Рабочая программа Выбор профессии

В соответствии с Концепцией модернизации российского обра­зования на старшей ступени общеобразовательного школы предус­матривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализи­рованной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обу­чения и социализацию учащихся с учетом реальных потребнос­тей рынка труда.        Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологическо...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Русская национальная средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.С.Овчинникова села Осиновка муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Мохнаткина С.И._________

Протокол заседания МС № 1

от 27 августа 2014 г.

«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ с.Осиновка

Беляева Т.В._____________

Приказ № 80 - ОД

от 29 августа 2014 г.

Рабочая программа

курса предпрофильной подготовки «Выбор профессии» для 9 класса

на 2014-2015 учебный год

Составила учитель русского языка и литературы

Воробьёва Евгения Михайловна

Рассмотрено на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла

МБОУ СОШ с.Осиновка

Протокол № 1

от 26 августа 2014 года

Руководитель ШМО

Самойлова Л.А._____________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа:

-Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004 г. №1089).;

-Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ МБОУ СОШ с.Осиновка от 7 апреля 2014г. №28-ОД «О перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году»;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;

-Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с.Осиновка;

- Календарный учебный график учебного процесса на 2014-2015 учебный год МБОУ СОШ с.Осиновка;

-Учебный план МБОУ СОШ с.Осиновка на 2014-2015 учебный год;

-Положение МБОУ СОШ № с.Осиновка «О рабочих программах по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям)»;

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания:

- Программа курса предпрофильной подготовки «Выбор профессии»/ Автор- составитель Воробьёва Е.М. - Бирск, 2014г.

Сведения об УМК

-

Цель и задачи учебного предмета

Цели курса:

  • Подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения, составлению первичного профессионального плана;

  • Открытие перед девятиклассниками перспектив в дальнейшем личностном росте;

  • Овладение способами конструктивного взаимодействия с людьми для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Задачи курса:

  • Изучение профессиональной направленности учащихся;

  • Расширение системы представлений девятиклассников о мире профессий, их содержании и востребованности в настоящее время;

  • Совершенствование знаний подростков о себе, своих интересах, склонностях, потребностях, способностях и других психологических особенностях;

  • Развитие способностей самопознания, саморазвития, самореализации;

  • Формирование адекватной самооценки;

  • Повышение уровня психологической компетентности учащихся;

  • Повышение компетентности в общении, как необходимое условие успешной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка - система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию "пробы сил" и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к школе совершено новые требования, выражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разнообразными знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными, а также ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений.

Происходят серьезные и глубокие изменения в личности современного школьника, интересы и потребности которого уже не ограничиваются лишь получением разносторонних знаний. Семья и сам школьник все настойчивее требуют внести изменения в содержание образования с тем, чтобы помочь выпускнику приобрести социальный опыт, который поможет ему быстрее адаптироваться в обществе, получить профессию, найти достойную работу, создать семью, грамотно отстаивать свои гражданские права.

Курс создан для того, чтобы помочь учащимся осознать необходимость личностного выбора из нескольких вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор. Личный выбор и личная ответственность являются ключевыми понятиями данного курса.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Рабочая программа предназначена для изучения в общеобразовательной школе, рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.

Результаты изучения учебного предмета (предметные)

  • Формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

  • Формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

  • Принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;

  • Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Внесённые изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

При составлении рабочей программы были внесены изменения: в календарно-тематическом планировании программный материал сформулирован в сокращённом варианте, исходя из основных вопросов содержания авторской программы.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание предмета

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график практических работ

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество практических работ

I четверть

9

1

9


II четверть

8

1

8


III четверть

9

1

9


IV четверть

7

1

7

1

Итого в год

33

1

33

1

Раздел I. Образ «Я» и выбор профессии - 13 часов.

  1. Внутренний мир человека и система представлений о себе - 3 часа.

Понятие о личности «Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей, методы изучения личности. Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Влияние представлений о себе на правильный выбор профессии.

  1. Секреты выбора профессии - 6 ч.

Правила выбора профессии «хочу» - «могу» - «надо». Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия о профессии, специальности, должности. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Потребности и мотивы как условие активности личности. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Возможности личности в профессиональной деятельности. Активная роль личности при выборе профессии.

1.3 Учёт психических особенностей в профессиональном становлении личности -2ч.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Эмоции и чувства их функции в профессиональной деятельности. Волевые качества личности.

1.4 Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда -2ч.

Способность к запоминанию. Общее представление о памяти; виды памяти; условия развития памяти. Способность быть внимательным. Общее представление о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания (объём, устойчивость, распределение, избирательность). Мышление. Мыслительные способности в профессиональной деятельности.

Раздел II. Мир профессий и труда - 21час.

  1. Профессиональная пригодность - 2ч.

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тесты Голланда.

2.2 Здоровье и выбор профессии - 2 ч.

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека.

  1. Многообразие мира профессий - 4ч.

Труд как потребность человеческой жизни «Разнообразие профессий». Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Социальные проблемы труда. Разделение труда. Содержание и характер труда. Социально-профессиональная мобильность - качество современного работника.

2.4 Анализ профессий - 6ч.

Предмет, цели и средства труда в профессиональной деятельности. Условия профессионального труда. Классификация профессий по Климову. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Профессиограммы. Формула профессии.

2.5 Рынок труда и его требования к профессионалу - 2ч.

Структурная перестройка экономики. Менеджмент и маркетинг. Предпринимательство. Основные принципы формирования рынка труда. Безработица.

2.6 Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений -3ч.

Пути получения профессии. Система профессионально - технического образования. Профессиональные лицеи и училища. Условия приёма и обучения в них.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приёма и обучения студентов. Понятие о профессиональной карьере.

  1. Профессиональная проба -2ч.

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ).

Требования к уровню усвоения материала курса предпрофильной подготовки «Выбор профессии»:


По окончании курса учащиеся должны знать:

  • особенности выбора профессии;

  • требования, предъявляемые разными профессиями к человеку;

  • свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе профессионального самоопределения;

  • свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии;

  • возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути преодоления этих препятствий;

  • источники получения информации (сведений) об образовательных услугах, рынке труда, вакансиях и.т.д.;

  • источники получения информации о нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса учреждений образования;

  • основные права в области образования и трудового законодательства,

  • возможности личности в профессиональной деятельности;

  • потребности рынка труда;

  • социальные проблемы труда;

  • классификацию профессий;

  • понятие о профессиональной карьере;

  • критерии профессиональной компетентности;

  • специфику этапов профессионального самоопределения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

проведения урока

Тема урока

Примечание


По

плану

Фактически



Раздел 1. «Образ «Я» и выбор профессии» - 13 часов.

1

02.09.2014г.


Смысл и цель жизни человека.


2

09.09.2014г.


Внутренний мир человека.


3

16.09.2014г.


Система представлений о себе.


4

23.09.2014г.


Правила выбора профессии.


5

30.09.2014г.


Ошибки при выборе профессии.


6

07.10.2014г.


Профессиональные интересы.


7

14.10.2014г.


Профессиональные склонности, способности.


8

21.10.2014г.


Профессиональные намерения.


9

28.10.2014г.


Самовоспитание и выбор профессии.


10

11.11.2014г.


Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.


11

18.11.2014г.


Значение темперамента в профессиональном самоопределении.


12

25.11.2014г.


Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении.


13

02.12.2014г.


Роль внимания и мышления в профессиональном самоопределении.


Раздел 2. «Мир профессий и труда» - 21 час.

14

09.12.2014г.


Профессиональный план.


15

16.12.2014г.


Профессиональная пригодность.


16

23.12.2014г.


Здоровье и профессия.


17

30.12.2014г.


Характеристики здоровья человека.


18

20.01.2015г.


Труд как потребность человеческой жизни.


19

27.01.2015г.


Социальные проблемы труда.


20

03.02.2015г.


Знакомство с профессиями района.


21

10.02.2015г.


Сознательность и самостоятельность выбора профессии.


22

17.02.2015г.


Общий обзор классификации профессий.


23

24.02.2015г.


Типы профессий.


24

03.03.2015г.


Классы профессий.


25

10.03.2015г.


Отделы и группы профессий.


26

17.03.2015г.


Профессиограмма профессий.


27

07.04.2014г.


Формула профессии.


28

14.04.2014г.


Понятия «менеджмент» и «маркетинг».


29

21.04.2014г.


Рынок труда и безработица.


30

28.04.2014г.


Пути получения профессии.


31

05.05.2015г.


Знакомство с учебными заведениями Башкортостана.


32

12.05.2015г.


Навыки самопрезентации. Профессиональная проба.


33

19.05.2015г.


Защита творческой работы по курсу "Выбор профессии".


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методические материалы для учителя

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Владос, 1998.

  2. Алексютина Н. Неудача - это опыт: как выбрать профессию и пережить провал на экзаменах // Учительская газета. - 2008. - 16 сент. (№ 38). - С. 17.

  3. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. «Мой выбор» / под ред. И. Ахметова, Т. Иванова, А. Иоффе и др. Учебно-методическое пособие для учителей. Изд-ие пятое М.: Издательство «ИЖИЦА», 2004 г.

  4. Вировец Ю.А. Справочник популярных профессий. - СПб.: Питер, 2010 г.

  5. Голомшток А.Е. Профориентационная работа в школе. - Калуга, 1968.

  6. Грецов А.Г. Выбираем профессию. - СПб.: Питер, 2009 г.

  7. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991.

  8. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Киев,1997.

  9. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М., 1984.

  10. Климов Е.А. Путь в профессию. - М., 1989.

  11. Кривцова С.В,, Мухаматулина Е.Л. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.М.,1997.

  12. Основы профессиональной культуры./Под ред. В.Д.Симоненко.- Брянск: Изд-во БГТУ, 1997.

  13. Программа курса предпрофильной подготовки «Выбор профессии»/ Автор- составитель Воробьёва Е.М. - Бирск, 2014г.

  14. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М., Просвещение, 1991.

  15. Прутченков А.С, Трудное восхождение к себе. -М., 2001.

  16. Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.

  17. Пряжников Н.С. Игровой метод профориентации /Под ред. Климова Е.А.. - Пермь, 1989.

  18. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков.

  19. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск, 1995.

  20. Технология предпрофильной подготовки и отбора в профильные классы: Научно-методические рекомендации. - Брянск: Изд-во Брянского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки молодежи, 2004.

  21. Чистякова С.Н., Родичев В.Ф. Профессиональное самоопределение. - М.: ОИЦ «Академия, 2010.

12


© 2010-2022