Открытый урок + Презентация «Pascal»

Конспект урока и презентация на тему «Pascal». Материал содержит план открытого урока, презентацию и лист жюри. Материал рассчитан на учащихся 9-х классов. План урока содержит подробное описание игры. В презентации используются гиперссылки и анимация для перехода по слайдам. Каждый вопрос и задание представлены на отдельных слайдах, поэтому можно заменить некоторый вопрос по желанию. Урок содержит как теоретические , так и практические вопросы и задания. Урок можно отнести к обобщению и закрепле...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по информатике, 9 класс

«Pascal»

Цели урока:

  • повторить и обобщить знания учащихся по темам «Типы данных в Pascal», «Циклы в Pascal», «Условный оператор», «Строковые функции»;

  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

  • развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;

  • повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;

  • связать информатику с другими предметами;

  • воспитать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, умение работать в команде.

Задачи урока:

  1. Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления.

  2. Учебная - совершенствование навыков работы на компьютере, закрепление теоретического материала по разделу.

  3. Развивающая - развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.


Оборудование:

  1. Интерактивная доска.

  2. ПК, программы: Turbo Pascal, PowerPoint.

  3. Интернет, сайт

  4. Карточки с разноуровневыми заданиями

  5. Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, степлер, клей.

Название игры: «Своя игра»


Условия игры: урок проводится в форме игры. Игра состоит из трех раундов - «Простая игра», «Двойная игра», «Большая игра». Класс делится на 3 микро группы (по 3 человека). Им предстоит отвечать на вопросы из различных областей знаний. Каждый вопрос имеет свою стоимость. Если команда дает верный ответ, сумма переходит к ним на счет.

Приглашенные гости будут выступать в роли жюри.

Ход занятия

  1. Оргмомент (5мин)

- Приветствие учащихся и жюри, присутствующих на уроке.

- Объяснение темы и цели урока.

- Ознакомление с ходом проведения урока.

- Проверка посещаемости.

Слово учителя: Здравствуйте ребята! Сегодня тема нашего урока «Решение задач», мы должны будем повторить и закрепить теоретические знания по темам «Типы данных в Pascal», «Циклы в Pascal», «Условный оператор», «Строковые функции»; закрепить практические навыки работы за компьютером.

Но сегодняшний урок пройдет в совсем необычном виде, сегодня я предлагаю вам сыграть со мной в игру под названием «Своя игра». Игра состоит из трех раундов - «Простая игра», «Двойная игра», «Большая игра». В каждом раунде вам будут представлена таблица с четырьмя темами - категориями и вопросами, которые будут оценены в зависимости от сложности. Команда, правильно ответившая на вопрос, имеет право выбирать следующую категорию и вопрос. Если же команда отвечает неверно, право ответа имеет следующая команда. На каждый раунд отводится определенное количество времени, так что некоторые вопросы могут быть и не выбраны.

Присутствующие гости будут подсчитывать полученные командами баллы. Поприветствуем их.

Ну что готовы? Тогда приступим.

  1. Игра.

Первый раунд - «Простая игра»

Условия игры: на табло представлены четыре категории:

Типы данных

10

20

30

40

50

Операторы

10

20

30

40

50

Команды редактора

10

20

30

40

50

Функции в Паскаль

10

20

30

40

50

Ребусы в Паскаль

10

20

30

40

50

«Типы данных»[1]

  1. Значением переменной этого типа может быть целое число из интервала от -32768 до 32767. (Integer)

  1. Значением этого типа является множество всех символов ПК, но представлять может только один символ. (Char)

  1. Переменные могут принимать только два значения - true или false. (Boolean)

  1. Переменные этого типа принимают диапазон значений от 0 до 255. (Byte)

  1. Значением переменной этого типа может быть целое число из интервала от -2 миллионов до + 2 миллионов. (LongInt)

«Операторы»[2]

  1. Оператор вывода результатов на экран (Write, Writeln).

  1. Какой оператор представлен на рисунке? Открытый урок + Презентация «Pascal» (Условный оператор)

  1. Какой оператор представлен на рисунке? Открытый урок + Презентация «Pascal»(Цикл с предусловием - While)

  1. Какой оператор представлен на рисунке? Открытый урок + Презентация «Pascal»(Цикл с постусловием - Repeat)

  1. Какой оператор представлен на рисунке? Открытый урок + Презентация «Pascal»(Цикл For)

«Команды редактора»

  1. Команда сохранения программы. (File-Save)

  1. Команда открытия программы. (File-Open)

  1. Комбинация клавиш для запуска программы. (Ctrl + F9)

  1. Комбинация клавиш для просмотра результата выполнения программы. (Alt + F4)

  1. Кот в мешке. По условиям, команда выбравшая вопрос должна передать право ответа на данный вопрос одной из играющих команд - соперников. В данной категории представлены вопрос по двум темам: «Программа» и «Великие открытия». На обсуждение вопроса отводится 1 минута. Если команда правильно ответила на вопрос, то цена за вопрос вырастает в двое, если нет - то право выбора переходит к следующей команде.

«Программа» - Перечислите все ошибки в программе

Program 1Primer;

Var a: b: c; integer;

Begin

Readlen (a,b);

C:=a+b;

Write (c):

End;

Количество ошибок - 4. 1 ошибка - название программы не должно начинаться с цифры, только с буквы. 2 ошибка - при перечислении переменных используется запятая. 3 ошибка - оператор ввода readln написан с ошибкой. 4 ошибка - ключевое слово end должно заканчиваться точкой.

«Великие открытия»[3] - Компания основана Ларри Пейджем и Сергеем Брином в сентябре 1998 году. Эта программа управляет более чем миллионом серверов в центрах обработки данных по всему миру и обрабатывает более одного миллиарда поисковых запросов и пользовательских данных каждый день. Что это за программа? (Google)

«Функции Паскаль»

  1. Корень квадратный на языке паскаль. (Sqrt)

  2. Выводит остаток от деления. (Mod)

  3. Выводит целое от деления. (Div)

  4. Своя игра. По условиям, на данный вопрос может отвечать только та команда, которая выбрала вопрос. В данной категории представлены вопрос по двум темам: «Программа» и «Жизнь замечательных людей». На обсуждение вопроса отводится 1 минута. Если команда правильно ответила на вопрос, то цена за вопрос вырастает в двое, если нет - то право выбора переходит к следующей команде.

«Программа» - Перечислите все ошибки в программе

Programm Primer1;

Var a,b: integer; c: integer;

Begin

Write (a,b);

C:=a+b.

Write (c):

Fin.

Количество ошибок - 4. 1 ошибка - слово Program пишется с одной m. 2 ошибка - вместо оператора ввода read указан оператор write для ввода переменных. 3 ошибка - в конце строки C:=a+b. поставлена точка, вместо точки с запятой. 4 ошибка - вместо ключевого слова end использовано слово fin, что не допустимо в паскаль.

«ЖЗЛ» - Назовите фамилию компьютерного гения, представленного на картинке.[4]

Открытый урок + Презентация «Pascal»(Билл Гейтс)


  1. Функция очистки экрана. (Uses crt и clrscr)

«Ребусы информатики»[5]

  1. Открытый урок + Презентация «Pascal»(Паскаль)

  2. Открытый урок + Презентация «Pascal»(программа)

  3. Открытый урок + Презентация «Pascal»(переменная)

  4. Открытый урок + Презентация «Pascal»(условие) - диез

  5. Открытый урок + Презентация «Pascal»(присвоение)

Второй раунд - «Двойная игра»

Великие имена программирования

20

40

60

80

100

Строковые функции

20

40

60

80

100

Структура программы

20

40

60

80

100

Операторы Паскаль

20

40

60

80

100

Программы на Паскаль

20

40

60

80

100

«Великие имена программирования»

  1. Самый богатый человек планеты по версии журнала Forbes в 2013 году. Его состояние в сентябре 2012 года по данным журнала Forbes оценивалось в 66 млрд долларов. Это 19 раз подряд сделало его самым богатым американцем в мире. По роду деятельности он предприниматель и общественный деятель, филантроп, один из создателей и крупнейший акционер компании Microsoft. (Билл Гейтс)[6]

  1. Швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук. Ведущий разработчик языков Модула -2, Оберон, Паскаль. (Никлаус Вирт)[7]

  1. Российский программист, один из ведущих мировых специалистов в сфере информационной безопасности. Один из основателей, основной владелец и нынешний глава компьютерной компании, названной его фамилией. (Евгений Касперский)[8]

  1. Кот в мешке. По условиям, команда выбравшая вопрос должна передать право ответа на данный вопрос одной из играющих команд - соперников. В данной категории представлены вопрос по двум темам: «Программа» и «Великие открытия». На обсуждение вопроса отводится 1 минута. Если команда правильно ответила на вопрос, то цена за вопрос вырастает в двое, если нет - то право выбора переходит к следующей команде.

«Программа» - Впишите пропущенные слова в программе.

Program Primer;

Uses … ;

… a,b: integer;

Begin

clrscr;

… (a);

… a mod 2 = 0 then b:=a+1 ... b:=a-1;

Write (b);

End.

Пропущенных слов - 5 - crt, Var, read, If , else.

«Великие открытия» - В 1962 г. в американской компании Bell Telephone Laboratories группой инженеров была создана программа, которая изначально планировалась как игра. Суть игры сводилась к противоборству двух команд, которые имели функции размножения, исследования пространства и уничтожения. Но спустя время, разработчики поняли, что они создали не игру. Что же создали разработчики? (Компьютерный вирус)[9]

  1. Она была единственным законнорожденным ребенком английского поэта лорда Байрона. По профессии она была математиком. Но в историю вошла как первый программист, который ввел в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка». (Ада Лавлейс)[10]

«Строковые функции»

  1. Функция удаления определенного количества символов из строки. (Delete)

  1. Функция вставки первой строки во вторую строку. (Insert)

  1. Функция вычисления текущей длины строки. (Length)

  1. Функция обнаружения первого появления в первой строке второй подстроки. (Pos)

  1. Функция сцепления двух и более строк. (Concat)

«Структура программы»

20. Слово, с которого начинается заголовок программы. (Program)

40. С этого служебного слова начинается раздел описаний (объявлений) программы. (Var)

60.Слово, которое указывает на конец программы или операторных скобок. (End)

80.Слово, которое указывает на начало программы. (Begin)

100.С этого служебного слова начинается раздел модулей. (Uses)

«Операторы Паскаль»

20.С помощью какого оператора Паскаль можно решить данную программу?

y = x2, если x > 0. (If - then-else - условный оператор)

40. С помощью какого оператора Паскаль можно решить данную программу?

Найти сумму чисел от 0 до 15. (For-to-do - Счетный оператор)

60. С помощью какого оператора Паскаль можно решить данную программу?

Найти сумму четных чисел. (If - then-else - условный оператор)

80.Своя игра. Своя игра. По условиям, на данный вопрос может отвечать только та команда, которая выбрала вопрос. В данной категории представлены вопрос по двум темам: «Великие открытия» и «Программа». На обсуждение вопроса отводится 1 минута. Если команда правильно ответила на вопрос, то цена за вопрос вырастает в двое, если нет - то право выбора переходит к следующей команде.

«Программа» - Впишите пропущенные слова в программе.

Program Primer;

… crt;

Var a,b: integer;

Begin

…;

… (a);

If a mod 2 = 0 … b:=a+1;

… (b);

End.

Пропущенных слов - 5 - Uses, clrscr, read, then, write.

«Великие открытия» - Этот сайт первый по популярности на территории Белоруссии, второй - в России, четвёртый - в Казахстане. Ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов. По данным за 2013 год ежедневная аудитория этой сети - более 43 миллионов человек. Что это за сеть? (Вконтакте)[11]

100. С помощью какого оператора Паскаль можно решить данную программу?

Написать программу, выводящую словесное описание выставляемым оценкам. (Оператор выбора - case of)

«Программы на Паскаль»

20.Что будет выведено в результате выполнения данной программы?

a:=5;

b:=3;

c:=a+b;

write (c);

8

  1. Что будет выведено в результате выполнения данной программы?

    a:=2;

    b:=4;

    c:=a+b/2;

    write (c);

    4

  2. Что будет выведено в результате выполнения данной программы?

    a:=5;

    b:=3;

    c:= a mod 2;

    write (c);

    5

  3. Что будет выведено в результате выполнения данной программы?

    a:=5;

    b:=3;

    c:=a div 2;

    write (c);

    2

  4. Что будет выведено в результате выполнения данной программы?

a:=5;

b:=3;

c:=a+b;

write ('a', c);

a8


Третий раунд - «Большая игра»

В финале команды сами оценивают вопрос (максимум - количество имеющихся у них баллов). Если команда отвечает верно, то к их общей сумме прибавляется данное количество баллов, если нет - отнимается.

Слово учителя: Я попрошу наше жюри подвести итоги 2-х раундов.

Слово жюри.

Слово учителя: Делайте ваши ставки команды.

Вопрос: Написать программу на языке Паскаль. Написать программу, которая может выполнить сложение, вычитание, умножение и деление двух простых чисел.

Подсказка: В программе используйте оператор выбора case of, в программе будут использованы 2 переменные целого типа, 1 переменная вещественного типа и 1 переменная символьного типа. Выбор операции осуществляется при помощи выбора знака операции.

Ответ:

Program Calc;

Uses crt;

Var a,b: integer; c: real; x: char;

Begin

Clrscr;

Write ('vvedite pervoe 4islo');

Readln (a);

Write ('vvedite znak operazii');

Readln (x);

Write ('vvedite vtoroe 4islo');

Readln (b);

Case x of

+ : c:=a+b;

- : c:=a-b;

* : c:=a*b;

/: c:=a/b;

End;

Writeln ('Otvet ', c:4:2);

End.

Слово учителя: Вот и подошла наша игра к концу. Для объявления победителей игры слово предоставляется жюри.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

  2. Используемая литература

  1. borlpasc.narod.ru/refer/2/tip.htm

  2. Схемы операторов взяты с сайтов:

- Условный оператор - life-prog.ru/view_algoritmleng.php?id=83

- Циклы с предусловием, постусловием и цикл For - zedpost.ru/38-paskal-urok-cikly-while-for-repeat.html

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Google

  2. Фотография взята с сайта ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%E9%F2%F1,_%C1%E8%EB%EB

  3. Ребусы созданы при помощи онлайн генератора ребусов rebus1.com/index.php?item=rebus_generator

  4. ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%E9%F2%F1,_%C1%E8%EB%EB

  5. ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%F0%F2,_%CD%E8%EA%EB%E0%F3%F1

  6. ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F1%EF%E5%F0%F1%EA%E8%E9,_%C5%E2%E3%E5%ED%E8%E9_%C2%E0%EB%E5%ED%F2%E8%ED%EE%E2%E8%F7

  7. ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF_%EA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0%ED%FB%F5_%E2%E8%F0%F3%F1%EE%E2

  8. ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E0%E2%EB%E5%E9%F1,_%C0%E4%E0

  9. ru.wikipedia.org/wiki/%C2%CA%EE%ED%F2%E0%EA%F2%E5

  10. Основной материал взят из учебника «Информатика» за 9 класс, авт. Ермеков Н., изд. Мектеп, Алматы, 2009г


© 2010-2022