РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ


Э.А. Тарамова


Чеченский государственный педагогический институт,

г. Грозный, Россия


Summary. The article focuses on the role of information technology in the training of future teachers of computer science. A system of training future teachers use ICT in their professional activities.

Key words: Information, information communication technology, innovation

Изменение готовности к профессиональной деятельности учителя - это, в первую очередь, способность к овладению новыми педагогическими технологиями, значительное увеличение уровня самостоятельной деятельности, способность к проектированию, отбору педагогических инструментов; овладение информационными и коммуникационными технологиями в своей профессиональной сфере. В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения вопросов, связанных с подготовкой в вузе учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности и определением целей, содержания, методологии и методики обучения информатике и ИКТ будущих педагогов; созданием условий для овладения учителями информационными технологиями как средствами информатизации.

В последние годы в Российском образовании большое развитие получило направление по специализации в области прикладной информатики по областям научных знаний, открылись сдвоенные специальности по профилю «Информатика», «Информационные системы», «Информационная безопасность» и др.

Система обучения будущих учителей использованию ИКТ в профессиональной деятельности должна быть ориентирована не столько на изучение использования конкретных технологий, сколько на формирование у учителя методического подхода к отбору и использованию в профессиональной деятельности цифровых технологий для достижения педагогически значимого для него результата, улучшения качества и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это очень важное свойство методической системы, так как в условиях информатизации цифровые технологии быстро меняются. Перед учителем в условиях информатизации образования стоят задачи совершенствования методов, средств обучения и способов организации практической ипознавательной деятельности учащихся на основе использования средств ИКТ; организации управления учебно-воспитательным процессом; автоматизации информационно-методического обеспечения и др. У будущих учителей необходимо формировать критическое отношение к получаемым знаниям и способность понимать, что любые знания быстро устаревают. Информатизация образования приводит к перманентному изменению образовательной среды и необходимости постоянного освоения новых видов деятельности (информационных) всеми участниками образовательного процесса, поэтому требования к подготовке будущих учителей будут постоянно изменяться, и непрерывное повышение квалификации учителя будет необходимым элементом профессии. В конечном итоге, подготовка учителей должна быть построена таким образом, чтобы учитель смог подготовить будущих граждан к условиям жизни в обществе, где решающую роль будут играть информация, научные знания и инновации [2].

Знакомство будущих учителей информатики с инновационными подходами в области образования осуществляются через:

- содержание лекционно-практического материала традиционных методических курсов (педагогика, теория и методика обучения и т.д.);

- чтение курсов лекций в рамках курсов по выбору, специализаций;

- проведение учебно-методических тренингов;

- написание и защиту докладов, рефератов на учебных занятиях, курсовых, дипломных работ;

- работу проблемных групп, семинаров кафедры, выступления студентов на конференциях различного уровня;

- выпуск стенгазет, подготовку реферативных электронных материалов по проблемам инноватики в образовании;

По мере внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образование происходит изменение культуры учебного заведения и роли учителя в учебном процессе. В связи с акцентом на самостоятельное приобретение знаний усиливается консультационная и корректировочная направленность обучающей деятельности педагога.

Необходимо отметить, что приоритетным направлением в обучении педагогов информатизации образования должен стать переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов. Современный педагог должен не только обладать знаниями в области информационных и телекоммуникационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в педагогических вузах, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности [1].

Чтобы правильно подобрать средства ИКТ для изучения того или иного раздела, отдельного вопроса курса информатики, учитель должен:

- проанализировать цели и задачи изучения определенного материала курса, современные требования к результатам его обучения;

- отобрать виды учебной деятельности, реализация которой позволит достигать планируемых образовательных результатов;

- спланировать учебные ситуации и сформулировать учебные задачи, решаемые в этих ситуациях;

- подобрать средства ИКТ, электронные ресурсы (опираясь на их типологию по методическим функциям) для осуществления планируемой учебной деятельности, решения сформулированных задач [3].

Использование средства ИКТ как интерактивная доска в процессе обучения студентов создает условия самостоятельного овладения знаниями, которые находят применение в изучении методики обучения информатике. Курс «Теории и методики обучения информатики» является одним из основных дисциплин при подготовки учителя информатики, поэтому от него зависит профессионализм учителя.

Библиографический список



  1. Ермаганбетова М.А. / Журнал, Теория и практика инновационного менеджмента: отечественный и зарубежный опыт/ Караганда 2013г.

  2. Кравцова А.Ю., Совершенствование системы подготовки будущих учителей в области информационных и коммуникационных технологий в условиях модернизации образования: дис, докт. пед. наук: 13.00.02/ А.Ю. Кравцова; - Москва, 2004г. - 267с.

  3. Сурхаев М.А. Развитие системы подготовки будущих учителей информатики для работы в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / 13.00.08. - М., 2010. - 337 с.


© 2010-2022