Статья Реализация системно-деятельностного подхода на уроках информатики и ИКТ

Информатика, как учебная дисциплина, прочно завоевала место в базовом образовании. Поэтому целью обучения информатике является не только и ни сколько написание «программных кодов», сколько привитие методологических и технологических подходов и навыков, воспитание  соответствующего способа думать, ставить и решать задачу. Такой подход к обучению позволяет сформировать думающего исследователя. Программный инструментарий в преподавании курса информатики вместе с многообразием форм учебного процесс...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Статья Реализация системно-деятельностного подхода на уроках информатики и ИКТ








Реализация системно-деятельностного подхода
на уроках информатики и ИКТ

/из опыта работы

Путилиной Галины Алексеевны,

учителя информатики и ИКТ

МБОУ «СОШ №40» /





г. Норильск

2014 год


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Принцип метапредметности 3

Чему и как мы учим 6

Технология развития критического мышления 11

Цели и задачи использования образовательной технологии 11

Что такое «Критическое мышление»? 12

Критическое мышление как образовательная технология 13

Модель технологии развития критического мышления 13

Заключение 14



Информация - это не подчинённый сотрудник, которого надо держать в рамках. И не сырьё, которое надо должным образом обрабатывать, а энергия, пища для мышления, источник жизнеспособности организма.

Алан Баркер

Введение

21-й век - это век рефлексивных форм знания. Это - время, когда мало быть «погруженным в «свой» предмет», но необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Педагоги-теоретики и педагоги-практики стали активно искать то, как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции. Он был связан в первую очередь с разработкой нового содержания образования.

Принцип метапредметности

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

"Мета "-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом. В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть: стратегической; исследовательской; проектировочной; сценирующей; моделирующей; конструирующей; прогнозирующей.

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин)

Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинар-ные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определе-ние целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

- качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий: развивающее обучение Эльконина-Давыдова; мыследеятельностная педагогика; коммуникативная дидактика; эвристическое обучение; логико-смыслового моделирования; школа М.Щетинина и др.

Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Метапредмет - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.

Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатные графы, схем «фишбоун» (рыбьи косточки - технология «за и против»), различные техники графических моделей знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных: владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно - значимой деятельностью, в которой сам обучающийся заинтересован.

Принятие обучающимся роли активного субъекта учебного процесса является условием формирования познавательных интересов и потребностей, более высокого развития личности. Благодаря интересу создается эмоционально - положительная атмосфера обучения, более интенсивно протекает познавательная деятельность. А применение компьютера в качестве инструмента, обладающего огромным потенциалом возможностей и подразумевая его интенсивное использование, это более живой и интересный путь, дающий новые возможности для творчества.

Еще на заре становления европейской науки Г. В. Лейбницем была сформулирована мысль, что познание сути вещей равносильно раскрытию их внутренней формы. Информатика, по сути, и есть дисциплина, занимающаяся построением и изучением этих «форм». Поэтому, универсальность, «метапредметность» информатики не являются внешними, а вытекают из самого существа науки.

Обучение информатике - это искусство, направленное не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Так вот получается, что урок - как музыкальное произведение, рождается и умирает со звонком, но в душе и в уме каждого ученика оставляет свой собственный след, рождает тропинку, по которой еще предстоит пробираться через дебри и овраги к пониманию, к истине, а значит, и к радости.

Системно-информационная концепция определяет интегрирующую роль информатики среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные на других предметах. При этом акцент делается на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, это именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления, у каждого учащегося. Принцип межпредметных связей может быть реализован на практических занятиях. Это достигается в процессе решения многочисленных задач из разных предметных областей.

В качестве примера можно остановиться на следующих темах, отражающих межпредметные связи между курсом информатики и математики: выпуклые фигуры. Рассматриваются методы аналитической геометрии, когда точка задается своими координатами, а линии и поверхности - уравнениями, решениями которых являются соответствующие множества точек. Например, задачи линейного программирования, где появляется необходимость строить выпуклую оболочку множества точек. Методически продуманный отбор заданий для практики по программированию позволяет наряду с изучением информатики активизировать и углубить знания учащихся по математике. При этом математические понятия и теоремы используются для разработки и доказательства правильности алгоритмов и для их анализа, т.е. приобретают практический навык и носят прикладной характер.

Развитие познавательного интереса учащихся к информатике, программированию - задача чрезвычайной важности, от решения которой в значительной мере зависит успех овладения учащимся второй компьютерной грамотностью. Целью обучения информатике является не только и ни столько написание «программных кодов», сколько привитие методологических и технологических подходов и навыков, воспитание соответствующего способа думать, ставить и решать задачу. Такой подход к обучению позволяет сформировать думающего исследователя. Программный инструментарий в преподавании курса информатики вместе с многообразием форм учебного процесса призваны обеспечить исследовательскую и творческую его направленность.

Поэтому одной из важных форм укрепления интереса учащихся к информатике является правильная мотивация в обучении. Мотивационный компонент должен в разнообразной форме присутствовать на протяжении всего времени обучения информатике при решении различных задач, в том числе и прикладных. Интересно, что с использованием межпредметных связей, можно построить и сами уроки. Знания основ информатики не только способствуют развитию познавательного мышления, но и закладывают основы успешного овладения всем курсом информатики, способствуют развитию алгоритмического мышления, помогают в овладении любыми знаниями.

Чему и как мы учим

Коллектив нашей школы второй год работает над методической темой «Личностно-ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности учащихся». Дисциплина «Информатика и ИКТ» в нашей школе изучается непрерывно с 5 по 11 классы.

Каждый из нас, скорее всего, задумывался над вопросом: «Что выносят наши ученики из информатики в «большую жизнь» после окончания школы?». По большому счету - знания о современном информационном обществе и мире, умение применять полученные знания и навыки работы с компьютером и сетевыми технологиями и через них же добывать новые знания. Все это верно. Но что конкретно им запомнится из школьного курса информатики?

Существенной проблемой, которую на протяжении последних лет пытаются решить учителя, является проблема вовлечения школьников в изучение учебного материала и поддержания их интереса к предмету «Информатика и ИКТ». Большое количество искушений, подстерегающих современное поколение наших учеников (Интернет с его многочисленными развлекательными сервисами, мобильная связь с доступом к Интернет и неограниченному sms-общению, различные компактные музыкальные устройства), отрицательно сказывается на процессе овладения учениками знаниями и умениями. Поэтому проблема отбора таких средств обучения, которые были бы близки по духу ученикам и в то же время формировали бы у них позитивное отношение к учебной деятельности, очевидна.

Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую, поэтому уроки информатики позволяют развивать все группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.

Урок информатики имеет принципиальные отличия от других учебных предметов, и эти отличия выражаются в следующем.

Во-первых, наличие специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники и мультимедийных устройств.

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетенций.

В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут. Некая "романтизация" компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетенции целеполагания.

Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно «отнести» к одной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта находится на стыке нескольких ключевых компетенций:

• коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы и т.д.);

• информационной (выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада);

• учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего программного обеспечения на основе предварительного плана, анализа сделанного и т.п.);

• общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи и др.).

Для формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках информатики я использую в своей практике такие приемы обучения, как обратная интерференция, перекрестная дискуссия, схемы «фишбоун», концептуальные таблицы, кластеры.

Прием «Обратная интерференция» используется для формирования навыка работы с текстами, содержащими компьютерную терминологию. С помощью данного приема создаются условия для закрепления навыка поиска информации и синтеза нового знания. Кроме этого, данный прием позволяет осуществлять межпредметные связи путем переноса знаний учащихся из одной предметной области (английский язык) в другую (информатика). Данный прием я использую, например, при знакомстве учащихся с терминами «принтер», «браузер» и др.

Перекрестная дискуссия помогает учащимся овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям. Внимательность к мнению других помогает не только выяснить смысл вещей, но и формирует демократический стиль взаимодействия, что немаловажно в современной жизни.

Приведу примеры проблемных вопросов для организации перекрестной дискуссии, которые я использую на своих уроках:

« Является ли Интернет наиболее эффективным источником информации?»

«Свободно распространяемое программное обеспечение - это лучшее решение?»

«Компьютер - конкурент книге?»

«Является ли образование через Интернет лучше традиционного?»

Схемы «фишбоун» позволяют рассматривать учебные проблемы с разных сторон, формулировать причины возникновения изучаемой проблемы и подтверждать наличие этих причин. Такой прием, например, использую при рассмотрении вопроса «Почему социальные сети привлекают людей?».

Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий. Примером концептуальной таблицы может служить таблица «Поколения ЭВМ».

С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации. Такой прием использую, например, при изучении темы «Сервисы сети Интернет», «Компьютерные вирусы», «Моделирование», «Редактирование и форматирование текста».

В результате применения данных приемов обучения у учащихся стали более глубокие и прочные знания по сравнению с теми, которые они приобретали при сообщении учителем готовых знаний; познавательный интерес стал выше, проявились творческие способности обучающихся; ускорились темпы формирования у обучающихся умений и навыков практического характера; выработались устойчивые навыки самостоятельной работы.

Успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а также грамотно презентовать свою работу. Поэтому в основе свой педагогической деятельности я использую проектный метод. Этот метод создает положительную мотивацию для обучения. Кроме того, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

Создание проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках. На уроках обучающиеся имеют возможность выбора вида деятельности. Результат работы представляют в виде мини-проекта. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания и представляют их на суд одноклассников.

Успешность развития учебных действий ребенка определяется положительной мотивацией. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала. Приемы и методы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Приведу некоторые из них:

1. Апелляция к жизненному опыту учащихся. Этот прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понять суть которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала, при этом ситуация должна быть действительно жизненной, а не надуманной.

2. Ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах. Этот прием на уроках информатики используется достаточно часто и широко.

3. Создание проблемной ситуации. Считается, что этот прием является одним из самых главных и универсальных в интерактивном обучении.

4. Использование занимательного сюжета. Этот прием особенно оправдан в начальной школе и среднем звене, где в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет.

5. Ролевой подход. В этом случае ученику предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.

6. Создание ситуации успеха. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. При этом использую словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. В связи с этим стараюсь подбирать такие задания, с которыми учащиеся могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям.

Приведенные приемы создания мотивации далеко не исчерпывающие, однако и они позволяют понять, что интерактивные формы обучения предполагают, прежде всего, заинтересованность учащихся в усвоении предлагаемого учебного материала. С целью выявления мотивов изучения предмета информатика мною было проведено анкетирование ребят. Результаты этой анкеты показали, что наиболее значимыми мотивами для них являются такие: это может пригодиться в будущем; нравится создавать нужные и красивые работы; это очень интересно.

Какие бы мы цели не ставили, какие бы мы не применяли методы, формы и средства обучения или формы организации деятельности обучаемых, необходимо на каждом уроке создавать занимательные моменты, так как непроизвольно вызванный интерес к происходящему на уроке способен увлечь к занятию определенным видом деятельности. Для этого я на уроках использую нестандартные средства обучения, нетрадиционное преподавание дисциплины (например, такие уроки как: уроки- сказки, уроки - путешествия, уроки-экскурсии, уроки-состязания, уроки-аукционы, уроки - деловые игры), неожиданный результат, полученный учеником в ходе решения задачи, дидактические материалы с необычной подачей информации. Сразу подчеркнем, что мы, учителя, используем два вида занимательности - внешнюю и внутреннюю. Особенность внешней занимательности - привлечь к себе внимание визуально (внешним видом, нестандартностью, оригинальностью, может быть, даже броскостью), внутренняя занимательность кроется в содержании изучаемого объекта или явления, которые требуют значительных умственных усилий для их восприятия и осмысления.

Необходимо учитывать все особенности учеников класса. Учащихся старших классов можно привлекать к участию в проведении уроков в младших классах. Так, на уроках- экскурсиях старшеклассник может, к примеру, выступить в роли экскурсовода. Привлекая старшеклассника к участию в уроках, учитель решает сразу несколько учебных задач: во-первых, проводит профориентационную работу; во-вторых, старшеклассник более сознательно относится к изучению предмета, так как его знания должны быть глубже, чем знания учеников класса; в - третьих, старшеклассник таким образом готовится к ЕГЭ по информатике, потому что многие вопросы ЕГЭ изучаются в VII-IX классах.

Если на уроке каждый школьник был вовлечен в активную учебную деятельность: слушал, записывал, работал с прикладными программами, затем каждый выступал, слушал одноклассников, сравнивал себя с другими, выполнял задание, которое выливалось в коллективный труд, ощущал себя значимым в освоении учебного материала или его закреплении, то такой урок ценен, потому что после такого урока возрастает мотивация к учебному процессу, в ходе которого каждый ученик будет стремиться проявить свои способности.

Описывая портрет выпускника школы, проект ФГОС выделяет такие характеристики выпускника, как «креативный и критически мыслящий», а в числе личностных результатов называются готовность и способность к творческой деятельности.

Такая творческая деятельность очень четко может прослеживаться при групповой форме обучения, которую на своих уроках использует каждый учитель, и я в том числе. Групповая форма определяет успешность обучения. Попробую аргументировать свой ответ. Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учащихся. Во-вторых, понижается уровень тревожности, неуверенности, страха оказаться некомпетентным, неуспешным в решении задач. В-третьих, в группе растет уровень обученности, ценность знаний и навыков повышается за счет фактора самостоятельности их получения. В- четвертых, в плане личностного роста каждого ученика происходит развитие коммуникативных навыков, толерантности, психологической адаптации и самореализации.

Часто учащиеся объединяются в группы по принципу «слабый - сильный». При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой. «Слабый» не решается высказать свое мнение, так как рядом «сильный». А «сильный» не имеет мотива к росту, так как на фоне «слабого» он и так успешен. Объединение в группы учащихся с разным уровнем подготовки требует определенной организации. Можно «сильного» назначить современным словом «модератор» всей группы, и его работа будет оцениваться по результатам активности каждого члена группы. Либо учащиеся получают фрагмент задания, и конечный результат зависит от выполнения всех фрагментов. Фрагменты заданий должны быть разноуровневыми, по способностям каждого ученика.

Урок с такой формой обучения тоже будет ценен, так как на его основе формируются навыки совместного решения проблемных ситуаций и задач. В практике групповые формы работы обеспечивают достаточно высокие результаты образовательного и личностного развития учащихся.

Наверное, можно утверждать, что, чем выше ценность урока, тем выше мотивация к учению после урока и чем больше компетентностей получает школьник, тем эффективней проведен урок. И чем больше таких эффективных занятий, тем интереснее станет учебный процесс. И не надо забывать, что информационные, коммуникационные технологии становятся рабочим инструментом современных школьников.

И мы, учителя, делаем все, чтобы учебный процесс протекал как процесс развития личности, обретение ею духовно-нравственного и социального опыта, понимания «себя в мире» и «мира в себе».

Школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые открытия и новые идеи. От него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства.

Задавая себе вопрос: «Кто кого учит?», прихожу к мнению, что с учениками мы равноправны: я учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной. Поэтому в своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:

1.Поощряй самостоятельность учеников, будь верным спутником.

2.Получай удовольствие от работы.

3.Говори «не знаю», если не знаешь.

4.Улыбайся чаще, от этого в классе светлее.

5. Будь самим собой.

Я живу для своих учеников, для того, чтобы они прошли ступени восхождения к высотам духовного богатства, подлинной человеческой красоты, и потому стремлюсь сама покорить свои собственные высоты, завоевать право на внутреннее самоуважение, право на воспитание их, молодых.

Моя цель научить детей любить учиться, заинтересовать их, а дальше они сами найдут свой путь. Жизнь учителя - это, прежде всего творчество, которое может выражаться не только в постоянной потребности к самосовершенствованию. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Ум учителя, соединённый с его добротой и есть мудрость, которая приносит учителю доброе имя, спокойную совесть и прочное счастье. Именно такие мудрые люди трудятся рядом со мной и, общаясь с ними, я на себе проверила, что «личность воспитывает личность».

Для создания атмосферы заинтересованности, активности, чувства удивления, новизны, творческого поиска по разным учебным модулям я использую разные технологии. Одна из них - технология критического мышления.

Технология развития критического мышления

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции - это технология развития критического мышления. Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Данные факторы обусловливают актуальность технологии развития критического мышления

Цели и задачи использования образовательной технологии

При внедрении технологии критического мышления мною были поставлены цели:

  • формирование критического стиля мышления в процессе обучения на уроках «Информатика и ИКТ», развитие умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;

  • развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;

  • формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при это пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в изучаемом материале или речи;

  • повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей образовательных технологий;

  • формирование навыков использования информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения и самостоятельного добывания новых знаний.

Для успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:

  • сформировать у учащихся умения и навыки, как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве;

  • формировать критический стиль мышления в процессе обучения Информатики и ИКТ, развитие умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;

  • развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом, информацией и коммуникационными технологиями;

  • формировать умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию.

Что такое «Критическое мышление»?

О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось еще в начале двадцатого века - князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…». Современные исследователи в области методов развития критического мышления под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика

Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением. Национальный Совет по развитию критического мышления предлагает такое определение: «Критическое мышление - это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения». Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика». Критическое мышление включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения». Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата. В этом смысле оно противопоставляется ненаправленному, или автоматическому, мышлению, т.е. не направленному на достижение определенной цели.

Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов.

  1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

  2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

  5. Критическое мышление есть мышление социальное.

Критическое мышление как образовательная технология

Технология критического мышления - одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов 20 века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономер-ностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.


Модель технологии развития критического мышления

Основу ТРКМ составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).

1 этап - "Вызов" (ликвидация чистого листа)

На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:

  • самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;

  • самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;

  • на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?

От учителя требуется организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. Происходит пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления)

Основными задачами на этом этапе являются:

  • организация активной работы с информацией;

  • самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными и мнениями.

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). В ходе работы с информацией ученик выделяет главное, дает оценку содержания: «это я знаю», «знал, но забыл», «это противоречит моим представлениям», «не знал», «никогда не подумал, что так бывает» и т.д.

3 этап - "Рефлексия" (размышление)

Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо: самостоятельно систематизировать новый материал, определить направления для дальнейшего изучения темы.

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены:

а) возврат к стадии вызова;

б) возврат к ключевым словам;

в) возврат к перевернутым логическим цепочкам;

г) возврат к кластерам.

Заключение

И в заключении хочу, чтобы каждый из Вас пропустил через свое сознание и сердце слова очень известного в науке человека: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Блез Паскаль).

Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т. е заимствуют друг у друга технологические приемы. Я для своей работы выбрала технологию системно - деятельностного обучения, так как мне хочется, чтобы мои ученики работали на уроках продуктивно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.

Для того, чтобы знания, учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Это требует больших знаний, навыков и педагогического мастерства. Когда я готовлюсь к урокам, то стараюсь найти больше интересного и занимательного материала. Ведь вместе с детьми я тоже «учусь». На протяжении всего периода работы в школе я не забываю прекрасные слова К.Д. Ушинского: «Если учитель перестает учиться, то он перестает быть учителем». Благодаря этим словам я перешла от традиционной формы проведения урока к инновационной развивающей. В начале моего профессионального пути была создана система уроков, которые были тесно взаимосвязаны между собой, в которых рассматривались лишь основные определения информатики и информационных технологий. На современном этапе я добавила к своим урокам деятельность самих учащихся, активизировала их мозговую деятельность с помощью инновационных приемов и методов ведения урока и тем самым вышла на системно-деятельностный метод, который является методологической основой ФГОС.

Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Вся система заданий построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения и чистописания, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др.), развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку.

Каждый учитель может использовать системно - деятельностный подход в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.

Не бойтесь изменить себя. Ошибки могут быть во всех начинаниях. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Дерзайте, творите, мыслите креативно. И у Вас все получиться. Буду очень рада, если Вы, прочитав данную брошюру и воспользовавшись моим материалом, проведете урок и оставите свой отзыв, написав электронное письмо по адресу: [email protected].

Используемая литература и источники информации

  1. Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии. Москва, Народное образование, 1998 г

  2. Чернавская А.П. РКМПЧП как педагогическая технология. Новгород, 2001 г.

  3. Викентьева И. Ода синквейну // Библиотека в школе -2003 -№16.

  4. Гин Л. Приёмы педагогической техники: Пособие для учителя. - Изд-во «Вита - Пресс», М, 2004.

  5. Громова О. критическое мышление - как это по-русски?// Библиотека в школе -2001 -№12.

  6. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учебное пособие. - Издательская корпорация «Логос», 2000.

  7. Доул А.Д. Чтобы лучше понять учебник// Библиотека в школе -2001 -№22.

  8. Дулама М.Э. Кластеры как форма организации мышления// Библиотека в школе -2003 -№16.

  9. Загашев И. Умение задавать вопросы// Библиотека в школе -2001 -№12.

  10. Заир-Бек С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма// Библиотека в школе -2001 -№12.

  11. Клустер Д. Что такое критическое мышление// Библиотека в школе -2001 -№12.


Интернет-ресурсы:

  1. Шубина Т.И. Деятельностный метод школе festival.1september.ru/articles/527236/

  2. vgf.ru

  3. festival.1septembr.ru

  4. shkola.edu.ru

  5. pedsovet.orgСтатья Реализация системно-деятельностного подхода на уроках информатики и ИКТ


© 2010-2022