Использование подпрограмм при изучении языка программирования Basic

Данная разработка призвана помочь учащимся в более наглядной и доступной форме освоить работу с подпрограммами при изучении языка программирования Basic.  В разработке эта тема изложена в связи с построением графических объектов и позволяет видеть все преимущества использования подпрограмм. Применение операторов графики всегда вызывает наибольший интерес у учащихся, благодаря  красочности и наглядности создаваемых объектов. Кроме того, при проектировании рисунка с различными повторяющимися элеме...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение подпрограмм

при изучении языка программирования Basic


Группа операторов, выполняющая решение некоторой подзадачи, может быть оформлена в стандартном виде. В таком случае к ней можно обращаться из разных мест программ, не переписывая каждый раз операторы этой группы. Выделенную группу операторов, оформленную в стандартном виде, называют подпрограммой.

Использование подпрограмм уменьшает общее количество операторов в программе. Для размещения программы требуется меньше памяти, Кроме того, улучшается структура программы и облегчается ее отладка, так как работа каждой подпрограммы может быть проверена по отдельности.

Для вызова подпрограммы используется оператор GOSUB. В операторе GOSUB указывают номер первой строки подпрограммы. В конце подпрограммы должен стоять оператор RETURN (возврат). Этот оператор приказывает перейти обратно к оператору, записанному сразу после оператора GOSUB.

В конце основной программы ставится оператор END. Чтобы подпрограмма при обращении к ней выполнялась каждый раз с новыми данными, ее надо составлять в общем виде, а исходные данные для работы передавать в переменные подпрограммы перед обращением к ней. Например, если в программе требуется решить три квадратных уравнения с различными коэффициентами, то алгоритм нахождения корней квадратного уравнения целесообразно оформить в виде подпрограммы, используя для обозначения переменные. Перед каждым обращением к подпрограмме надо задать этим переменным числовые значения, соответствующие коэффициентам решаемых уравнений.

При применении подпрограмм надо придерживаться следующих правил:

- четко обозначать начало и конец каждой подпрограммы;

- следить за тем, чтобы перед обращением к подпрограмме ее переменные получили нужное значение;

- подпрограмма не должна выполняться без обращения к ней, это вызывает ошибку.

Общая схема программы с использованием подпрограммы

Начало основной программы

Операторы основной программы

Операторы основной программы, служащие для присвоения значений переменным, используемым в подпрограмме

Вызов подпрограммы (GOSUB)

Операторы основной программы

Операторы основной программы, служащие для присвоения новых значений переменным, используемым в подпрограмме

Вызов подпрограммы(GOSUB)

Конец основной программы (END)

Начало подпрограммы

Операторы подпрограммы

Оператор возврата в основную программу (RETURN)

Пример оформления подпрограммой изображения разноцветного кружка с различными координатами центра и радиусом:

10 CLS

20 INPUT A

30 X=30

35 Y=40

40 R=20

50 C=14

60 GOSUB 250

65 X=35

70 Y=50

80 R=25

85 C=2

90 GOSUB 250

100 END

250 SCREEN 7

260 CIRCLE(X,Y),R,C

270 RETURN

Еще один пример:

Составить программу преобразования милей в километры.

100 INPUT «Введите расстояние в милях»; М

105 GOSUB 200

110 PRINT " Pасстояние в милях= ";М, " Расстояние в км= ";К

120 END

200 REM подпрограмма перевода милей в км

210 К=М*1.609

220 RETURN

Самостоятельно

  1. Нарисовать флаг олимпиады, используя программу для рисования окружности. Для получения рисунка следует 5 раз записать оператор вызова подпрограммы, каждый раз задавая координаты центра окружности и цвет.


  1. Составить программу печати поздравительных открыток. Стандартную часть открытки ( поздравляю, желаю… без указания конкретного имени) оформить в виде подпрограммы.


  1. Используя готовые подпрограммы для изображения крыши домика и стены с окном, составить программу для построения:

а) трех одноэтажных, рядом стоящих домиков;

б) пятиэтажной разноцветной башни.

Подпрограмма для изображения стены с окном:

200 SCREEN 7

210 LINE (X,Y)-(X+L,Y+H),C,B

220 LINE (X+3*L/5,Y+H/4)-(X+4*L/5,Y+H/2),C,B

230 RETURN

Подпрограмма для изображения крыши:

300 SCREEN 7

310 LINE (X,Y)-(X+L,Y),C

320 LINE (X,Y)-(X+L/2,Y-H),C

330 LINE (X+L/2,Y-H)-(X+L,Y),C

340 RETURN


© 2010-2022