Программа развития патриотизма при работе с сфере ИТ

Представлена программа развития патриотизма, с момощью средств ИТ. В современной концепции образования декларативно выдвинуты такие принципы образовательной политики, как: воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства и др. Каким образом будут реализованы все эти достойные принципы не ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Побережнюк С.В., МАОУ СОШ № 178


Программа развития патриотизма

Позиция воспитания патриотизма близка пониманию воспитания патриотических и социально значимых для общества качеств личности: любовь к своему отечеству, храбрость, мужество, самоотверженность и самопожертвование, уважение культуры и обычаев других народов и т.д. {Патриотическое воспитание определяется как сложное интегрированное качество личности, ведущими составляющими которого являются честь, совесть и достоинство, ответственность, целеустремленность, стремление к победе в соперничестве, преданность делу, нетерпимость к антигосударственным проявлениям, умение сочетать личные интересы с общественными и др}.

В современной концепции образования декларативно выдвинуты такие принципы образовательной политики, как: воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства и др. Каким образом будут реализованы все эти достойные принципы не совсем ясно, хотя подчеркивается, что система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

В данной работе главным образом идет речь о развитии гражданского самосознания. Гражданское самосознание - исторически отраженное в сознании личности и окрашенное в идеологические и нравственные тона представление о себе как гражданине государства и члене общества, а также своей роли в их развитии и процветании, их защите.

Гражданское самосознание личности находит свое выражение в определенных категориях. Ими выступают те понятия, благодаря которым личность оценивается с точки зрения его служения обществу: героизм, общественно значимая деятельность, общественная направленность действий, труд во благо родины.

Можно выделить следующие компоненты гражданского самосознания.

1. Осознание личностью своей принадлежности к определенной общности: стране, этнической группе, профессиональному (учебному) сообществу, семье. При этом, чем к большему количеству общностей человек себя причисляет, тем выше уровень его гражданского самосознания.

-При работе надо проектами всегда акцентируется круг людей, для кого это делается, тем самым учащийся выполняя работу соотносит себя, свою работу с другими сообществами.

2. Представление о степени своего соответствия общественным эталонам, идеалам гражданского сознания, принятым в данном обществе (стране)

- понимание того, что на данный момент востребовано в стране, обществе - предопределяет выбор темы и акцентирование на отдельных компонентах работы.

3. Знание человеком степени своего признания обществом. Уровень гражданского самосознания будет зависеть от наличия самого общественного признания человека, выраженного в социальном статусе, в наградах, привилегиях и льготах, закрепленных законодательством страны.

- реализация себя через реализацию проекта, признания работы обществом, в т.ч. немаловажное место играют грамоты, дипломы, призовые места.

4. Осознание мотивов собственной деятельности. Человек, способный четко определить мотивы, ценности, их соответствие потребностям общества, способен проявлять гражданственность на более высоком уровне.

- высокая мотивация для работы над проектом - понимание высокой степени ответственности перед обществом, для которого в итоге выполняется работа

5. Оценка результатов своей деятельности, своей личности как гражданина. Оценочная деятельность субъекта является сложным многоплановым процессом, происходящая, как правило, посредством анализа и сравнения.

- при рефлексии проекта - высокое значимость оценка результатов и выработка планов на будущее

7. Представление о себе как гражданине в будущем. Этот компонент является значимым, т. к., во-первых, свидетельствует о намерениях человека относительно принятия ответственности за свои поступки перед обществом, а, во-вторых, о сформированной ценностно-потребностной сферы человека как гражданина.

- при выполнении проекта - пониманием того, что работа над проектом это часть учебной деятельности, что является долг учащегося

Таким образом, гражданское самосознание можно представить как динамическую систему представлений человека о себе как гражданине, осознание ответственности за свои действия перед обществом, оценку личностью своих качеств в контексте социально-значимой деятельности.

Данные черты формируются при активном восприятии человека культуры той страны, в которой он живет. Происходит это за счет получения информации и ее интерпретации в раннем детстве в рамках семьи при помощи рассказов, сказок, игр, просмотра мультфильмов и фильмов, в дальнейшем, кроме семьи значительную роль играют друзья и школа, при этом на первый план выходит изучение учебного материала, чтение книг, все более возрастающую роль играют СМИ.

Действительно, окружающие источники информации оказывают значительное влияние на любого человека. Некоторые психологи считают даже, что дети должны последовательно приобщаться к источникам мировой культуры в нужном порядке, последовательности и тогда при поддержке окружающих взрослых у него сформируются нужные качества. Лучше всего этот тезис образно охарактеризовал В. Высоцкий сказав в песне о борьбе с неправдой и несправедливостью: «…Если в жарком бою испытал, что почем, Значит, нужные книги ты в детстве читал». Читаешь нужные книги и смотришь нужные фильмы - приоритет для тебя будут составлять тот набор качеств, который составляет суть данных произведений. Не читаешь ничего, читаешь от случая к случаю, просматриваешь блокбастеры, упор в которых делается на внешние спецэффекты, а не на внутреннее содержание, то и результат будет соответствующий. В том числе и поэтому просто необходима цензура в СМИ, по крайней мере, до определенного возраста, с которого человек уже сам вправе решать, что ему смотреть, что читать и какие выводы из всего этого делать.

Учителя, за исключением классных руководителей и руководителей кружков, разного рода секций могут развивать принципы патриотизма главным образом через содержание представляемого материала, который можно широко варьировать и которое может нести кроме образовательной и исследовательской роли и высокую социальную значимость. Уникальна при этом роль метода проектов, т.к. необходимой составляющей любого проекта является его социальная направленность, социальная значимость. Проект не создается для себя лично, он создается для практического применения какой-либо группой людей. Тогда в любом проекте есть место патриотическому воспитанию - развитию патриотических качеств личности и гражданского самосознания.

Кроме того, проекты всегда реализуются через социально значимые темы, которые подбираются учителем, совместно с учащимися, которые могут быть представлены не только на конкурсе, но и при демонстрации широкой общественности- одноклассникам, родителям учителям, всем заинтересованным лицам.

Особенно широкое применение находят проекты реализованные с помощью средств ИТ, с помощью которых можно обработать значительное количество информации по сравнению с обычными методами, а так же применение ИТ ведет к широкой демонстрации общественности своего проекта учащимся - в виде презентации, сайта в сети Интернет и т.д. Активное использование современных средств обработки информации и демонстрации полученных результатов ведет к социальной адаптации учащегося в обществе, дальнейшей жизни.

Таким образом, признавая необходимость использования средств ИТ, для воспитания патриотизма, можно предложить следующее.

Необходимо, лучше под патронажем государственных структур, чтобы было финансирование и востребованность, организовать серию конкурсов посвященных различным событиям в истории нашего государства. Задания в этих конкурсах должны быть реализованы средствами ИТ - это создание рефератов в виде текстовых документов, информационных буклетов, сайтов, видеороликов, презентаций, интерактивных программ и т.д. Конкурсы должны быть разделены временными рамками, но быть сквозными как в течение одного учебного года, так и в течение нескольких лет, учитывая возрастные особенности подрастающего поколения.

Темы работ должны выбираться исходя из того, что необходимо на протяжении всей истории нашего государства найти такие моменты, в которых поведение простых людей, групп людей, организаций и исторических лиц демонстрировали бы лучшие качества нашего народа - выдающиеся сражения, включая победы и поражения, перевороты и войны, трудовая деятельность, взаимодействие с другими народами и государствами, т.е. освещение событий, которые повлияли на общий ход развития государства.

Например:

Месяц

Ключевые события в истории государства, нахождение в условиях которого отдельного человека требует от него всех сил и зачастую свершения героических поступков

Предполагаемый конкурс

1

сентябрь

1380, Куликовская битва

1854, Начало обороны Севастополя

Презентация PP

2

октябрь

1917, Октябрьский переворот

1612, Изгнание поляков из Москвы

Видеоролик

3

ноябрь

4

декабрь

1941, контрнаступление под Москвой

Видеоролик

5

январь

1647, Начало правления Ивана IV Грозного?

1700 Введение нового летоисчисления

1904 Русско-японская война

Текст word

6

февраль

1613, Избрание Романова на царство

1942, Сталинградская битва

1861, Отмена крепостного права

Презентация PP

7

март

8

апрель

1242, Ледовое побоище

1961, Первый человек в космосе

Сайт

9

май

1916, Брусиловский прорыв

1495, Победа в ВОВ

Герои, буклет

10

июнь

1709, Полтавская битва

1941, Начало ВОВ

Герои, буклет

11

июль

1240, Невская битва

1714, Победа русского флота при мысе Гангут.

Презентация PP

12

август

1812 г. Бородинская битва

1943, Курская дуга

Герои, сайт


Данные конкурсы должны проходить с учетом дифференциации возраста, направляясь от простого к сложному. Например, учащиеся младших классов, выполняя работы по ВОВ могут акцентировать внимание на отдельных личностях и героических поступках, среднюю школу можно ориентировать на интересные, малоизвестные факты событий или описания сражений, ну а старшая школа уже может заниматься анализом материала - вариантами хода сражений, последствиями, проведением параллелей в современном мире.

Таким образом, один и тот же учащийся (группа учащихся, класс) последовательно проходит циклически замкнутый набор конкурсов, в ходе которых изучается, или оттачивается мастерство работы с широким кругом программ. Конкурсы распределены в течение всего года и циклически повторяясь на разных ступенях обучения не приводят к утомляемости. Кроме того, данные инициативы должны быть всемерно поддержаны на государственном уровне, что должно вести к значительным затратам, т.к. часто бывает, что и организовать конкурс и создать работы для коллектива учителей и учащихся это не проблема, проблема в том, чтобы показать, что данное творчество востребовано на уровне общества и государства в целом. Например, при подведении итогов на школьном уровне, районном, городском и далее учащиеся совершенно обязательно должны быть поощрены. Поощрение может заключаться в продолжении ведения работы по патриотическому воспитанию, это могут быть экскурсии, в т.ч. в другие города и на места событий (Бородинское поле - оплаченная командировка, потребует денежных и временных затрат), встречи с научными работниками и представителями государственной власти (глава города лично пожал руку учащемуся, выделение часа времени гос. чиновника), посещение развлекательных центров, ценные призы (денежные затраты), благодарности родителям и т.д.


© 2010-2022