Конспект урока информатики в 9 классе на тему Понятие модели. Виды информационных моделей

Теоретический урок информатики в 9 классе на тему "Понятие модели. Виды информационных моделей" используется при изучении главы "Моделирование и формализация". Определены цели и задачи урока, вводятся понятия "модель", "виды моделей". Проводится практическая работа за компьютером "Информационные модели в виде таблиц в текстовом редакторе "Microsoft Word". Даётся домашнее задание, в качестве итога урока проводится небольшой тест на тему "Модели". На уроке большое значение имеет разнообразие модел...
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок информатики в 9 классе


Тема: «Понятие модели. Виды информационных моделей»


Цели и задачи:

1) сформировать понятие «модель»;

2) рассмотреть виды моделей;

3) установить связь между реальным объектом и его моделью, отражая существенные стороны объекта;

4) создать в текстовом редакторе таблицы вида «объект-свойство»; «объект-объект»;

  1. расширение кругозора уч-ся;

  2. воспитание аккуратности работы на компьютере и в тетрадях;

  3. развитие речи и мышления на уроках.


Оборудование: модель самолета из пластилина, чертежи, схемы, глобус, карта, графики, тесты, компьютер.


Ход урока

1. Организационный момент

Наличие учебных принадлежностей, степень подготовки к уроку, сообщение целей.


2.Устная работа. Новая тема

  1. Показать уч-ся модель самолета (подвести уч-ся к понятию «модель»).

Что это за предмет? (Модель самолёта).

Какие ещё модели вы знаете? (Модели корабля, автомобиля, игрушки). Это технические модели.


  1. Записать в тетради дату и тему, сообщить цели урока.


  1. Какие свойства реальных объектов воспроизводят данные модели? (Форму, способность плавать, летать, ездить).

Все ли свойства реальных объектов воспроизводят модели? (Нет, только те свойства оригинала, которые понадобятся человеку при его использовании, пример: назначение манекена - нужен для того, чтобы одеть на него одежду для рекламы, портному для удобства пошива одежды, ходить и разговаривать не нужно, выявляет форму и размер человеческого тела).


  1. Подвести учащихся к определению понятия «модель».

Модель - это некоторое упрощённое подобие реального объекта.


  1. Подвести учащихся к рассмотрению видов моделей.




МКонспект урока информатики в 9 классе на тему Понятие модели. Виды информационных моделейКонспект урока информатики в 9 классе на тему Понятие модели. Виды информационных моделейодель


ПКонспект урока информатики в 9 классе на тему Понятие модели. Виды информационных моделейКонспект урока информатики в 9 классе на тему Понятие модели. Виды информационных моделейКонспект урока информатики в 9 классе на тему Понятие модели. Виды информационных моделейредметная Информационная


Физическое подобие Описание объекта

объекта


Словесное Математическое Графическая

описание описание


Примеры

Глобус Сочинение Рассчёт Карта

Самолёт Рассказ скорости, Чертёж

расстояния, Схема

расхода топлива График


6) Удобно ли пользоваться предметной моделью на уроках информатики? (Нет).

Нужно уметь не только создавать модель объекта, но и описывать его, т. е. получать какую-то информацию об объекте.


7) Можно ли всякую реальность описать во всех деталях? (Нет, любая информационная модель содержит сведения об объекте только для той цели, для которой она создаётся).


Реальный

объект


Модель

Системный

анализ

Конспект урока информатики в 9 классе на тему Понятие модели. Виды информационных моделей



8) Каким образом вы можете дать информацию о себе? (Рассказать, написать сочинение, зафиксировать сведения о себе в виде таблицы).

  1. Физкультминутка


  1. Закрепление

1) Создать таблицу типа «объект-свойство»


Таблица 1. Сведения об учащихся


Ф. И.



Год рождения


Национальность


Пол


Класс


Козлова

Ксения



1998


Русская


Женский


9


Семёнов

Илья



1998


Русский


Мужской


9


В одной строке такой таблицы содержится информация об одном объекте. Столбцы - отдельные свойства этого объекта.

2) Создать таблицу типа «объект - объект»

(выполнить изменения в предыдущей таблице)


Таблица 2. Оценки учащихся за 2 четверть


Ф. И.



Русский язык


Алгебра


Химия


География


Козлова

Ксения



5


5


5


5


Семёнов

Илья



4


5


4


5


Строки относятся к ученикам - это первый вид объектов; столбцы - к школьным предметам - второй вид объектов. В каждой клетке на пересечении строки и столбца - оценка, полученная данным учеником по данному предмету.

  1. В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей.

Создать таблицу посещения учащимися 9 класса кружков.

(выполнить изменения в предыдущей таблице)

1 - посещение

0 - не посещение

Таблица 3. Кружки


Ф. И.



Байтик


Мастерок


Интеграл


ОФП


Козлова

Ксения



0


1


1


0


Семёнов

Илья



1


0


0


1

В таких таблицах отражается качественный характер связи между объектами (посещает - не посещает).


  1. Домашнее задание

п.п. 5.2.1, 5.2.2, вопросы (с. 145;148), задания 5.1, 5.2

  1. Итог урока

Тестирование по данной теме (тесты прилагаются)

Литература

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/Н. Д. Угринович. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 295 с.: ил.


  1. Оценка качества подготовки выпускников

основной школы по информатике / А. А. Кузнецов, Л. Е. Самовольнова, Н. Д. Угринович. - М.: Дрофа, 2010. - 48 с.


© 2010-2022