Методические рекомендации для самостоятельной работы

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«ВАЛУЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ»















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ИНФОРМАТИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ


















Валуйки 2015

Автор-составитель: Страхова О.В. -

преподаватель

информатики

ОГАПОУ «Валуйский

колледж»


Рецензенты: Жук Н.М. -

Зав. отделением

информационных систем

ОГАПОУ

«Алексеевский колледж»


Методические рекомендации для самостоятельной работы предназначены для студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) с целью освоения общих и профессиональных компетенций.

Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Информатика и программирование».


Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине


Организация самостоятельной работы обучающихся является одним из важнейших вопросов в условиях реализации компетентностной модели образования. Это связано не только с увеличением доли самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как жизненной стратегии личности. Мотивация к непрерывному образованию, общекультурные и профессиональные компетенции становятся необходимым ресурсом личности для успешного включения в трудовую деятельность и реализации своих жизненных планов. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Усиление роли самостоятельной работы обучающихся означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в колледже, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, овладевать способами адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Студентоориентированная направленность среднего образования подразумевает широкое участие обучающихся в образовательном процессе, возможность реализации их академических свобод, переход от коллективной к индивидуальной форме обучения, повышение ответственности за результаты.

Под самостоятельной работой обучающихся сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению основной образовательной программы среднего профессионального образования, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата.

Самостоятельная работа проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

- формирования общих и профессиональных компетенций;

- развитию исследовательских умений.

В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:

- аудиторная по дисциплине (выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию)

- внеаудиторная по дисциплине (выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия).

Детализация и доведение до студентов методических рекомендаций по освоению учебного материала в ходе практических занятий и во время самостоятельной работы, выполнению контрольных и лабораторных работ по дисциплине осуществляется преподавателем.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Информатика и программирование» предполагает:

- выполнение индивидуальных заданий под контролем преподавателя;

- консультации преподавателей-лекторов и преподавателей, ведущих практические и лабораторные занятия;

- освоение дополняющих лекции сведений по литературным источникам;

- подготовка рефератов, докладов и электронных презентаций по отдельным разделам дисциплины;

- подготовка к экзамену или зачёту.

Примеры тем реферата:

  1. Информация и ее свойства. Виды информации. Единицы измерения информации.

  2. Классификация персональных компьютеров.

  3. Файловые менеджеры.

  4. Архивация группы файлов.

  5. Структура и состав персонального компьютера, и их технические характеристики.

  6. Устройства ввода информации в ПК, их классификация, принцип действия и основные характеристики.

  7. Внешние запоминающие устройства ПК, их принцип действия и основные характеристики.

  8. Оперативная память ПК, виды, назначение и основные характеристики.

  9. Микропроцессоры ПК, их назначение и характеристики.

  10. Накопители информации на гибких и жестких магнитных дисках, принцип действия, классификация и технические характеристики.

  11. Накопители информации на компакт-дисках, принцип действия, классификация и технические характеристики.

  12. Видеомониторы и видеоадаптеры ПК и их основные характеристики.

  13. Принтеры, их виды и основные характеристики.



Требования к оформлению реферата

Реферат оформляется средствами текстового процессора Word. К оформлению реферата предъявляются следующие требования:

1. Реферат представляется в распечатанном и электронном виде и должен содержать не менее 10 страниц формата А4, включая титульный лист. Параметры страниц:

- верхнее и нижнее поле по 2,5 см;

- левое поле - 3 см;

- правое поле - 1,5 см.

2. Реферат должен раскрывать тему и включать:

- титульный лист и двух или трехуровневое оглавление после титульного листа с перечнем страниц;

- таблицу Word с вычисляемыми полями (индивидуально);

- рисунки, в т.ч. копии экрана, поясняющие текст (обязательно);

- научную формулу (индивидуально);

- рисунок блок-схемы, выполненный с помощью графического редактора Word;

- фрагменты текста, выделенные цветом и границами.

3. Параметры всех абзацев в тексте:

- выравнивание - по ширине;

- отступ красной строки - 1, 25 см;

- межстрочный интервал - 1,5;

- интервалы до и после абзаца - 0 линий.

4. В тексте должны иметься:

- элементы автотекста;

- закладки;

- гиперссылки;

- сноски, примечания;

- абзацы-списки, выделенные маркером.

- гарнитура шрифта текста -Times New Roman. Кегль шрифта -14 пунктов. Заголовки разделов должны иметь полужирный шрифт.

5. Встроенные в текст объекты должны обтекаться текстом.

6. Текст не должен содержать орфографических ошибок.

7. Правая граница текста должна быть выровнена за счет переноса слов. Интервалы между словами должны быть сокращены до минимума за счет использования "мягких" переносов.

8. Каждая страница, начиная со второй, должна иметь верхний и нижний колонтитулы. Верхний колонтитул должен содержать номер страницы, фамилию студента и тему реферата. Нижний колонтитул - имя файла, содержащего реферат, и дату его создания.

9. Обязательно наличие глоссария с гиперссылками из текста.

10. Последний лист реферата - список используемых источников, как печатных, так и электронных (адреса).


Требования к содержанию и виду электронной презентации:

  1. Электронная презентация должна содержать не менее 10 слайдов, которые последовательно раскрывают тему в соответствии с выбранным вариантом.

  2. Электронная презентация должна обязательно содержать слайд - «титульник» с темой и автором презентации, а также слайд - «содержание», расположенный в конце или в начале презентации с кнопками или гиперссылками перехода на другие слайды.

  3. На одном из слайдов должна быть помещена диаграмма, раскрывающая рассматриваемую тему.

  4. В презентацию должны быть помещены рисунки или фотографии, иллюстрирующие описываемую в реферате тему.

  5. Для каждого из слайдов, а также его объектов необходимо предусмотреть разнообразные способы их проявления на экране (анимацию).

  6. На слайдах должны иметься таблицы, текст, списки, графики, рамки. Все слайды должны быть художественно оформлены с использованием единого стиля.

  7. Презентация должна быть подготовлена для автоматического показа с предварительной настройкой времени отображения каждого слайда не более 10 секунд.

  8. Презентация должна быть сохранена в двух форматах .ppt и .pps

  9. На одном из слайдов должны быть описаны источники, используемые для реферирования.


Самостоятельная работа студентов при изучении нового материала

Работу по формированию умений, обеспечивающих самостоятельное изучение студентом нового материала, нужно начинать на уроке. Можно предложить группе самостоятельно изучить тот или иной материал учебника. Для проведения такой работы, во-первых, преподаватель должен быть убежден, что каждый студент готов к ней, во-вторых, студент должен знать, что конкретно он должен знать и уметь после проведения этой работы. Системой предварительных заданий, устных и письменных упражнений преподавателю следует подготовить необходимую базу, обеспечивающую самостоятельность в этой работе. Специальные вопросы и задания, ориентирующие студентов и ведущие к конечной цели данной работы, заранее можно написать на доске (или проецировать на экран). При наличии вопросов в учебнике можно просто указать, на какие вопросы студент должен уметь ответить, изучив данный материал. Среди вопросов к работе можно предлагать и такие, ответа на которые непосредственно нет в учебнике, и поэтому требуются некоторые размышления студента. Возможно, не все студенты сумеют ответить на них. Однако, каждая самостоятельная работа по изучению нового материала должна обязательно завершаться проверкой понимания изученного. Желательно, чтобы самостоятельно изученный на уроке материал был и закреплен здесь же. В этом случае дома его придется повторять лишь отдельным студентам, и перегрузки домашними заданиями не будет. Вопрос о том, сколько времени придется тратить на выполнение домашнего задания, во многом зависит от того, как понят студентом материал на уроке и как он закреплен. А это, в свою очередь, обеспечивается наличием у студентов умений и навыков самостоятельной работы и навыков учебного труда.

Необходимо рационально выделить материал для самостоятельного изучения в сочетании с другими формами работы.


© 2010-2022