Конспект урока по информатике для 8 класса Дискретная форма представления информации

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 4. Дискретная форма представления информации

Планируемые образовательные результаты:

предметные - представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования; умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ.

метапредметные - понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов;

личностные - навыки концентрации внимания.

Решаемые учебные задачи:

1) рассмотрение сущности процесса дискретизации информации;

2) систематизация представлений о двоичном кодировании; рассмотрение общей схемы перевода символов произвольного алфавита в двоичный код;

3) выявление взаимосвязи между разрядностью двоичного кода и возможным количеством кодовых комбинаций;

4) обоснование универсальности двоичного кодирования;

5) знакомство с равномерными и неравномерными двоичными кодами.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

дискретизация;

алфавит;

мощность алфавита;

двоичный алфавит;

двоичное кодирование;

разрядность двоичного кода.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

Электронные образовательные ресурсы

презентация «Двоичное кодирование» из электронного приложения к учебнику;

Ход урока

1. Оргмомент

2.Мотивация

Человек может представить информацию с помощью знаковой системы дискретно или непрерывно в виде образов. Например, материал вам представляет учитель в непрерывной форме ( голос учителя), а вы его преобразуете в дискретную (записи в тетради). Какая из форм представления информации более удобна для передачи, хранения и автоматической обработки? Какая форма более удобна для работы в компьютерной технике? Поэтому сегодня речь на уроке пойдет о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную.

3. Проверка домашнего задания.

А)Самостоятельная работа

1. Среди знаков выберите а) символы; б) пиктограммы.

а

б

в

г

Конспект урока по информатике для 8 класса Дискретная форма представления информации

Конспект урока по информатике для 8 класса Дискретная форма представления информации

©

§

д

е

ж

з

@

%

Конспект урока по информатике для 8 класса Дискретная форма представления информации

Конспект урока по информатике для 8 класса Дискретная форма представления информации

2. Среди языков выбери: а)формальные; б)естественные.

а

б

в

г

Русский язык

Конспект урока по информатике для 8 класса Дискретная форма представления информации

Флажковая азбука

Конспект урока по информатике для 8 класса Дискретная форма представления информации

Английский язык

BOOK

Азбука Морзе

Конспект урока по информатике для 8 класса Дискретная форма представления информации

д

е

ж

з

Штрих-коды

Конспект урока по информатике для 8 класса Дискретная форма представления информации

Азбука Брайля

Конспект урока по информатике для 8 класса Дискретная форма представления информации

Французкий язык

LIVRE

Немецкий язык

BUCH

3. Выбери форму представления информации: а) знаковую; б) образную

а) портрет человека

б) прослушивание любимой песни

в) ноты песни

г) материал в учебнике

д) формула площади квадрата

е) вкус лимона

ж) лает собака во дворе

з) расписание уроков на доске объявлений в школе.

Ключ к ответам

№ задания

а

б

1

в г д е

а б ж з

2

б г д е

а в ж з

3

в г д з

а б е ж

Критерий оценки:

11- 12 правильных ответов - «5»

8 - 10 правильных ответов - «4»

5 - 7 правильных ответов - «3»

менее 5 - «2»

Б) Прослушивание сообщений.

4. Изложение нового материала.

Новый материал излагается в сопровождении презентации «Двоичное кодирование». В процессе изложения материала выполняются задания № 13, № 14, № 34, № 37, № 15, № 16 и № 23 в РТ. В рабочей тетради имеется подборка из 25 заданий, так или иначе относящихся к рассматриваемой на уроке теме. В полном объѐме эти задания предназначены для мотивированных школьников, планирующих сдавать ГИА и ЕГЭ.

Ответы и решения к заданиям в РТ.

№ 13. 3).

№ 14. 2).

№ 15. 4).

№ 16. 3) AABCDEBC.

№ 17. 2) NONAME.

№ 18. 2) ORORPP.

№ 19. Все варианты ответов начинаются с буквы «С», которым в двоичной строке должны соответствовать три первых символа 100. На втором месте (судя по вариантам ответа) может быть либо буква «В», либо буква «А», которым соответствуют двоичные цепочки 10 и 011. В декодируемой двоичной строке есть 011, т.е. в ответе на втором месте должна стоять буква «А». Этому условию удовлетворяю 2-й и 3-й варианты ответа; варианты 1 и 4 из дальнейшего рассмотрения исключаем. Итак, на третьем месте (судя по вариантам ответа) может быть либо буква «D» (110), либо буква «Е» (01). В декодируемой двоичной строке есть 01, т.е. в ответе на третьем месте должна стоять буква «Е». Это 3-1 вариант ответа. Закодируем его в соответствии с кодовой таблицей и убедимся, что полученная строка полностью совпадает с исходной двоичной строкой.

№ 20. Анализ закодированного сообщения показывает, что в исходном слове должно быть 6 символов, причем 1-й и 5-й, а также 3-й и 6-й символы должны попарно совпадать. Таким условиям соответствует слово «ресурс», ответ - 4.

№ 21. 3) озон. № 22. 1001100011, наибольшее число подряд идущих нулей - 3.

№ 23. 3) АИНГЧАН.

№ 24. АТХУАТЖА.

№ 25. ПРТИПЙ, 6 букв.

№ 26. Закодируем переданное сообщение: 1101001. Так как код буквы «Б» является началом кода букв «В» и «Г», а код буквы «В» можно рассматривать как код цепочки «БА», то возможны следующие варианты декодирования полученной двоичной строки: ББАБААБ, БВБААБ, ББАВАБ, БВВАБ, ГАВАБ, ГАБААБ. Всего 6 разных вариантов.

№ 27. У - 1, Е - 2, Л - 3, К - 4, И - 5, Г - 6, О - 7. УГОЛЕК. 9

№ 28. Во всех трѐх фразах есть слово «мышка», и это единственное слово, которое есть в каждой из трѐх фраз. Единственное слово, которое есть в каждой из трѐх фраз на языке туземцев - «ту»; следовательно, это и есть слово «мышка». Рассуждая подобным образом и далее, получим: «ту» - «мышка»; «ам» - «ночью»; «ля» - «кошка»; «ям» - «пошла»; «му» - гулять; «бу» - «видит»; «гу» - поймать».

№ 29. Слово «дум».

№ 30. Из условия следует, что «ѐжик» кодируется последовательностью цифр 35291815, а «станок» - 303113241115. Слово «китѐнок» кодируется как 15183135241115.

№ 31. ФУФАЙКА.

№ 32. Чтобы получить из «жало» - «двор», а из «хна» - «зев» нужно на клавиатуре нажимать клавишу, расположенную левее клавиши с исходной буквой. Тогда из слова «ель» получим «кот», из «мель» - «скот», из «щель» - «шкот».

№ 33. N=64, i=6.

№ 34. 16 последовательностей. ++++, +++-, ++-+, ++--, +-++, +-+-, +--+, +---, -+++, -++-, -+-+, -+--, --++, --+-, ---+, ----.

№ 35. Нет. Пятиразрядный двоичный код позволяет закодировать ровно 32 разных символа.

№ 36. 4 лампочки.

№ 37. В английском алфавите 26 букв. Следовательно, для кодирования символов этого алфавита потребуется пятиразрядный двоичный код. Если сообщение состояло из 20 символов английского алфавита, то в двоичном коде ему соответствовало 100 символов.

5. Домашнее задание. §1.3, № 18, № 21, № 24,№ 33в РТ. Дополнительное задание: самостоятельно познакомиться с виртуальной лабораторией «Цифровые весы».

6. Итоги. Рефлексия.

4

© 2010-2022