Статья РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль внеурочной работы в развитие информационной компетентности студентов


Юдина Ю.Ю.преподаватель информатики

ГБОУ СПО Тольяттинский индустриально-педагогический колледж


Результатом деятельности образовательного учреждения стала не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Одной из приоритетных компетенций для меня, как преподавателя информатики, является информационная, так как владение современными средствами информации и информационными технологиями являются основными в современном мире.

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Информационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать, анализировать нужную информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ.

Способствовать успешному освоению информационных компетенций во внеурочной деятельности мне помогают такие формы работы как:

- Проведение недели общеобразовательных дисциплин;

- Проведение внеклассных мероприятий;

- Участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах.

В процессе внеурочной деятельности по подготовки недели общеобразовательных дисциплин в прошлом учебном году студенты первого курса готовили презентации на тему «Моя будущая профессия». В результате работы студенты научились искать информацию в Интернете, выделять главное, освоили правила создания презентаций, подготовили доклады и выступление.

Студент группы А-122 Гайнов Максим стал победителем городской олимпиады по Информатике и ИКТ среди студентов СПО. Углубленное изучение предмета повышает интерес к предмету, и дает возможность студенту быть тьютером на практических занятиях по информатике и информационным технологиям.

Студенты колледжа принимали активное участие в научно-практических конференциях различного уровня. Участие в научно-исследовательской работе формирует и развивает творческий потенциал студентов, помогает систематизировать усвоенные знания, формирует навыки самоконтроля, повышает мотивацию к обучению.

Конечной целью внеурочной работы является использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Внеурочная работа дает возможность сформировать у обучающихся основные компетенции:

Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Проведение экспериментов.

2. Работа с литературой.

3. Фотографирование объектов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в литературных источниках.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

3. Использование информации из Интернета.

4. Создание презентации.

5. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции.

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

3. Выступление с сообщением.

4. Взаимоконтроль

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

Внеурочная работа позволит решить следующие цели обучения:

1. Освоение и систематизация знаний- формирование компетентности в сфере информационно-аналитической деятельности.

2. Приобретение опыта создания и преобразования информационных объектов различного вида с помощью современных информационных технологий- формирование технологической компетентности.

3. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувства ответственности за принимаемое решение- формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.

При планировании внеурочной деятельности необходимо учитывать отрицательные воздействия и недостатки.

- Возрастание эмоциональной нагрузки студентов и педагогов в режиме работы колледжа (проведение дополнительных и индивидуальных занятий во второй половине дня).

-Снижение активности родителей и социальных партнеров в работе по оказанию помощи обучающимся в подготовке проектных и исследовательских работ.

-Отсутствие методик диагностики результатов деятельности педагогов и обучающихся.

© 2010-2022