Урок по теме: «Кодирование информации»

Целью урока является задача - изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу «Информация вокруг нас»; на практике показать учащимся способы кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией Разработка содержит конспект урока, раздаточный материал к уроку. Использование программы МИР ИНФОРМАТИКИ. Все основ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Кодирование информации. 5 класс.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу «Информация вокруг нас»; на практике показать учащимся способы кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.

Задачи урока:

образовательная: формировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов; формировать умения и навыки работы с компьютерными программными средами;

развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;

воспитательная: воспитать интерес к знаниям, добытым человеком; воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.

Средства обучения:

технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор;

программные средства: интерактивное приложение учебника Босовой, 5 класс.

раздаточный материал: опорный конспект урока, карточки с домашним заданием.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока - «Кодирование информации». Сегодня на уроке мы повторим, что такое информация, какие существуют виды информации и способы ее передачи, какие информационные процессы применяют в работе с информацией, а также изучим, как кодируется информация.

Наш урок пройдет сегодня очень в необычной форме. За каждый правильный ответ вы получаете «звездочку». Таким образом, кто набирает больше всего «звездочек» по теоретическим вопросам, справится с практическим заданием получит более высокую оценку.

2. Актуализация знаний. Приложение № 1 (слайды № 1-20)

1. Что такое информация? (Информация - это сведения об окружающем нас мире)

2. Перечислите виды информации. (Зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная)

3. Какой вид информации воспринимает ухо, глаз, нос? (Ухо - слуховую, глаз - зрительную, нос - обонятельную);

4. Какую информацию воспринимает ухо, глаз и язык? (Ухо - звук, глаза - цвет и размер, язык - сладкое и кислое);

5. Выбери визуальные и звуковые источники информации. (Визуальные источники информации - книга, телевидение, SMS - сообщение, письмо; звуковые источники информации - телевидение, мелодия, речь)

3. Объяснение нового материала с элементами повторения и закрепления.

6. Перечислите основные информационные процессы, т.е. что человек делает с информацией (хранение, передача, обработка).

Как называют объект, который передает информацию ? (Источник)

Как называют объект, который принимает информацию ? (Приемник)

Видеофрагмент - Передача информации.

Включается музыка.

Ребята с помощью чего записывают музыку на бумагу? (С помощью нот).

То есть с помощью нот зашифровывают, или кодируют, музыку.

Запишем в тетрадь тему урока - «Кодирование информации».
Приложение № 1 (слайды № 21-43)

Информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов самой различной физической природы. Видеофрагмент - Информация и ее носитель.

Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.

Так услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью какого-нибудь специального набора символов. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Код - это система условных знаков для представления информации. Представление информации с помощью специального набора символов является кодирование.

Кодирование - это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. (Видеофрагмент)

Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации.

  • Числовой способ - с помощью чисел.

  • Символьный способ - информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст

  • Графический способ - информация кодируется с помощью рисунков или значков.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Давайте вспомним, когда используют кодирование информации.

  • Кодирование музыки (нотная грамотность)

  • На дорогах с помощью чего кодируют информацию? (С помощью дорожных знаков)

  • Код используется для оценки знаний в школе (Число «5» - код отличных знаний, «4» - код хороших знаний, «3» - удовлетворительных, «2» - плохих).

  • Штрих-код в магазине на этикетках товаров.

  • Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в специально отведенном для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.

  • В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «А» имеет двоичный код 11000000, а цифра «254» - 11111110.

  • Передавать информацию с корабля на берег можно с помощью азбуки Морзе, семафорной и флажковой азбуки (сообщения)

  • Азбука Брайля, ее использовали слепые люди (сообщения).

4. Закрепление материала

Учитель демонстрирует способы перевода. Демонстрируются слайды с закодированными разными способами слова. Ученики все вместе расшифровывают загаданные слова.

Для того чтобы расшифровать или раскодировать информацию, необходимо применить ключ.

Расшифровка сообщения (работа в микрогруппах)
Приложение № 1 (слайды № 44-53)

  • С помощью флажковой азбуки зашифрованы слова - «только смелым покоряются моря»;

  • С помощью пляшущих человечков зашифрованы слова - «надвигается шторм, счастливого плавания»;

  • Если все буквы в алфавите пронумеровать от 1 до 33, и потом заменить каждую букву, ее порядковым номером в алфавите (Например, А - 1, Б - 2 и т.д.)

Расшифруйте слово 9 1 4 1 5 12 1 (Загадка)

  • Расшифруйте ребус (передача)

    • Задание с флеш - ролика (делает вместе)

Динамическая пауза (9 вопросов)

Задания на компьютере:

С использованием программного средства: ПМК «Мир информатики». 4 год обучения. Тема кодирование информации.

  • Расшифровка сообщения:

  • Элементарно Ватсон

  • Впереди Земля

  • Продается двухместная летающая тарелка

  • Тридцать три утюга на подоконнике - знак что явка проваленаать ребус (Расшифровка ребуса: информация, столица, восемь).

5. Подведение итогов. Обобщение материала. Выставление оценок.

1) Что вы понимаете под кодированием информации?

2) С какой целью люди кодируют информацию?

3) Что можно назвать кодом?

4) Какие знаки используются для представления информации при:

а) записи мелодий;

б) записи арифметических выражений;

в) оформлении календаря погоды;

г) управлении движением транспорта?

6. Домашнее задание. Приложение № 2

§ 1.6, 1.7. Прочитать и ответить на вопросы в конце параграфа.

© 2010-2022