- Преподавателю
- Информатика
- Мероприятие по Excel ссылки
Мероприятие по Excel ссылки
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Стеклянникова Н.В. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема урока «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки»
Цели урока:
Образовательные
-
научить использовать в формулах адрес клетки (относительный, абсолютный, смешанный);
-
продолжать совершенствовать навыки работы в программе Excel;
-
повторение операций копирования, изучение особенностей этих операций при применении принципа абсолютной адресации;
-
повторение правил ввода данных в ячейки Excel;
Развивающие
-
развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности мышления, навыков работы на ПК;
-
познавательного интереса;
-
формирование информационной культуры, потребности в приобретении и применении знаний;
Воспитательные
-
воспитание появления настойчивости в завершении задания;
-
привитие учащимся навыков самостоятельной работы.
План урока.
-
Организационный момент.
-
Повторение пройденного материала.
-
Практическая работа.
-
Объяснение нового материала.
-
Закрепление изученного материала.
-
Домашнее задание.
-
Рефлексия.
-
Итог урока.
Ход урока.
-
Организационный момент.
- Здравствуйте, дети и уважаемые коллеги. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке и предлагаю вам продолжить изучение электронных таблиц и более подробно познакомиться с одним из разделов этой темы. Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках, чтобы подготовиться к проверке домашнего задания? (ответы учеников) В качестве проверки домашнего задания я предлагаю вам выполнить тест.
-
Повторение пройденного материала.
1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа - это:
-
ячейка;
-
строка;
-
столбец;
-
формула.
2. В электронной таблице ячейкой называют:
-
горизонтальную строку;
-
вертикальный столбец;
-
курсор- рамку на экране;
-
пересечение строки и столбца.
3. В электронной таблице невозможно удалить:
-
строку;
-
столбец;
-
содержимое ячейки;
-
имя ячейки.
4. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:
-
18D;
-
К13;
-
34;
-
АВ.
5. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:
-
DF;
-
F12;
-
АБ;
-
113.
6. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:
-
11D;
-
F12;
-
АБ3;
-
В1А.
7. В ячейке электронной таблицы не может находиться:
-
число;
-
текст;
-
лист;
-
формула.
8. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что:
-
формула записана с ошибкой;
-
в формуле есть ссылка на пустую клетку;
-
в формуле есть циклическая ссылка;
-
столбец недостаточно широк.
9. Содержимое текущей (выделенной) ячейки отображается:
-
в поле имени;
-
в строке состояния;
-
в строке формул;
-
в пункте "Вид" текстового меню.
10. Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?
-
по центру;
-
по центру выделения;
-
по правому краю;
-
по левому краю.
Тест
II вариант
1. Электронная таблица - это
-
прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных
-
прикладная программа для обработки кодовых таблиц
-
устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме
-
системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц
2. Электронная таблица предназначена для:
-
обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц
-
упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных
-
визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах
-
редактирования графических представлений больших объемов информации
3. Электронная таблица представляет собой
-
совокупность нумерованных столбцов и поименованных буквами латинского алфавита строк
-
совокупность нумерованных строк и поименованных буквами русского алфавита столбцов
-
совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов
-
совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом
4.Строки электронной таблицы
-
именуются пользователями произвольным образом
-
обозначаются буквами русского алфавита
-
обозначаются буквами латинского алфавита
-
нумеруются
5. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:
-
DF;
-
K2;
-
АБ;
-
213.
6. Выражение 5(A2+C3):3(2B2-3D3) в электронной таблице имеет вид
-
5(A2+C3)/3(2B2-3D3)
-
5*(A2+C3)/3*(2*B2-3*D3)
-
5*(A2+C3)/(3*(2*B2-3*D3))
-
5(A2+C3)/(3(2B2-3D3))
7. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы
-
C3+4*D4
-
C3=C1+2*C2
-
A5B5+23
-
=A2*A3-A4
8. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов #ДЕЛ/О!, то это означает, что:
-
в процессе вычисления формулы осуществляется деление на нуль;
-
в формуле есть ссылка на пустую клетку;
-
в формуле есть циклическая ссылка;
-
столбец недостаточно широк.
9. В электронной таблице ячейкой называют:
-
горизонтальную строку;
-
вертикальный столбец;
-
курсор- рамку на экране;
-
пересечение строки и столбца.
10. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =А1+B1:
-
20
-
15
-
10
-
30
Ключ теста: I вариант 1443123433
II вариант 1134124144
-
Сообщение темы и целей урока.
Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, что я сегодня на доске не обозначила тему урока. Я сделала это намеренно. Мы сейчас проведём тестовую работу. При условии правильного её выполнения вы сами определите тему нашего сегодняшнего урока.
Итак,
-
Какой вид будет иметь в ячейке С2 формула для нахождения расстояния?
-
=V*T (Л)
-
=A2*B2 (С)
-
=60*3 (К)
-
A2*B2 (М)
-
В ячейке D2 записана формула: =A2*(B2+C2). Ее скопировали в ячейку D3. Какое значение будет выведено в ячейке D3?
-
56 (П)
-
50 (С)
-
33 (А)
-
20 (Е)
3. В ячейке B1 записана формула =2*A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B1 скопируют в ячейку C1?
-
=2*B1 (Ы);
-
=2*A2 (Е);
-
=3*A2 (А).
4. Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?
A
C
D
1
5
2
4
2
10
1
6
-
6 (Т);
-
14 (Д);
-
16 (М);
-
24 (Л).
5. В ячейке D7 записана формула: (С3+C5)/D6. Как она изменится при переносе этой формулы E8?
-
(С3+C5)/D6 (Л);
-
(С3+C5)/E6 (Р);
-
(D4+D6)/E7 (К);
-
(С4+C6)/D7 (С).
6. Сколько ячеек содержит диапазон D4: E5 в электронной таблице:
-
4 (И);
-
8 (А);
-
9 (Е);
-
10 (Ы).
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки в Excel».
Открываем тетради и записываем число и тему урока.
На этом уроке вы научитесь использовать в формулах абсолютный адрес ячейки, изучите особенности операции копирования при применении принципа абсолютной адресации.
-
Практическая работа.
Перед тем, как познакомить вас с основными понятиями данной темы ( абсолютной, относительной и смешанной ссылки), предлагаю выполнить одно задание. У нас есть таблица средней зарплаты учителя в долларах в 2011 году, и есть зарплата учителя в рублях в 2012 году. Вся проблема в том, что в текущем году учителям платят в рублях (надо перевести в рубли), а в будущем году президент пообещал платить в долларах (перевести в доллары).
Вычислить зарплату в рублях:
Учитель предлагает ученику найти на рабочем столе документ "Зарплата" и решить задачу самостоятельно на интерактивной доске. Как правило верный ответ обучающие получить не могут, так как по аналогии с предыдущими задачами в ячейку С3 заносят формулу =В3*В1, а затем ее скопируют в остальные ячейки. Просматривая скопированные формулы, обучающиеся обращают внимание, что только одна ссылка должна изменяться, вторая же должна оставаться без изменения. Как этого добиться? Это мы сейчас и выясним в ходе изучения новой темы.
-
Объяснение нового материала.
Часто говорят: "Всё относительно!". И это правда. Вот, в данный момент вы сидите и относительно стула никуда не перемещаетесь, но относительно солнца - вы летите по кругу, да ещё вращаетесь вокруг оси вместе с планетой.
Может возникнуть вопрос: "Причем здесь информатика в целом и Excel в частности. А ведь я вам много раз говорила, что вся наша жизнь - это сплошная информатика с её алгоритмами: ветвящимися, когда вы делаете выбор, и циклическими, когда одно и тоже повторяется несколько раз (например, каждый будний день вы ходите в школу). А всё это ради чего? Не станем устраивать анкетирование и выяснять, для чего вы ходите в школу. Мой ответ за вас - ради знаний - информации. А как можно много знать если не раскладывать по полочкам?! Сделаем первый вывод - большие объемы информации для лучшего хранения и использования должны быть систематизированы, т.е. "разложены по полочкам", что и позволяет сделать Excel.
Наш класс выглядит как таблица Excel. Скажите что здесь относительное и что абсолютное.
(Учащиеся перечисляют объекты, людей, которые могут быть и относительными и абсолютными одновременно.
Например, ссылка - это обращение. Ссылка на Александра Николаевича, это абсолютная ссылка, а ссылка на учителя - относительная, т.к. в данный момент в классе несколько учителей. Ссылка на имя ученика - это относительная ссылка, а имя и фамилия - (почти всегда) - абсолютная. Ссылка - слева, справа - относительна. Должна быть привязка в одному из желательно по двум свойствам к абсолютному объекту…)
Ссылки
Формула может содержать ссылки, то есть адреса ячеек, содержимое которых используется в вычислениях. Это означает, что результат вычисления формулы зависит от числа, находящегося в другой ячейке. Ячейка, содержащая формулу, таким образом, является зависимой. Значение, отображаемое в ячейке с формулой, пересчитывается при изменении значения ячейки, на которую указывает ссылка.
Ссылку на ячейку можно задать разными способами. Во-первых, адрес ячейки можно ввести вручную. Другой способ состоит в щелчке на нужной ячейке или выборе диапазона, адрес которого требуется ввести. Ячейка или диапазон при этом выделяются пунктирной рамкой.
Абсолютная и относительная адресация.
Относительные ссылки имеют вид А1, С5 и в формулах используются для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула. При копировании формулы ссылки изменяются на один шаг вправо и вниз.
Абсолютные ссылки в формулах используются для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании формулы абсолютные ссылки не изменяются. Перед неизменяемыми значениями адреса ячейки ставится знак доллара (например $A$1)
Ссылки вида $A1, D$2 - называются смешанными. При копировании изменяется та часть перед которой не стоит знак доллара.
(на слайдах записаны определения относительной, абсолютной и смешанной ссылок, дети переписывают определения в тетрадь)
Учитель раздает обучающимся теоретический материал.
В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действие относительной ссылки для того, чтобы при копировании формулы адрес ячейки не изменялся. Этот процесс называют замораживанием. Для этого перед именем столбца и номером строки устанавливается значок $. Например: $С$2. Возможно сочетание абсолютной и относительной ссылки. Смешанная ссылка закрепляет адрес ячейки по одному параметру и изменяет его по другому. Например: $В2 или B$3. Закрепляемая часть обозначается значком $, а другая часть без значка . Для автоматического изменения вида ссылок необходимо использовать клавишу F4.
Изучив теоретический материал, обучающиеся решают задачу заново. Учитель контролирует работу обучающихся и затем демонстрирует результат в режиме проверки формул.
-
Закрепление изученного материала.
В ячейке D2 записана формула: =A2*($B$2+C2). Ее скопировали в ячейку D3. Какой вид будет иметь формула в ячейке D3?
На экране появляется текст - задание, фрагмент электронной таблицы и три варианта ответов. Верный ответ перемещается в ячейку D3. (Все действия анимированы, изменяются по щелчку мыши).
Решение задачи "Таблица умножения".
Учитель предлагает найти на рабочем столе документ "Таблица умножения" и решить задачу самостоятельно и используя управляющую кнопку "Выполнить" открывает аналогичный документ. Учитель контролирует работу обучающихся. Решения могут быть различными: использование в формуле абсолютной и относительной ссылки =B2*$A$3 или =$B$2*A3 позволит автоматизировать процесс заполнения таблицы умножения при копировании только по вертикали (в первом случае) или только по горизонтали (во втором случае). Для заполнения оставшихся ячеек потребуется дополнительный ввод соответствующих формул с последующим копированием. Следует обратить внимание обучающихся, что рациональнее ввести в ячейку В3 формулу =B$2*$A3 и скопировать на весь диапазон ячеек.
-
Домашнее задание.
Домашнее задание. Учитель комментируя раздает обучающимся листки с домашним заданием.
Вариант №1.
1. В ячейке B2 записана формула =$D$1 - 3 (значение в ячейке условно не показано):
A
B
C
D
E
1
10
6
5
3
2
6
12
4
3
14
2
5
4
5
Ее скопировали в ячейку A3. Какое значение будет выведено в ячейке A3?
2. В ячейке H10 записана формула =C$5*F5. Ее скопировали в ячейку E7. Какой вид будет иметь формула в ячейке E7?
Вариант №2.
1. В ячейке B2 записана формула =$А$1+100 (значение в ячейке условно не показано):
A
B
C
D
E
1
2
7
1
3
5
11
2
4
15
21
3
5
3
15
Ее скопировали в ячейку С4. Какое значение будет выведено в ячейке С4?
2. В ячейке D5 записана формула =$D4+C4. Ее скопировали в ячейку F7. Какой вид будет иметь формула в ячейке F7?
II. Придумать таблицу, в которой для расчета необходимо применить именно абсолютный адрес ячейки. Таблица должна содержать не менее трех столбцов и пяти строк.
-
Итог урока.
Вопрос учителя
О каких возможностях электронных таблиц вы сегодня узнали? Нужно ли, вообще, эту тему изучать в курсе информатики? Как и где нам может пригодиться знания по данной теме?
Ответы учеников.