- Преподавателю
- Информатика
- МР практического занятия по информатике на тему Организация вычислений в таблицах MS Excel
МР практического занятия по информатике на тему Организация вычислений в таблицах MS Excel
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Потемкина О.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ДИСЦИПЛИНА
«Информатика»
Раздел 2. Пакет прикладных программ «Microsoft Office»
Занятие №12. Организация вычислений в таблицах MS Excel.
Специальность
31.02.01 Лечебное дело
Курс - второй
2015
Одобрена на заседании цикловой
методической комиссии _________________
Протокол №___от_______________________
Председатель___________________________
Разработчик: О.А. Потемкина
преподаватель первой квалификационной категории
Оглавление
Выписка из рабочей программы дисциплины
«Информатика»
для специальности 31.02.01 Лечебное дело
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 2.
Пакет прикладных программ «Microsoft Office»
90
Тема 2.9.
Формулы и функции в MS Excel
Содержание учебного материала
2
Внедрение современных прикладных программных средств. Ячейка: абсолютная и относительная адресация. Ввод и редактирование данных. Оформление таблиц.
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
12) Современные прикладные программные средства. Организация вычислений в таблицах.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Заполнение словаря терминов, подготовка ответа на контрольные вопросы, выполнение упражнений (метод разработка).
Повторение материала по конспектам теоретического занятия, [1, стр. 175-177], выполнение практического задания [2, стр.114, задание 19.3.]
2
Мотивация
Программа Microsoft Excel самая удобная и сама мощная электронная таблица, разработанная для использования в среде Windows. Microsoft Excel -одна из самых загадочных и интересных программ в пакете MS Office. Интересна она многочисленными средствами автоматизации работы, оформления документов и вычислительной мощью. Загадочность же ее состоит в том, что большинство пользователей применяют в своей работе лишь малую толику того, что может дать им Excel. Это тем более удивительно, что спектр возможностей Excel почти безграничен: от создания хорошо оформленных бланков до программирования сложных вычислений и моделирования различных процессов с визуализацией параметров в виде диаграмм и графиков.
Методический лист
Вид занятия - практическое занятие
Продолжительность - 90 мин.
Требования к результатам освоения темы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело:
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
-
использовать персональный компьютер в профессиональной и повседневной деятельности;
-
внедрять современные прикладные программные средства;
В результате изучения темы обучающийся должен знать:
-
методы и средства обработки информации;
-
базовые программные продукты и пакеты прикладных программ.
Цели занятия:
1. Учебные цели:
-
сформировать знания по базовым программным продуктам и пакетам прикладных программ (возможности табличного процессора MS Excel по оформлению документов);
-
сформировать умение использовать и внедрять современные прикладные программные средства (табличный процессор MS Excel) в профессиональной деятельности.
2. Развивающие цели:
способствовать
-
развитию познавательной активности студентов через изучение работы в среде табличного процессора MS Excel.
3. Воспитательные цели:
способствовать
-
развитию информационной культуры;
-
формированию готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, мультимедийных технологий.
Место проведения занятия: аудитория колледжа.
Интегративные связи: дисциплины, требующие расчета различных величин и знания компьютера.
Список используемых источников:
-
Жукова, Е. Л. Информатика: Учебное пособие. [Текст] / Жукова, Е. Л., Бурда Е. Г. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. - 272 с.
-
Калабухова, Г.В. , Титов, В.М. Компьютерный практикум по информатике. Офисные технологии: учеб. пособие [Текст] - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - 336 с.: ил. - (Высшее образование).
-
Михеева, Е. В. Практикум по информатике: учебное пособие для студ. сред. проф. образования [Текст] / Е.В. Михеева. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 192 с.
-
Омельченко, В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник [Текст] / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. - Изд. 2-е, испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 588 с.: ил. - (Среднее профессиональное образование)
Оснащение занятия:
-
Мультимедиа
-
Проектор
-
Раздаточный материал
Домашнее задание:
-
Повторение материала по конспектам теоретического занятия, [1, стр. 171-175].
-
Выполнение практического задания [2, стр.114, задание 19.3.]
Примерная хронокарта занятия
№
Наименование этапа
Время
Цель этапа
Деятельность
Оснащение
преподавателя
студентов
1
2
3
4
5
6
7
Организационный этап
2
Организация начала занятия.
Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.
Сообщение темы и плана занятия.
Отмечает отсутствующих студентов в журнале.
Сообщает тему и план занятия.
Староста называет отсутствующих студентов.
Журнал
Цели занятия
1
Установка приоритетов при изучении темы
Озвучивает цели занятия
Слушают, записывают в тетрадь тему занятия
Методический лист МР
Актуализация опорных знаний
6
Ориентация на глубину усвоения знаний, систематизация материала
Фронтальный опрос студентов по изученной теме.
Отвечают на вопросы.
Приложение 1
Мотивационный этап:
5
Развитие интереса к теме занятия
Проведение краткой инструкции о технологии выполнения практических упражнений
Объясняет студентам важность изучения данной темы.
Проводит технологический инструктаж.
Слушают, задают вопросы
Методический лист МР
Практическая часть
65
Закрепление и осмысление полученных знаний и умений по базовым системным программным продуктам и пакетам прикладных программ.
Формирование умения использовать изученные программные средства в профессиональной деятельности.
Осмысление полученных знаний и умений.
Контролирует правильность выполнения заданий
Выполняют задания работая за ПК
Приложение 2
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
1
Закрепление знаний.
Формирование готовности к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности.
Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
Записывают задание
Методический лист
Проверка и подведение итогов занятия
10
Подведение итога занятия
Выставляет оценки, комментируя ошибки, сделанные в ходе работы
Слушают, анализируют.
Журнал
Приложение 1
Актуализация опорных знаний
Вопросы для фронтального опроса по теме
«Формулы и функции в MS Excel»
-
Как определяется адрес ячейки?
{названием столбца и номером строки} -
Где отображается имя ячейки?
{имя выделенной ячейки отображается в Поле имени} -
Можно ли, зная имя ячейки, но не зная её адреса, быстро перейти к этой ячейке?
{Да. Список всех именнованных ячеек можно найти в раскрывающемся списке Поля имени. Это удобно в тех случаях, когда участвующие в формуле ячейки не попадают в поле зрения} -
С какого знака начинается запись формулы?
{со знака =} -
Как ввести в ячейку формулу? Какие из способов фиксации текста и числа неприемлемы для фиксации формулы?
{С клавиатуры, используя мастера функций, используя категории вкладки Формулы} -
В чём заключается отличие абсолютных ссылок от относительных? Приведите пример.
{Относительная ссылка в формуле используется для указания адреса ячейки, вычисляемого в относительной системе координат с началом в текущей ячейке.
Абсолютная ссылка в формуле используется для указания адреса ячейки, вычисляемого в абсолютной системе координат и не зависящего от текущей ячейки.} -
В ячейку F13 ввели формулу =F12/$B$4. Затем эту формулу скопировали в ячейку F7. Какая формула содержится в ячейке F7?
{=F6/$B$4} -
В ячейку B7 ввели формулу =(A6+A7)*$D$4. Затем эту формулу скопировали в ячейку F7. Какая формула содержится в ячейке F7?
{=(E6+E7)*$D$4} -
В ячейку D5 ввели формулу =$A5+B$5. Затем эту формулу скопировали в ячейку D2. Какая формула содержится в ячейке D2?
{=$A2+B$5}
Приложение 2
Упражнения для закрепления
Упражнения для закрепления
Упражнение №1
Создание вычислительных таблиц. Относительные ссылки
-
Откройте новую Книгу Excel и сохраните её под именем «Занятие №2»
-
Постройте таблицу и выполните расчёты для решения следующей задачи:
Немецкий физик Г. Фаренгейт в 1724 году предложил температурную шкалу, названную его именем. Температура по шкале Фаренгейта связана с температурой по шкале Цельсия соотношением: t 0 (С) = t0 + 32 (F). Составить таблицу, переводящую температуру воздуха, измеренную по шкале Цельсия, в температуру по шкале Фаренгейта.
Для этого:
-
Установите курсор на ячейку А1 и введите в нее заголовок таблицы «Соотношение температурной шкалы Цельсия и Фаренгейта». Примените полужирное начертание символов к содержимому ячейки;
-
Заполните строку заголовков столбцов таблицы. В ячейку А2 введите «шкала Цельсия»,
в В2 - «шкала Фаренгейта»; -
Используя Автозаполнение заполненные ячейки (А3 - А15) исходными данными согласно предложенному образцу
-
выровняйте данные ячеек А3:А15 по центру и примените полужирный стиль начертания символов;
-
введите в ячейку В3 формулу для вычисления температуры: =9/5*А3+32
-
скопируйте формулу используя автозаполнение в ячейки диапазона В4:В15;
-
Оформите заголовок таблицы:
-
Объедините ячейки ячейки А1 : В1 используя команду:
Главная Выравнивание Объединить ячейки . -
Установите в ячейках А1:В1 перенос по словам:
Главная Выравнивание - Перенос текста . -
Выровняйте текст в ячейках А1:В1 по центру и по середине
Главная Выравнивание - Выровнять по середине и по центру.
-
-
Аналогичным образом оформите заголовки столбцов
-
Выполните обрамление таблицы:
-
Выделите таблицу (блок ячеек от А1 :В15) и выполните команду
Главная Шрифт - Границы Другие границы. -
Задайте цвет линий. Для внутренних линий выберите тонкую, а для контура более толстую непрерывную линию.
-
-
Выделив ячейки с результатами расчетов, выполните заливку (Главная Шрифт - Заливка).
-
Переименуйте ярлычок Лист 1, присвоив ему имя «Температура». Для этого дважды щелкните мышью по ярлычку и наберите новое имя. Можно воспользоваться контекстным меню ярлычка.
-
Выполните текущее сохранение электронной книги.
Упражнение №2
Создать таблицу расчета значений функции у=2х+3 на отрезке [-6; 6].
Относительные ссылки
-
Перейдите на Лист 2 и переименуйте ярлык, присвоив ему имя «Функция».
-
Создайте таблицу по образцу.
Примечание
-
Для заполнения ячеек значениями х введите первые два значения, выделите обе заполненные ячейки и протяните маркер заполнения вправо.
-
Для заполнения ячеек значениями у введите расчетную формулу в первую ячейку ряда. Скопируйте формулу в остальные ячейки третьей строки вашей таблицы.
-
Проведите форматирование заголовка таблицы.
Выделите ячейки А1:Н1 и щелкните по кнопке Объединить и поместить в центре расположенной в группе «Выравнивание» вкладки «Главная». Установите полужирный стиль начертания символов.
-
Произведите обрамление таблицы.
Упражнение №3
Создать таблицу расчета содержания лекарственного вещества
в различных формах выпуска лекарств. Относительные ссылки
-
Перейдите на Лист 3 и переименуйте ярлычок присвоив ему имя «Содержание лек.вещества».
-
Создайте таблицу по образцу.
-
Произведите расчеты в столбце «Е».
Формула для расчета: Количество мг в 1 мл = Концентрация * 10
-
Произведите расчеты в колонке «F». Формула для расчета:
Количество мг в ампуле (флаконе) = Концентрация * Количество мл в ампуле (флаконе)*10
-
Выполните форматирование таблицы.
Упражнение №4
Создать расчётной ведомости. Абсолютные ссылки
-
Создайте Лист4 и присвойте ему имя Расчет.
-
На этом листе создать таблицу в соответствии с образцом:
-
В ячейках F5:F13 рассчитать величину начисленной заработной платы по формуле:
Зарплата = Оклад / Всего рабочих дней * Отработано рабочих дней
Для ячейки F5 она будет иметь вид: = C5/$G$18*D5
-
В ячейках G5:G13 рассчитать величину доплат за работу в выходные и праздничные дни по формуле:
Доплата=Отработано выходных и праздничных дней*Коэффициент*(Оклад/Всего рабочих дней).
-
В ячейках Н5:Н13 рассчитать величину заработной платы по формуле:
Всего= Зарплата + Доплата. -
В ячейках I5:I13 рассчитать величину налога на доходы физических лиц по формуле:
НДФЛ= (Начислено всего МРОТ)*Ставка НДФЛ. -
В ячейках J5-J13 рассчитать величину суммы к выплате по формуле:
Сумма к выплате=Начислено всего-НДФЛ. -
В ячейках C14-J13 вычислить итоговые значения выплат и удержаний используя автосумму (Формулы - Библиотека функций - Автосумма - Сумма)
-
Сохранить изменения.
Упражнение №5
Смешанные ссылки
-
Создайте Лист5 и присвойте ему имя Умножение.
-
На этом листе создать таблицу в соответствии с образцом:
-
Используя смешанные ссылки, создать в ячейке В3 формулу для вычисления произведения чисел, расположенных в ячейках В2 и A3. Формула должна быть введена таким образом, чтобы после ее копирования в ячейки В4:В10, а затем копирования формул из ячеек В3:В10 в ячейки С3:К10 результат представлял бы собой таблицу умножения чисел, расположенных в ячейках В2:К2, на числа, расположенные в ячейках А3:А10.
-
Сохранить результаты работы в личной папке и представить их для проверки преподавателю.
Эталоны выполненных упражнений
Упражнение №1
Упражнение №2
Упражнение №3
Упражнение №4
Формулы
Упражнение №5
Формулы
Критерии оценки
«5» - 100% (точность и правильность оформления и вычислений в ячейках таблиц при выполнении всех упражнений);
«4» - 80-90% (точность и правильность оформления и вычислений в ячейках при выполнении 4 упражнений);
«3» - 70% (правильность оформления и вычислений в ячейках таблиц при выполнении 3 -2 упражнений, или двух + недочёты в третьем упражнении);
«2» - менее 70% (точность оформления и вычислений в ячейках таблиц при выполнении 1 упражнения).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ДИСЦИПЛИНА
«Информатика»
Раздел 2. Пакет прикладных программ «Microsoft Office»
Занятие №12. Современные прикладные программные средства.
Организация вычислений в таблицах.
Специальность
31.02.01 Лечебное дело
Курс - второй
2015
Цели занятия:
1. Учебные цели:
-
сформировать знания по базовым программным продуктам и пакетам прикладных программ (возможности табличного процессора MS Excel по оформлению документов);
-
сформировать умение использовать и внедрять современные прикладные программные средства (табличный процессор MS Excel) в профессиональной деятельности.
2. Развивающие цели:
способствовать
-
развитию познавательной активности студентов через изучение работы в среде табличного процессора MS Excel.
3. Воспитательные цели:
способствовать
-
развитию информационной культуры;
-
формированию готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Список рекомендуемых источников:
-
Жукова, Е. Л. Информатика: Учебное пособие. [Текст] / Жукова, Е. Л., Бурда Е. Г. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. - 272 с.
-
Михеева, Е. В. Практикум по информатике: учебное пособие для студ. сред. проф. образования [Текст] / Е.В. Михеева. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 192 с.
Оснащение занятия:
-
ПК
-
Раздаточный материал
Домашнее задание:
-
Повторение материала по конспектам теоретического занятия, [1, стр. 171-175].
-
Выполнение практического задания [2, стр.114, задание 19.3.]
№
Этапы занятия
Время
Методические указания
1.
Выполнение заданий разного уровня сложности
65
Цель: закрепление полученных знаний и умений.
2.
Проверка и подведение итогов занятия
1
Оценка на практическом занятии ставится за самостоятельное выполнение практических упражнений на компьютере (критерии оценки см. ниже)
Критерии оценки:
«5» - 100% (точность и правильность оформления и вычислений в ячейках таблиц при выполнении всех упражнений);
«4» - 80-90% (точность и правильность оформления и вычислений в ячейках при выполнении 4 упражнений);
«3» - 70% (правильность оформления и вычислений в ячейках таблиц при выполнении 3 -2 упражнений, или двух + недочёты в третьем упражнении);
«2» - менее 70% (точность оформления и вычислений в ячейках таблиц при выполнении 1 упражнения).
Упражнения для закрепления
Упражнение №1
Создание вычислительных таблиц. Относительные ссылки
-
Откройте новую Книгу Excel и сохраните её под именем «Занятие №2»
-
Постройте таблицу и выполните расчёты для решения следующей задачи:
Немецкий физик Г. Фаренгейт в 1724 году предложил температурную шкалу, названную его именем. Температура по шкале Фаренгейта связана с температурой по шкале Цельсия соотношением: t 0 (С) = t0 + 32 (F). Составить таблицу, переводящую температуру воздуха, измеренную по шкале Цельсия, в температуру по шкале Фаренгейта.
Для этого:
-
Установите курсор на ячейку А1 и введите в нее заголовок таблицы «Соотношение температурной шкалы Цельсия и Фаренгейта». Примените полужирное начертание символов к содержимому ячейки;
-
Заполните строку заголовков столбцов таблицы. В ячейку А2 введите «шкала Цельсия»,
в В2 - «шкала Фаренгейта»; -
Используя Автозаполнение заполненные ячейки (А3 - А15) исходными данными согласно предложенному образцу
-
выровняйте данные ячеек А3:А15 по центру и примените полужирный стиль начертания символов;
-
введите в ячейку В3 формулу для вычисления температуры: =9/5*А3+32
-
скопируйте формулу используя автозаполнение в ячейки диапазона В4:В15;
-
Оформите заголовок таблицы:
-
Объедините ячейки ячейки А1 : В1 используя команду:
Главная Выравнивание Объединить ячейки . -
Установите в ячейках А1:В1 перенос по словам:
Главная Выравнивание - Перенос текста . -
Выровняйте текст в ячейках А1:В1 по центру и по середине
Главная Выравнивание - Выровнять по середине и по центру.
-
-
Аналогичным образом оформите заголовки столбцов
-
Выполните обрамление таблицы:
-
Выделите таблицу (блок ячеек от А1 :В15) и выполните команду
Главная Шрифт - Границы Другие границы. -
Задайте цвет линий. Для внутренних линий выберите тонкую, а для контура более толстую непрерывную линию.
-
-
Выделив ячейки с результатами расчетов, выполните заливку (Главная Шрифт - Заливка).
-
Переименуйте ярлычок Лист 1, присвоив ему имя «Температура». Для этого дважды щелкните мышью по ярлычку и наберите новое имя. Можно воспользоваться контекстным меню ярлычка.
-
Выполните текущее сохранение электронной книги.
Упражнение №2
Создать таблицу расчета значений функции у=2х+3 на отрезке [-6; 6].
Относительные ссылки
-
Перейдите на Лист 2 и переименуйте ярлык, присвоив ему имя «Функция».
-
Создайте таблицу по образцу.
Примечание
-
Для заполнения ячеек значениями х введите первые два значения, выделите обе заполненные ячейки и протяните маркер заполнения вправо.
-
Для заполнения ячеек значениями у введите расчетную формулу в первую ячейку ряда. Скопируйте формулу в остальные ячейки третьей строки вашей таблицы.
-
Проведите форматирование заголовка таблицы.
Выделите ячейки А1:Н1 и щелкните по кнопке Объединить и поместить в центре расположенной в группе «Выравнивание» вкладки «Главная». Установите полужирный стиль начертания символов.
-
Произведите обрамление таблицы.
Упражнение №3
Создать таблицу расчета содержания лекарственного вещества
в различных формах выпуска лекарств. Относительные ссылки
-
Перейдите на Лист 3 и переименуйте ярлычок присвоив ему имя «Содержание лек.вещества».
-
Создайте таблицу по образцу.
-
Произведите расчеты в столбце «Е».
Формула для расчета: Количество мг в 1 мл = Концентрация * 10
-
Произведите расчеты в колонке «F». Формула для расчета:
Количество мг в ампуле (флаконе) = Концентрация * Количество мл в ампуле (флаконе)*10
-
Выполните форматирование таблицы.
Упражнение №4
Создать расчётной ведомости. Абсолютные ссылки
-
Создайте Лист4 и присвойте ему имя Расчет.
-
На этом листе создать таблицу в соответствии с образцом:
-
В ячейках F5:F13 рассчитать величину начисленной заработной платы по формуле:
Зарплата = Оклад / Всего рабочих дней * Отработано рабочих дней
Для ячейки F5 она будет иметь вид: = C5/$G$18*D5
-
В ячейках G5:G13 рассчитать величину доплат за работу в выходные и праздничные дни по формуле:
Доплата=Отработано выходных и праздничных дней*Коэффициент*(Оклад/Всего рабочих дней).
-
В ячейках Н5:Н13 рассчитать величину заработной платы по формуле:
Всего= Зарплата + Доплата. -
В ячейках I5:I13 рассчитать величину налога на доходы физических лиц по формуле:
НДФЛ= (Начислено всего МРОТ)*Ставка НДФЛ. -
В ячейках J5-J13 рассчитать величину суммы к выплате по формуле:
Сумма к выплате=Начислено всего-НДФЛ. -
В ячейках C14-J13 вычислить итоговые значения выплат и удержаний используя автосумму (Формулы - Библиотека функций - Автосумма - Сумма)
-
Сохранить изменения.
Упражнение №5
Смешанные ссылки
-
Создайте Лист5 и присвойте ему имя Умножение.
-
На этом листе создать таблицу в соответствии с образцом:
-
Используя смешанные ссылки, создать в ячейке В3 формулу для вычисления произведения чисел, расположенных в ячейках В2 и A3. Формула должна быть введена таким образом, чтобы после ее копирования в ячейки В4:В10, а затем копирования формул из ячеек В3:В10 в ячейки С3:К10 результат представлял бы собой таблицу умножения чисел, расположенных в ячейках В2:К2, на числа, расположенные в ячейках А3:А10.
-
Сохранить результаты работы в личной папке и представить их для проверки преподавателю.