информации на компьютере; определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека.

12

Файлы и папки.

Уметь создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению.

Практическая работа №1. «Работаем с файлами и папками».

13

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Уметь запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы.

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым редактором Writer» (задание 1)

14

Двоичное кодирование числовой информации.

Уметь приводить примеры позиционных и непозиционных

систем счисления; выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом редакторе Word.

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым редактором Writer» (задание 2).

15

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Уметь переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием калькулятора.

Работа с приложением Калькулятор.

16

Тексты в памяти компьютера.

Уметь редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи». (задание 1).

77

Кодирование текстовой информации.

Иметь представление о кодировании информации и способах кодирования текстовой информации.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи». (задание 2).

88

Создание документов в текстовом процессоре Word.

Уметь создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу.

Практическая контрольная работа № 1 «Обработка текстовой информации».

99

Растровое кодирование графической информации.

Кодировать цвет в виде двоичного кода.

Устный опрос

110

Векторное кодирование графической информации.

Нумерованный список, векторное кодирование

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

111

Единицы измерения информации.

Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, маркированный список

Практическая работа №5 «Маркированные списки».

112

Компьютер и информация

Информация, информативность, знание, факт, правило

Контрольная работа № 1

Человек и информация


113

Чувственное познание окружающего мира.

Ощущение, восприятие, представление

Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3, 4).

114

Понятие как форма мышления.

Логика, объект, признак, понятие

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

115

Как образуются понятия.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 1, 2).

116

Структурирование и визуализация информации.

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение

Практическая контрольная работа 2 «Структурирование и визуализация информации»

117

Содержание и объем понятия.

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, структурирование, наглядное представление.

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3, 4, 5).

118

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Содержание понятия, объем понятия, единичное и общее понятие

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор ColorPaint» (задания 1 - 3).

119

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Отношения тождества, отношения, подчинения

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор ColorPaint» (задания 1 - 3).

220

Определение понятия.

Отношения соподчинения, противоречия, противоположности

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1 - 3).

221

Классификация.

Понятие, определение понятия

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1 - 3).

222

Суждение как форма мышления.

Классификация, основание классификации, естественная и вспомогательная классификация

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Writer» (задания 1 - 3).

223

Умозаключение как форма мышления.

Суждение, простое и сложное суждение, необходимое и достаточное условие

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Writer» (задания 4 - 6).

224

«Человек и информация».

Умозаключение

Контрольная работа № 2

Алгоритм и исполнители


225

Исполнители вокруг нас.

Постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм

Логическая игра «Переливашки».

226

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Исполнитель, система команд исполнителя

Устный опрос

227

Линейные алгоритмы.

Список и таблица как формы записи алгоритма, блок-схема

Практическая работа №13 «Impress. Часы».

228

Разработка линейного алгоритма.

Тип алгоритма, линейный алгоритм

Устный опрос

229

Алгоритмы с ветвлениями.

Тип алгоритма, линейный алгоритм

Практическая работа №14 «Impress. Времена года».

330

Разработка алгоритма ветвления.

Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка

Устный опрос

331

Циклические алгоритмы.

Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка

Практическая работа №15 «Impress. Скакалочка».

332

Разработка циклического алгоритма.

Тип алгоритма, циклический алгоритм

Устный опрос

333

«Алгоритмы и исполнители». Систематизация информации.

Алгоритм, исполнитель, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением, циклический алгоритм, блок-схема.

Контрольная работа № 3

334

Создание проекта из своих рисунков

Учить разрабатывать критерии оценивания работы.

Формировать навыки самоанализа проделанной работы на основе выработанных критериев.

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».

335

Защита проекта

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».


© 2010-2022