- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа Выбор профессии
Рабочая программа Выбор профессии
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Воробьева Е.М. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Русская национальная средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.С.Овчинникова села Осиновка муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Мохнаткина С.И._________
Протокол заседания МС № 1
от 27 августа 2014 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ с.Осиновка
Беляева Т.В._____________
Приказ № 80 - ОД
от 29 августа 2014 г.
Рабочая программа
курса предпрофильной подготовки «Выбор профессии» для 9 класса
на 2014-2015 учебный год
Составила учитель русского языка и литературы
Воробьёва Евгения Михайловна
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей гуманитарного цикла
МБОУ СОШ с.Осиновка
Протокол № 1
от 26 августа 2014 года
Руководитель ШМО
Самойлова Л.А._____________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа:
-Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004 г. №1089).;
-Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Приказ МБОУ СОШ с.Осиновка от 7 апреля 2014г. №28-ОД «О перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году»;
-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;
-Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с.Осиновка;
- Календарный учебный график учебного процесса на 2014-2015 учебный год МБОУ СОШ с.Осиновка;
-Учебный план МБОУ СОШ с.Осиновка на 2014-2015 учебный год;
-Положение МБОУ СОШ № с.Осиновка «О рабочих программах по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям)»;
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания:
- Программа курса предпрофильной подготовки «Выбор профессии»/ Автор- составитель Воробьёва Е.М. - Бирск, 2014г.
Сведения об УМК
-
Цель и задачи учебного предмета
Цели курса:
-
Подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения, составлению первичного профессионального плана;
-
Открытие перед девятиклассниками перспектив в дальнейшем личностном росте;
-
Овладение способами конструктивного взаимодействия с людьми для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Задачи курса:
-
Изучение профессиональной направленности учащихся;
-
Расширение системы представлений девятиклассников о мире профессий, их содержании и востребованности в настоящее время;
-
Совершенствование знаний подростков о себе, своих интересах, склонностях, потребностях, способностях и других психологических особенностях;
-
Развитие способностей самопознания, саморазвития, самореализации;
-
Формирование адекватной самооценки;
-
Повышение уровня психологической компетентности учащихся;
-
Повышение компетентности в общении, как необходимое условие успешной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка - система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию "пробы сил" и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к школе совершено новые требования, выражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разнообразными знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными, а также ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений.
Происходят серьезные и глубокие изменения в личности современного школьника, интересы и потребности которого уже не ограничиваются лишь получением разносторонних знаний. Семья и сам школьник все настойчивее требуют внести изменения в содержание образования с тем, чтобы помочь выпускнику приобрести социальный опыт, который поможет ему быстрее адаптироваться в обществе, получить профессию, найти достойную работу, создать семью, грамотно отстаивать свои гражданские права.
Курс создан для того, чтобы помочь учащимся осознать необходимость личностного выбора из нескольких вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор. Личный выбор и личная ответственность являются ключевыми понятиями данного курса.
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования
Рабочая программа предназначена для изучения в общеобразовательной школе, рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.
Результаты изучения учебного предмета (предметные)
-
Формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
-
Формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
-
Принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
-
Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Внесённые изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование
При составлении рабочей программы были внесены изменения: в календарно-тематическом планировании программный материал сформулирован в сокращённом варианте, исходя из основных вопросов содержания авторской программы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание предмета
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график практических работ
Четверть
Количество недель в четверти
Количество часов в неделю
Количество часов в четверти
Количество практических работ
I четверть
9
1
9
II четверть
8
1
8
III четверть
9
1
9
IV четверть
7
1
7
1
Итого в год
33
1
33
1
Раздел I. Образ «Я» и выбор профессии - 13 часов.
-
Внутренний мир человека и система представлений о себе - 3 часа.
Понятие о личности «Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей, методы изучения личности. Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Влияние представлений о себе на правильный выбор профессии.
-
Секреты выбора профессии - 6 ч.
Правила выбора профессии «хочу» - «могу» - «надо». Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия о профессии, специальности, должности. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Потребности и мотивы как условие активности личности. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Возможности личности в профессиональной деятельности. Активная роль личности при выборе профессии.
1.3 Учёт психических особенностей в профессиональном становлении личности -2ч.
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Эмоции и чувства их функции в профессиональной деятельности. Волевые качества личности.
1.4 Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда -2ч.
Способность к запоминанию. Общее представление о памяти; виды памяти; условия развития памяти. Способность быть внимательным. Общее представление о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания (объём, устойчивость, распределение, избирательность). Мышление. Мыслительные способности в профессиональной деятельности.
Раздел II. Мир профессий и труда - 21час.
-
Профессиональная пригодность - 2ч.
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тесты Голланда.
2.2 Здоровье и выбор профессии - 2 ч.
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека.
-
Многообразие мира профессий - 4ч.
Труд как потребность человеческой жизни «Разнообразие профессий». Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Социальные проблемы труда. Разделение труда. Содержание и характер труда. Социально-профессиональная мобильность - качество современного работника.
2.4 Анализ профессий - 6ч.
Предмет, цели и средства труда в профессиональной деятельности. Условия профессионального труда. Классификация профессий по Климову. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Профессиограммы. Формула профессии.
2.5 Рынок труда и его требования к профессионалу - 2ч.
Структурная перестройка экономики. Менеджмент и маркетинг. Предпринимательство. Основные принципы формирования рынка труда. Безработица.
2.6 Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений -3ч.
Пути получения профессии. Система профессионально - технического образования. Профессиональные лицеи и училища. Условия приёма и обучения в них.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приёма и обучения студентов. Понятие о профессиональной карьере.
-
Профессиональная проба -2ч.
Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ).
Требования к уровню усвоения материала курса предпрофильной подготовки «Выбор профессии»:
По окончании курса учащиеся должны знать:
-
особенности выбора профессии;
-
требования, предъявляемые разными профессиями к человеку;
-
свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе профессионального самоопределения;
-
свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии;
-
возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути преодоления этих препятствий;
-
источники получения информации (сведений) об образовательных услугах, рынке труда, вакансиях и.т.д.;
-
источники получения информации о нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса учреждений образования;
-
основные права в области образования и трудового законодательства,
-
возможности личности в профессиональной деятельности;
-
потребности рынка труда;
-
социальные проблемы труда;
-
классификацию профессий;
-
понятие о профессиональной карьере;
-
критерии профессиональной компетентности;
-
специфику этапов профессионального самоопределения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
проведения урока
Тема урока
Примечание
По
плану
Фактически
Раздел 1. «Образ «Я» и выбор профессии» - 13 часов.
1
02.09.2014г.
Смысл и цель жизни человека.
2
09.09.2014г.
Внутренний мир человека.
3
16.09.2014г.
Система представлений о себе.
4
23.09.2014г.
Правила выбора профессии.
5
30.09.2014г.
Ошибки при выборе профессии.
6
07.10.2014г.
Профессиональные интересы.
7
14.10.2014г.
Профессиональные склонности, способности.
8
21.10.2014г.
Профессиональные намерения.
9
28.10.2014г.
Самовоспитание и выбор профессии.
10
11.11.2014г.
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.
11
18.11.2014г.
Значение темперамента в профессиональном самоопределении.
12
25.11.2014г.
Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении.
13
02.12.2014г.
Роль внимания и мышления в профессиональном самоопределении.
Раздел 2. «Мир профессий и труда» - 21 час.
14
09.12.2014г.
Профессиональный план.
15
16.12.2014г.
Профессиональная пригодность.
16
23.12.2014г.
Здоровье и профессия.
17
30.12.2014г.
Характеристики здоровья человека.
18
20.01.2015г.
Труд как потребность человеческой жизни.
19
27.01.2015г.
Социальные проблемы труда.
20
03.02.2015г.
Знакомство с профессиями района.
21
10.02.2015г.
Сознательность и самостоятельность выбора профессии.
22
17.02.2015г.
Общий обзор классификации профессий.
23
24.02.2015г.
Типы профессий.
24
03.03.2015г.
Классы профессий.
25
10.03.2015г.
Отделы и группы профессий.
26
17.03.2015г.
Профессиограмма профессий.
27
07.04.2014г.
Формула профессии.
28
14.04.2014г.
Понятия «менеджмент» и «маркетинг».
29
21.04.2014г.
Рынок труда и безработица.
30
28.04.2014г.
Пути получения профессии.
31
05.05.2015г.
Знакомство с учебными заведениями Башкортостана.
32
12.05.2015г.
Навыки самопрезентации. Профессиональная проба.
33
19.05.2015г.
Защита творческой работы по курсу "Выбор профессии".
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методические материалы для учителя
-
Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Владос, 1998.
-
Алексютина Н. Неудача - это опыт: как выбрать профессию и пережить провал на экзаменах // Учительская газета. - 2008. - 16 сент. (№ 38). - С. 17.
-
Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. «Мой выбор» / под ред. И. Ахметова, Т. Иванова, А. Иоффе и др. Учебно-методическое пособие для учителей. Изд-ие пятое М.: Издательство «ИЖИЦА», 2004 г.
-
Вировец Ю.А. Справочник популярных профессий. - СПб.: Питер, 2010 г.
-
Голомшток А.Е. Профориентационная работа в школе. - Калуга, 1968.
-
Грецов А.Г. Выбираем профессию. - СПб.: Питер, 2009 г.
-
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991.
-
Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Киев,1997.
-
Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М., 1984.
-
Климов Е.А. Путь в профессию. - М., 1989.
-
Кривцова С.В,, Мухаматулина Е.Л. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.М.,1997.
-
Основы профессиональной культуры./Под ред. В.Д.Симоненко.- Брянск: Изд-во БГТУ, 1997.
-
Программа курса предпрофильной подготовки «Выбор профессии»/ Автор- составитель Воробьёва Е.М. - Бирск, 2014г.
-
Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М., Просвещение, 1991.
-
Прутченков А.С, Трудное восхождение к себе. -М., 2001.
-
Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
-
Пряжников Н.С. Игровой метод профориентации /Под ред. Климова Е.А.. - Пермь, 1989.
-
Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков.
-
Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск, 1995.
-
Технология предпрофильной подготовки и отбора в профильные классы: Научно-методические рекомендации. - Брянск: Изд-во Брянского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки молодежи, 2004.
-
Чистякова С.Н., Родичев В.Ф. Профессиональное самоопределение. - М.: ОИЦ «Академия, 2010.
12