Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

В данном материале представлена разработка урока по теме "Хранение информации" (5 класс) по учебнику Босовой Л. Л., а также фрагменты презентации к данному уроку .Решаемые учебные задачи: 1) раскрыть суть информационного процесса хранения информации; 2) углубить и систематизировать представления о носителях информации; 3) рассмотреть понятия файла и папки; 4) восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке. Основные понятия, рассматриваемые на уроке:информация;действия с информац...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №21 г. Шахты Ростовской области


346504, г. Шахты, Ростовская обл., ул. Садовая, 17, тел. 8 (8636)22-56-25, e-mail:zsсhool - [email protected]





Разработка урока информатики

по теме: «Хранение информации»

5 класс




Автор: Коневская Марина Алексеевна











Урок по теме «Хранение информации».

Предмет: информатика.

Класс: 5.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Планируемые образовательные результаты:

предметные - общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации;

метапредметные - понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве;

личностные - понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

1) раскрыть суть информационного процесса хранения информации;

2) углубить и систематизировать представления о носителях информации;

3) рассмотреть понятия файла и папки;

4) восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

информация;

действия с информацией;

хранение информации;

память: память человечества; память человека; оперативная (внутренняя) память; долговременная (внешняя) память;

носитель информации; файл; папка.

Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация; ПК учащихся, учебник, рабочая тетрадь.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Итак, я хотела бы увидеть, как хорошо вы помните ранее изученный нами материал. И предлагаю это сделать с помощью игры «Да - нет». Условия игры такие: на экране будут последовательно появляться вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет». Поднимаем карточки. Красная карточка-ДА, синяя -НЕТ.

  1. Актуализация знаний.

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Слайд 1 - 20. Игра «Да - нет».

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Выставили себе оценку в листке «Самоконтроля»

Объявление темы урока.

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Слайд 21 - 22. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таким информационным процессом, как хранение информации. Узнаем о многообразии носителей информации, а также поговорим о файлах и папках, в которых хранятся программы и данные на устройствах долговременной памяти. На нашем уроке есть гости которые тоже хотели бы узнать много нового о хранении информации. Это МУДРАЯ СОВА и кузнечик КОМП.

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)


  1. Изучение нового материала.

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Слайд 23. Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память - самый первый инструмент хранения информации.

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Существует память отдельного человека и память человечества, содержащая все знания, накопленные людьми, которыми мы можем воспользоваться.

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Слайд 24. Хранение информации - процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации.

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Слайд 25. Например, фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Слайд 26. Звуковую информацию люди изначально передавали с помощью устной речи, например, напевами. Позднее звуковую информацию стали передавать с помощью записи нот. А в 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука - фонограф.

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность танцы, жесты, пантомиму и т.д.

Слайд 27. Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию.

Слайд 28.Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти - «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочник, энциклопедии и другие носители информации - внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.

Слайд 29.Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Носителем информации можно назвать любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации. В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы.

Слайд 30.Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Мы с вами уже знаем, что информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером, называется данными. Так вот данные, а также программы хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, программа, таблица, рисунок и т.д. Файл - это информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем. Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Имя файлу придумывает тот, кто его создаёт. Расширение обычно автоматически задаётся программой, в которой вы работаете. Почти всегда расширение состоит из трёх букв латинского алфавита. Расширение от имени отделяется точкой.

Слайд 31.Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

На каждом компьютерном носителе информации может храниться огромное количество файлов. Чтобы не возникало путаницы, файлы по определённым признакам группируют в папки. Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка, расположенная внутри папки).

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Слайд 32. Физкультминутка. Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Дорогие ребята, а сейчас закройте глаза и представьте себе белый лист, на котором каждый из вас чёрным фломастером выводит своё имя. В конце ставим точку и внимательно на неё смотрим. Точка начинает превращаться в птицу и улетает. И мы с вами летим за этой птицей. Молодцы! Глазки отдохнули, ручки размяли, значит, можем продолжать наш урок.

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

  1. Проверка усвоения материала.

Слайд 33.

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)Ребята, давайте с вами подумаем, какие из этих объектов можно отнести к внешней памяти человека или компьютера. (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).

Слайд 34. Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

А сейчас я попрошу вас указать те предметы, которые НЕ являются информационными носителями информации. (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).

Обратите внимание на доску. Я попрошу выйти к доске ... Тебе необходимо составить пары, то есть для каждого примера информации из левого столбика надо подобрать соответствующий носитель информации из правого столбика. Все остальные выполняют это задание в Рабочих Тетрадях на стр.41 №58.

Поставьте себе оценку в листах «Самоконтроля»

  1. Компьютерный практикум

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)(слайд 35).

Сегодня мы с вами научимся создавать файлы и сохранять их в личной папке. Прежде чем приступить к выполнению задания, напоминаю вам, что сначала мы внимательно читаем то, что написано и только потом выполняем. А сейчас займите свои рабочие места, закреплённые за каждым из вас.

  1. Итог урока. Выставление оценок (слайд 36).Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)

Самое главное: Существует память отдельного человека и память человечества.

Память человека можно назвать оперативной памятью, а любые внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.

Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.

Файл - это информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем.

Файлы по определённым признакам группируют в папки.

Выставите себе оценки в листах «Самоконтроля».

Сегодня за урок получили оценки:...

  1. Домашнее задание (слайд 37). § 5 , РТ: № 55, 59, 63, 64, 67.

  2. Если останется время, то можно выполнить дополнительные задания Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)9).

Разработка урока на тему Хранение информации (5 класс)
























Приложение 1.

Задание для практической работы.

  1. Откройте текстовый редактор Блокнот.

  2. Наберите текст: Блокнот - простой текстовый редактор.

  3. Выполните команду Файл - Сохранить как.

  4. В открывшемся окне выберите папку Рабочий стол - папку Ученик - папку 5а и откройте её двойным щелчком.

  5. В поле Имя файла введите имя документа Вариант 1 и щёлкните по кнопке Сохранить.

  6. В тексте начните новый абзац, нажав клавишу Enter, и наберите следующее предложение: Блокнот чаще всего используется для просмотра и редактирования текстовых файлов.

  7. Выполните команду Файл - Сохранить как и сохраните новый документ в личной папке под именем Вариант 2.

  8. Закройте документ.

  9. Откройте папку 5а в папке Ученик и проверьте наличие двух документов - Вариант 1 и Вариант 2.













Список литературы и Интернет-ресурсов:

1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

4. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php

5. Методические рекомендации по проведению уроков информатики в 5 классе metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/mp-5kl-fgos.pdf

25



© 2010-2022