• Преподавателю
  • Информатика
  • ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «Теория вероятности, математическая статистика и информационно – коммуникационные технологии»

ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «Теория вероятности, математическая статистика и информационно – коммуникационные технологии»

Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «Теория вероятности, математическая статистика и информационно – коммуникационные технологии»

Директор ГБОУ ЦО № 449 Методист по информатике

__________________Романенков Е.Н. Авдиенкова Л.И.


ПРОГРАММА


ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА


«Теория вероятности, математическая статистика
и информационно - коммуникационные технологии»



программа разработана учителем информатики ГБОУ ЦО №449

Панасенковой О.В.





























Москва 2010

ПРОГРАММА

ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА

«ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ, МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И

ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

7 класс



Пояснительная записка

Предлагаемая учебная дисциплина «Теория вероятности, математическая статистика и ИКТ» в 7 классе основной школы предполагает пропедевтику основных понятий, знакомство на наглядном, интуитивном уровне с вероятностно-статистическими закономерностями, построение и изучение базовых вероятностно-статистических моделей. В учебный процесс преподавания курса включены интерактивные обучающие программы и моделирующие среды. Применение информационно - коммуникационных технологий, с помощью которых можно проводить различные вероятностные опыты и статистические эксперименты, предоставляет широкие возможности для преподавателей и учеников составлять собственные разнообразные задачи, что способствует повышению интереса к предмету изучения. Наглядность и простота изложения, подчеркнутая ясность и простота формулировок большинства задач, проведение небольших практических исследований (измерений) и экспериментов для лучшего понимания природы случайной изменчивости и смысла вероятности должны способствовать усвоению простых, но принципиально новых для учащихся понятий, росту интереса учащихся к математике в целом, формированию современного мировоззрения и умения ориентироваться в изменчивом информационном мире.

Целевое назначение учебной дисциплины

Изучение данного предмета на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний по теории вероятности и статистике, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность для преодоления трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), способствующих развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике и информационным технологиям как к части общечеловеческой культуры, понимания значимости этих дисциплин для научно-технического прогресса.




Организация учебного процесса

Обучение указанной дисциплине проводится в виде теоретических и практических занятий. В процессе теоретических занятий сообщаются основные понятия соответствующего раздела курса, описываются способы доказательств, решаются задачи. Практические занятия проводятся в кабинете информатики: учащимся предоставляется возможность выполнять компьютерные самостоятельные работы, проводить индивидуальные исследовательские работы с компьютерной моделью, в ходе которых они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности. Учащиеся, таким образом, должны приобрести навыки оптимального использования персонального компьютера как обучающего средства.

В ходе индивидуального компьютерного опроса осуществляется закрепление изучаемого материала. В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов

В результате изучения материала учащиеся 7-го класса должны:

  • уметь уверенно вводить и искать нужную информацию в таблице;

  • выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы;

  • уметь строить столбиковые, круговые и диаграммы рассеивания по имеющимся данным;

  • понимать, что столбиковые диаграммы удобнее применять для изображения абсолютных величин, а круговые - для изображения долей целого;

  • знать, что такое среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения набора чисел, уметь их вычислять;

  • понимать, что большинство реальных физических величин подвержено случайной изменчивости;

  • уметь указывать приблизительно меру точности измерения масс различных величин и обосновывать свою точку зрения;

  • уметь приводить примеры случайных событий;

  • знать, что такое частота события, что при увеличении числа опытов частота приближается к вероятности.

Данный курс рассчитан на обучение с обязательным применение компьютера, поэтому в области информационно - коммуникационных технологий учащиеся 7-х классов должны уметь:

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • вводить информацию с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

  • производить вычисления с помощью электронных калькуляторов;

  • вводить в электронные таблицы числа, формулы и текст;

  • осуществлять сортировку и поиск данных;

  • в электронных таблицах строить диаграммы и графики;

  • сохранять информацию на диске, загружать ее с диска, выводить на печать;

  • знать о требованиях к организации рабочего места, соблюдать правила техники безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Содержание учебной дисциплины

Данная программа по предмету «Теория вероятности, математическая статистика и ИКТ» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Образовательная программа базируется на учебном пособии, написанном авторским коллективом под руководством профессора Ю.Н. Тюрина. Это пособие объединяет весь материал, относящийся к темам теории вероятностей и статистики для изучения в школе. Пособие можно разбить на три больших раздела, состоящих из 13 глав:

  • статистика (главы I - IV);

  • события и их вероятности (главы V - IX);

  • испытания Бернулли и случайные величины (главы X - XIII).

Раздел «Статистика» посвящен представлению данных, описательной статистике и понятию изменчивости и изменчивых величин. Этот материал предполагается для изучения в 7 классе при трехгодичном планировании материала. Тема «Введение в теорию вероятностей» (главы V - VI), посвященная интуитивным представлениям о случайном событии и его вероятности, а также математическому описанию случайных явлений, также рассматривается в 7 классе. Эта тема логически вытекает из предшествующей ей темы случайной изменчивости и закладывает основу для дальнейшего более обстоятельного обсуждения сложных понятий теории вероятностей в последующих классах.

Тематическое планирование учебного материала

Вариант планирования для 7 класса (1ч. в неделю, всего 19 часов)


№ урока

Теоретический материал

ИКТ-поддержка

Количество
часов

7 класс (1ч. в неделю, всего 19 часов)

1

Введение в круг вопросов теории вероятностей и мат. статистики

Техника безопасности

1

Тема 1. Представление данных (таблицы, диаграммы)

2

Статистические данные в таблицах

Компьютер как инструмент решения вероятностных и статистических задач. Обзор программных средств

1

3

Поиск информации в таблицах

Знакомство с пакетом Excel

1

4

Вычисления в таблицах

Базовые методы работы с электронными таблицами.

Практическая работа.

1

5

Таблицы с результатами подсчетов

Базовые методы работы с электронными таблицами.

1

6

Таблицы с результатами измерений

Базовые методы работы с электронными таблицами.

Практическая работа.

1

7

Столбиковая диаграмма

Диаграммы в Excel. Построение столбиковых диаграмм.

1

8

Круговая диаграмма

Построение круговых диаграмм в Excel.

Практическая работа.

1

9

Диаграмма рассеивания

Построение точечных диаграмм средствами электронных таблиц.

1

Тема 2. Описательная статистика и случайная изменчивость

10

Среднее значение

Статистические функции в электронных таблицах.

Работа с интерактивной моделью «Бросание монеты»

1

11

Медиана

Статистические функции в электронных таблицах.

1

12

Наибольшее и наименьшее значение. Размах

Статистические функции в электронных таблицах.

Практическая работа.

1

13

Отклонения

Доп. методы работы с графикой в Excel

1

14

Дисперсия

Работа с интерактивной моделью «Стрельба из лука»

1

15

Примеры случайной изменчивости

Знакомство с программой «Калькулятор» Windows

1

16

Рост человека

Использование программы «Калькулятор» в «научном» режиме

1

17

Точность измерений

Использование «Калькулятора» для решения простейших задач статистики.
Самостоятельная работа.

1

18

Контрольная работа

1

19

Резерв времени

1

Рекомендуемая литература

  1. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А., Высоцкий И.Р., Ященко И.В. Теория вероятностей и статистика. Учебное пособие. М.:изд-во МЦНМО АО «Московские учебники», 2004.

  2. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А., Высоцкий И.Р., Ященко И.В. Теория вероятностей и статистика. Учебное пособие для учителей. М.:изд-во МЦНМО МИОО, 2005.

  3. Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика. Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: изд-во «Дрофа», 2002.

  4. Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика 5-9. Электронное учебное пособие на CD- ROM. М.: изд-во «Дрофа», 2002.

  5. Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность. М.: изд-во «Просвещение», 2005.

  6. Мордкович А.Г., Семенов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. М.: изд-во «Мнемозина», 2004.

  7. Туренова Е.Л. Теория вероятностей. Мультимедийный учебный курс. Томск, ИДО ТГУ.

5


© 2010-2022