- Преподавателю
- Информатика
- Тест по информатике Массивы
Тест по информатике Массивы
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Рогачева Н.В. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ ПО ТЕМЕ "МАССИВЫ".
Цели: Повторение, обобщение полученных знаний, закрепление навыков решения задач и подготовка к контрольной работе по теме "Массивы"
Форма: Защита проектных работ
План урока:
-
1. Оргмомент, настрой на урок (1 мин.);
-
2. Сообщение темы и целей урока (1 мин);
-
3. Актуализация (3 мин);
-
4. Разбор типичных ошибок, задание на поиск ошибок (8 мин);
-
5. Защита проектных работ (30 мин);
-
6. Итоги урока, домашнее задание (2 мин).
Ход урока
Здравствуйте! Дорогие друзья, нам с вами предстоит напряженная интеллектуальная работа. Давайте настроимся и активизируем наше внимание с помощью массажа рук: покатаем между ладонями ручку или карандаш.
Сегодня мы проведем наш урок в форме защиты проектных работ. Наша тема - "Обобщение по массивам". Цель - повторение, обобщение полученных знаний, закрепление навыков решения задач и подготовка к контрольной работе по теме "Массивы".
Вы узнали на наших уроках что такое массивы, их виды, изучили стандартные алгоритмы обработки массивов. Теперь давайте вспомним это и приведем наши знания в систему.
Вопросы:
-
1.Что такое массив?
-
2.Какие массивы вы знаете?
-
3.Как описывается массив и для чего это делается?
-
4. Перед вами на плакате блок-схема алгоритма (Приложение 1). Покажите, где осуществляется ввод элементов массива?
Спасибо. А теперь по блок-схеме попробуйте восстановить условие задачи. В первую очередь обратите внимание на выдачу результата, затем на формулы и проверку условия. Так какую задачу решали? Правильно, это была задача на вычисление среднего арифметического положительных элементов массива.
На следующем уроке вам предстоит написать контрольную работу. И чтобы вы ненароком не подарили мне целый "букет" ошибок, разберем типичные.
Для себя я составила следующую классификацию ошибок: (Приложение 2): алгоритмические, синтаксические ошибки, ошибки описания, несогласование типов переменных, ошибки имен переменных и программ, ошибки в оформлении процедур ввода/вывода, неверная организация цикла с параметром, неверное использование условного оператора.
Итак, на плакате вы видите "уникальную" программу (Приложение 3), соответствующую блок-схеме решения задачи вычисления среднего арифметического положительных элементов массива (Приложение 1), которая содержит все мыслимые и немыслимые ошибки ваших предшественников. Вам предстоит сказать мне, сколько здесь ошибок.
Учащиеся разбиваются на группы и совместно осуществляют поиск ошибок в предложенной программе. По истечении 5 минут они должны указать общее количество ошибок и отнести каждую из них к какому-либо типу (Приложение 2). Отвечает представитель группы, комментируя ошибки с указанием номера строки и типа ошибки.
Правильный ответ - 15 ошибок! Молодцы!
А теперь мы перейдем к главному этапу нашего урока - к защите проектных работ. (Учащиеся имели домашнее задание решить одну задачу на обработку массивов (Приложение 4)и оформить отчет в соответствии с требованиями (Приложение 4)). Здесь без помощников мне не обойтись. Сделаем так: сначала свои работы представят консультанты, т.е. те ребята, которые показали отличные знания по теме. Один из отчетов подготовлен в виде презентации в программе PowerPoint. В это время остальные учащиеся готовятся к защите проектов по предложенному плану (Приложение 6).
(В ходе защиты проектов консультанты заполняют карточки консультанта (см. Приложение 7), где оценивают работы по предложенным критериям; по каждому критерию оценка производится по 3-хбальной шкале).
В конце урока объявляются оценки и раздаются списки задач для подготовки к контрольной работе по теме "Массивы" (Приложение 8).
Список приложений:
Приложение 1 : Блок-схема алгоритма (плакат на доске);
Приложение 2: Группы типичных ошибок (на партах);
Приложение 3: Программа с ошибками (плакат на доске);
Приложение 4: Список заданий проектной работы (у учителя);
Приложение 5: Требования к оформлению проектной работы (у консультантов);
Приложение 6: План защиты проектной работы (на партах);
Приложение 7: Карточка консультанта (у консультантов);
Приложение 8: Список задач для подготовки к контрольной работе (на партах).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Группы типичных ошибок в контрольных работах учащихся
по теме "Массивы"
I. Алгоритмические:
-
отсутствие составного оператора
-
отсутствие вывода результата
-
нарушение порядка действий в алгоритме
-
неверная начальная установка ячеек.
II. Синтаксические ошибки:
-
неверная запись ключевых слов языка Pascal
-
неверно расставлены разделители(точка с запятой, запятая, двоеточие)
III. Ошибки описания:
-
констант
-
переменных
-
массивов
-
описание не всех переменных
IV. Несогласование типов переменных
V. Ошибки имен переменных и программ
VI. Ошибки в оформлении процедур ввода/вывода
VII. Неверная организация цикла с параметром
-
VIII. Неверное использование условного оператора
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Найти ошибки
Program SR;
const N:=10;
var I,S:real;
Kol:integer;
B:aray[1...N] of real;
begin S:=0; Kol:=0;
for I=1 to N do;
readln(A[I]);
if A[I]>0, then
S:=S+A[I]; Kol:=Kol+1;
SR:=S/Kol
Wrateln('ср.арифм.=,'SR)
end.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Список заданий проектной работы по теме "Массивы"
-
1. Дан массив А из N целых чисел. Найти сумму чисел, больших заданного числа К.
-
2. Дано N вещественных чисел. Найти произведения элементов, которые больше числа 10.
-
3. Найти полупроизведение всех положительных элементов массива А из N вещественных чисел.
-
4. В заданной последовательности целых чисел определить количество и сумму элементов, кратных числу 10.
-
5. Найти наибольший элемент массива и его порядковый номер.
-
6. В заданном массиве заменить нулём наибольший элемент.
-
7. Найти полусумму всех неотрицательных элементов массива.
-
8. Найти сумму квадратов неотрицательных элементов массива.
-
9. Найти количество и среднее арифметическое положительных элементов массива
-
10.Определить количество и сумму чётных элементов целочисленного массива
-
11.Дано N чисел заменить все отрицательные числа их модулями. Полученный массив вывести
-
12.В заданной вещественной последовательности чисел поменять местами первый и последний элементы. Полученный массив вывести.
-
13.В заданной вещественной последовательности чисел поменять местами первый и наименьший элемент последовательности. Полученный массив вывести.
-
14.Найти порядковый номер наибольшего элемента массива.
-
15.В заданном массиве заменить единицей элементы, значения которых лежат в интервале от 0 до 0,9.
-
16.В заданном массиве заменить положительные элементы нулями, а отрицательные - единицами. Полученный массив вывести.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Требования к оформлению проектной работы по теме "Массивы"
-
1. Проектная работа оформляется на листе ватмана формата А3 (297х420 мм) черной тушью или печатается на принтере.
-
2. Высота букв не менее 10 мм
-
3. На одной стороне листа, расположенного вертикально указать:
-
фамилию и имя ученика, класс, год, фамилию учителя, № билета (мелким шрифтом)
-
текст задания и обозначения крупным шрифтом
-
блок-схему алгоритма.
-
4. На обратной стороне листа написать программу на языке PASCAL.
-
5.Не должно быть орфографических и синтаксических ошибок.
Примечание: перед оформлением программу отладить на ПК и черновик утвердить у учителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
План защиты проектной работы
-
1. Изложить условия задачи, указать номер задания.
-
2. Пояснить, что дано, что является результатом, какие стандартные алгоритмы применяются.
-
3. Изложить идею решения задачи.
-
4. Продемонстрировать работоспособность программы.
-
5. Ответить на вопросы учителя или консультантов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Карточка консультанта
Условные обозначения
+ хорошо
-
- плохо
V есть недостатки
Фамилия и имя консультанта______________________________
Ф.И.О. учащегося
№ зад.
Критерии оценки
Правильность алгоритма
Работоспособность программы
Рациональность метода решения
Речь
Оформление
Оценка
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
СПИСОК ЗАДАЧ
К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ "МАССИВЫ"
Каждый ученик получит карточку с заданием, состоящим из 2-ух задач:
из группы А и из группы Б.
Критерий оценки:
-
1 верно решенная задача из группы А 3 балла
-
1 верно решенная задача из группы Б 4 балла
-
обе задачи с правильными алгоритмами,
но с некоторыми недочетами 4 балла -
обе верно решенные задачи 5 баллов
ГРУППА А
(элементарные задачи)
-
1. Подсчитать сумму всех элементов массива А из 15-ти целых элементов.
-
2. Увеличить каждый элемент массива В из 10-ти вещественных элементов в 2 раза.
-
3. Заменить все элементы массива Х из 20-ти целых элементов на их квадраты.
-
4. Подсчитать среднее арифметическое всех элементов массива С из 10-ти вещественных элементов
-
5. Информация о количестве осадков, выпавших в течение апреля, задана в виде массива. Определить общее количество осадков за месяц.
-
6. Информация о температуре воздуха за неделю задана в виде массива. Определить, сколько раз температура поднималась выше нуля.
-
7. Рост учеников класса задан в виде массива. Определить средний рост учеников класса.
-
8. Заменить все положительные элементы массива А из 10-ти вещественных элементов на число 4. Полученный массив вывести.
-
9. Увеличить каждый элемент массива В из 10-ти вещественных элементов на 6. Полученный массив вывести.
-
10. Подсчитать сумму положительный элементов массива С из 10-ти вещественных элементов.
-
11. Дан массив А из 15-ти целых элементов. Заменить каждый элемент массива его квадратом. Полученный массив вывести.
-
12. Подсчитать количество положительных элементов массива С из 110-ти вещественных элементов.
-
13. Заменить все отрицательные элементы массива А из 10-ти целых элементов нулями. Полученный массив вывести.
-
14. Вывести сумму и среднее арифметическое всех элементов массива А из 15-ти целых элементов.
-
15. Подсчитать количество нулевых элементов массива Х из 10 целых элементов.
ГРУППА Б
(задачи повышенной сложности)
-
1. Рост учеников класса задан в виде массива R. Определить количество учеников, чей рост выше среднего.
-
2. Дан массив А из 10-ти целых элементов. Вывести сумму положительных и произведение отрицательных элементов массива.
-
3. Найти модуль разности минимального и максимального элементов массива С из 15-ти вещественных элементов.
-
4. Заменить отрицательные элементы массива Х на квадратные корни из их индексов.
-
5. Заменить положительные элементы массива А из 15-ти целых элементов единицей, а отрицательные - нулем.
-
6. Определить количество элементов массива С из N вещественных элементов, равных последнему элементу.
-
7. Увеличить каждый положительный элемент массива А из N целых элементов в 3 раза, а отрицательный - в 4 раза, и вычислить сумму элементов полученного массива. Полученный массив вывести.
-
8. Подсчитать произведение четных элементов массива С из 15-ти целых элементов.
-
9. В массиве А записаны года рождения жителей одного дома. Подсчитать количество жителей, родившихся раньше 1950 года.
-
10. Вычислить произведение элементов массива А из 10-ти целых элементов, стоящих на четных позициях, а элементы, стоящие на нечетных позициях заменить нулем. Полученный массив вывести.
-
11. Подсчитать сумму элементов массива В из 15-ти целых элементов, кратных числу 5.
-
12. Заменить числом 100 те элементы массива, которые превышают заданное число К.
-
13. Рост учеников класса задан в виде массива. Найти среднее арифметическое максимального и минимального элементов массива.
-
14. Подсчитать произведение положительных элементов и количество нулевых элементов в массиве В из 20-ти целых элементов.
Заменить все элементы массива С из 15-ти вещественных элементов их модулями и вычислить их произведение. Полученный массив вывести.
Список заданий проектной работы по теме "Массивы"
1. Дан массив А из N целых чисел. Найти сумму чисел, больших заданного числа К.
2. Дано N вещественных чисел. Найти произведения элементов, которые больше числа 10.
3. Найти полупроизведение всех положительных элементов массива А из N вещественных чисел.
4. В заданной последовательности целых чисел определить количество и сумму элементов, кратных числу 10.
5. Найти наибольший элемент массива и его порядковый номер.
6. В заданном массиве заменить нулём наибольший элемент.
7. Найти полусумму всех неотрицательных элементов массива.
8. Найти сумму квадратов неотрицательных элементов массива.
9. Найти количество и среднее арифметическое положительных элементов массива
10.Определить количество и сумму чётных элементов целочисленного массива
11.Дано N чисел заменить все отрицательные числа их модулями. Полученный массив вывести
12.В заданной вещественной последовательности чисел поменять местами первый и последний элементы. Полученный массив вывести.
13.В заданной вещественной последовательности чисел поменять местами первый и наименьший элемент последовательности. Полученный массив вывести.
14.Найти порядковый номер наибольшего элемента массива.
15.В заданном массиве заменить единицей элементы, значения которых лежат в интервале от 0 до 0,9.
16.В заданном массиве заменить положительные элементы нулями, а отрицательные - единицами. Полученный массив вывести.