- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 11 класс
Рабочая программа по информатике 11 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кедров В.В. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Байтеряковская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
На заседании ШМО
Руководитель
___________ Лобанова Г.М.
Протокол № ___ от
«____»____________2014 г.
«Принято»
На заседании педагогического совета школы
Протокол № ____ от
«____» ______________ 2014 г.
«Утверждено»
Директор Байтеряковской СОШ
_____________С.А.Шушпанов.
Приказ № ___ от
«___»_______________2014 г.
Рабочая программа
по Информатике и ИКТ
11 класс, базовый уровень /34 часа/
2014-2015 учебный год
Составитель:
Кедров Валерий Владимирович
учитель информатики и ИКТ
Байтеряково
2014г.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и авторской программы И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Данный курс является общеобразовательным курсом базового уровня и рассчитан на изучение учащимися 11 классов в течении 34 учебных часов из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
Общая характеристика учебного предмета.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся - гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
-
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
-
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
-
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
-
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
-
линию информации и информационных процессов;
-
линию моделирования и формализации;
-
линию информационных технологий;
-
линию компьютерных коммуникаций;
-
линию социальной информатики.
Цели и задачи изучения курса:
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи изучения курса:
-
Мировоззренченская задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
-
Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.
-
Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.
-
Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. Выделяемого учебным планом времени для его усвоения (1 час в неделю) недостаточно. Для разрешения этого противоречия планируется активно использовать самостоятельную работу учащихся с учебником. В качестве контрольных (домашних) заданий используются вопросы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение заданий целесообразно оформлять письменно.
Методика обучения должна быть в большей степени ориентирована на индивидуальный подход. Следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью следует использовать резерв самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а также резерв домашнего компьютера.
Учебно - тематический план
-
№
Тема
Количество часов
Всего
Теории
Практики
1
Технология использования и раз- работки информационных систем
24
6
15
2
Технология информационного моделирования
7
2
4
3
Основы социальной информатики
3
3
-
ИТОГО
34
11
19
Содержание
-
Технология использования и разработки информационных систем - 24 часа.
Понятие и типы информационных систем. Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Г ипертекстовое представление информации. Интернет как глобальная информационная система. Web-сайт - гиперструктура данных. Геоинформационные системы. Поисковые информационные системы. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
-
Технология информационного моделирования - 7 часов
Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.
-
Основы социальной информатики - 3 часа
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
знать/понимать
-
назначение информационных систем, состав информационных систем, разновидности информационных систем
-
что такое гипертекст, гиперссылка, средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)
-
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета
-
основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP- протокол, URL-адрес
-
основы поиска информации
-
какие существуют средства для создания web-страниц, в чем состоит проектирование web- сайта
-
что такое ГИС, области приложения ГИС, как устроена ГИС, приемы навигации в ГИС
-
что такое база данных (БД), какие модели данных используются в БД
-
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
-
определение и назначение СУБД
-
основы организации многотабличной БД
-
что такое математическая модель, формы представления зависимостей между величинами
-
для решения каких практических задач используется статистика;
-
что такое регрессионная модель, как происходит прогнозирование по регрессионной модели
-
что такое корреляционная зависимость, что такое коэффициент корреляции
-
что такое оптимальное планирование; что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
-
что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
-
в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
-
что такое информационные ресурсы общества
-
из чего складывается рынок информационных ресурсов
-
что относится к информационным услугам
-
в чем состоят основные черты информационного общества
-
причины информационного кризиса и пути его преодоления
-
какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
-
основные законодательные акты в информационной сфере
-
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
уметь
-
автоматически создавать оглавление документа
-
организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
-
работать с электронной почтой
-
извлекать данные из файловых архивов
-
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
-
создать несложный web-сайт с помощью MS Word
-
осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
-
создавать и обрабатывать многотабличную БД средствами конкретной СУБД
-
используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
-
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора
-
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора
-
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
-
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
-
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
-
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформирован- ность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Формы организации учебного процесса:
-
индивидуальные;
-
групповые;
-
индивидуально-групповые;
-
фронтальные;
-
практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
-
наблюдение;
-
беседа;
-
фронтальный опрос;
-
опрос в парах;
Календарно - тематическое планирование
-
№
урока
Тема урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Элементы содержания стандарта
Домашнее задание
Фактическая дата
Планируемая дата
Глава №5. Технология использования и разработки ин формационных систем (24 ч.)
1
Информационные системы
Информационные системы: назначение, состав, области приложения, техническая база, разновидности
Знать: назначение информационных систем; состав информационных систем; разновидности информационных систем
Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
§24
2
Гипертекст
Гипертекст: гиперссылка, приемы создания гипертекста: оглавления и указатели, закладки и ссылки, внешние гиперссылки
Знать: что такое гипертекст, гиперссылка; средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки).
Уметь: автоматически создавать оглавление документа;
организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
§25
3
Практическая работа №1 «Гипертекстовые структуры»
§25
4
Интернет как информационная система
Интернет. Службы Интернета: коммуникационные, информационные
Знать: назначение коммуника-ционных служб Интернета;
назначение информационных служб Интернета; что такое прикладные протоколы; основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес; что такое поисковый каталог: организация, назначение;
что такое поисковый указатель: организация, назначение.
Уметь: работать с электронной почтой; извлекать данные из файловых архивов; осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
§§26-28
5
Практическая работа № 2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями»
§§26-28
6
Интернет как информационная система
World Wide Web: структурные составляющие Web-страница, Web-сайт, технология «клиент- сервер», Web-браузер
§§26-28
7
Практическая работа № 3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц»
§§26-28
8
Практическая работа №4 «Интернет: сохранение загруженных Web-страниц»
§§26-28
9
Практическая работа № 5 «Интернет: работа с поисковыми системами»
Тест № 1 «Интернет»
§§26-28
10
Web-сайт Структура Web-сайта: внутренние гиперсвязи, внешние гиперсвязи. Средства создания Web-страниц, публикация сайта.
Знать: какие существуют средства для создания Web-страниц;в чем состоит проектирование Web-сайта;
что значит опубликовать Web-сайт;
возможности текстового процессора по созданию web-страниц.
Уметь: создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word;
§29
11
Практическая работа № 6 «Интернет: создание Web-сайта с помощью Microsoft Word»
§29
12
Практическая работа № 7
«Создание собственного сайта»
§29
13
ГИС. Геоин-
формационные
системы
ГИС: области приложения, уст-ройство
Знать: что такое ГИС; области приложения ГИС; как устроена ГИС;
приемы навигации в ГИС.
Уметь: осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС.
§30
14
Практическая работа № 8 «Поиск информации в геоинформационных системах»
§30
15
Тест № 2 «Передача информации. Локальные компьютерные сети»
16
Базы данных и СУБД
Базы данных: назначение БД, виды моделей данных структура реляционной модели, СУБД
Знать: что такое база данных (БД);
какие модели данных используются в БД;
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ; определение и назначение СУБД; основы организации многотабличной БД; что такое схема
БД; что такое целостность данных;
Уметь: создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access).
Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ветвление и использование базы данных при решении учебных и практических задач.
§§31-33
17
Базы данных и СУБД
Практическая работа № 9 «Знакомство с СУБД Microsoft Access» Проектирование многотабличной базы данных. Ре ляционная модель данных (система таблиц)
§§31-33
18
Базы данных и СУБД Создание базы данных: создание структуры БД, ввод данных
Знать: этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.
Уметь: создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access).
§§31-33
19
Практическая работа № 10
«Создание базы данных «Приемная комиссия»
§§31-33
20
Запросы как приложения ин-формационной системы. Прак-тическая работа № 11 «Реализация простых запросов с помощью конструктора»
Знать: структуру команды запроса на выборку данных из БД; организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
Уметь: реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
§§34-35
21
Практическая работа № 12
«Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой»
Знать: основные логические операции, используемые в запросах;
правила представления условия выборки на языке запросов и в конст-рукторе запросов.
Уметь: реализовывать запросы со сложными условиями выборки;
реализовывать запросы с исполь-зованием вычисляемых полей (углубленный уровень);
•создавать отчеты (углубленный уровень).
§§34-35
22
Логические условия выбора Практическая работа № 13
«Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная ко-миссия»
§§34-35
23
Практическая работа № 14
«Реализация запросов на удаление. Использование вычисляемых полей»
§§34-35
24
Практическая работа № 15
«Создание отчетов»
Тест № 3 «Базы данных»
§§34-35
Глава № 6 Технологии информационного моделирования (7 ч.)
25
Моделирование зависимостей;
статистическое, моделирование
Моделирование зависимостей между величинами. Характеристики величины: имя, тип, значение. Виды зависимостей. Способы отображения зависимостей. Практическая работа № 16 «Получение регрессионных моделей в ЭТ»
Знать: понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины; что такое математическая модель; формы представления зависимостей между величинами; для решения каких практических задач используется статистика; что такое регрессионная модель; как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
Уметь: используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;
•осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экст-раполяцию) по регрессионной модели.
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования ( на примерах задач различных предметных областей)
§§36-37
26
Модели статистического прогнозирования
Практическая работа № 17 «Прогнозирование в ЭТ» Статистические данные. Регрессионная модель. Метод наименьших квадратов
§§36-37
27
Моделирование зависимостей;
статистическое моделирование
корреляционные зависимости. Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции Р.
Знать: что такое корреляционная зависимость; что такое коэффициент корреляции; какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Уметь: вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с по мощью табличного процессора (функция КОР- РЕЛ в Microsoft Excel).
§§36-37
28
Практическая работа № 18
«Расчет корреляционных зависимостей в ЭТ»
§§36-37
29
Корреляционное моделирование
Знать: что такое оптимальное планирование;
что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов; что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана; какие существу-
ют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Уметь: • решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в Microsoft Excel).
§38
30
Практическая работа № 19
«Решение задач оптимального планирования в ЭТ»
Тест № 4 «Информационное моделирование»
§38
31
Оптимальное планирование
§39
Социальная информатика (3 ч.)
32
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества.
Знать: что такое информационные ресурсы общества; из чего складывается рынок информационных ресурсов; что относится к информационным услугам; в чем состоят основные черты информационного общества;
причины информационного кризиса и пути его преодоления; какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества; основные законодательные акты в информационной сфере; суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Уметь: соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности. Умение определять основные компоненты информационной культуры человека.
Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
§§40-43
33
Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека
§§40-43
34
Информационная
безопасность.
§§40-43
Источники информации и средства обучения.
1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин., Е.К. Хеннер - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008. - 176 с: ил.
2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина - М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Литература для учителя.
-
Информатика и ИКТ. Базовый уровень 10-11 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннен. - М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 102 с.: ил.
-
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин., Е.К. Хеннер - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008. - 176 с: ил.
-
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина - М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Дополнительная литература
-
Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
-
Буленок В.Г., Пьяных Е.Г. Сжатие и архивирование файлов в ОС Linux на примере Xarchiver и Ark (ПО для сжатия и архивирования файлов): Учебное пособие - Москва: 2008. - 40 с.
-
Волков В.Б.Линукс Юниор: книга для учителя /- М.: ALT Linux, Издательский дом ДМК- пресс, 2009с.
-
Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
-
.Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. - Москва: 2008. - 80 с.
-
Ковригина Е.В. Создание и редактирование электронных таблиц в среде OpenOffice.org: Учебное пособие. - Москва: 2008. - 85 с.
-
Ковригина Е.В., Литвинова А.В. Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций): Учебное пособие. - Москва, 2008. - 61 с.
-
Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования текстов): Учебное пособие. - Москва 2008. - 59 с Пьяных Е.Г. Проектирование баз данных в среде OpenOffice.org (ПО для управления базами данных): Учебное пособие. - Москва: 2008. - 62 c.
-
Машковцев И.В. Создание и редактирование Интернет-приложений с использованием Bluefish и Quanta Plus (ПО для создания и редактирования Интернет-приложений): Учебное пособие. - Москва: 2008. - 74 с.
-
Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПО для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие. - Москва: 2008. - 52 с.
-
Полякова Е. В. Информатика.9-11 класс: тесты (базовый уровень) - Волгоград: Учитель, 2008.
-
Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007.
-
Якушкин П. А., Крылов С. С.. ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов- М.: Эксмо, 2008.
ЦОРы сети Интернет:
-
metod-kopilka.ru,
-
school-collection.edu.ru/catalog/,
-
uchitel.moy.su/,
-
openclass.ru/,
-
it-n.ru/, pedsovet.su/,
-
uchportal .ru/,
-
zavuch.i nfo/,
-
window.edu.ru/,
-
festival.1september.ru/,
-
klyaksa.net и др.
Перечень средств икт, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Технические средства обучения.
-
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Колонки (рабочее место учителя).
-
Микрофон (рабочее место учителя).
-
Проектор.
-
Струйный принтер цветной.
-
Сканер.
-
Модем
-
Локальная вычислительная сеть.
-
Web-камера.
Программные средства.
-
Операционная система Windows 7.
-
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
-
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
-
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
-
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
-
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
-
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
-
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
-
Антивирусная программа DrWEB
-
Программа-архиватор 7zip.
-
Интегрированное офисное приложение OpenOffice.
-
Пакет программ Open Office.org
-
Мультимедиа проигрыватель.
-
Система тестирования
-
Система оптического распознавания текста ABBYY FineReader 8.0.
-
Система программирования TurboPascal.
Тест № 1 «Интернет»
1. Выберите домен верхнего уровня в Интернете, принадлежащий России:
1) ra
2) ro
3) rus
4) ru
2. Интернет - это:
1) локальная сеть
2) корпоративная сеть
3) глобальная сеть
4) региональная сеть
3. Задан адрес сервера Интернета: mipkro.ru. Каково имя домена верхнего уровня?
1) mipkro.ru
2) mipkro.ru
3) ru
4) www
4. Для работы в сети через телефонный канал связи к компьютеру подключают:
1) адаптер
2) сервер
3) модем
4) коммутатор
5. Модем - это …, согласующее работу … и телефонной сети. Вместо каждого многоточия вставьте соответствующие слова:
1) устройство; программы
2) программа; компьютера
3) программное обеспечение; компьютера
4) устройство; дисковода
5) устройство; компьютера
6. Чтобы соединить два компьютера по телефонным линиям, необходимо иметь:
1) модем на одном из компьютеров
2) модем и специальное программное обеспечение на одном из компьютеров
3) по модему на каждом компьютере
4) по модему на каждом компьютере и специальное программное обеспечение
5) по два модема на каждом компьютере (настроенных, соответственно, на прием и передачу) и специальное программное обеспечение
7. Сети, объединяющие компьютеры в пределах одного региона:
1) локальные
2) региональные
3) корпоративные
4) почтовые
8. Сети, объединяющие компьютеры в пределах одной отрасли, корпорации:
1) локальные
2) региональные
3) корпоративные
4) почтовые
9. Компьютер, находящийся в состоянии постоянного подключения к сети:
1) хост-компьютер (узел)
2) провайдер
3) сервер
4) домен
10. Организация-владелец узла глобальной сети:
1) хост-компьютер (узел)
2) провайдер
3) сервер
4) домен
11. Выберите из предложенного списка IP-адрес:
1) 193.126.7.29
2) 34.89.45
3) 1.256.34.21
4) edurm.ru
12. Программное обеспечение, поддерживающее работу сети по протоколу TCP/IP:
1) базовое ПО
2) сервер-программа
3) клиент-программа
13. Программное обеспечение, занимающееся обслуживанием разнообразных информационных услуг сети:
1) базовое ПО
2) сервер-программа
3) клиент-программа
14. Internet Explorer - это:
1) базовое ПО
2) сервер-программа
3) клиент-программа
Тест № 2. Передача информации. Локальные компьютерные сети
1. Компьютеры одной организации, связанные каналами передачи информации для совместного использования общих ресурсов и периферийных устройств и находящиеся в одном здании, называют сетью:
1) региональной
2) территориальной
3) локальной
4) глобальной
2. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы другим компьютерам при совместной работе, называется:
1) коммутатором
2) сервером
3) модемом
4) адаптером
3. Скорость передачи информации по локальной сети обычно находится в диапазоне:
1) от 10 до 100 Мбит/с
2) от 10 до 100 Кбит/с
3) от 100 до 500 бит/с
4) от 10 до 100 бит/с
4. Сколько Кбайт будет передаваться за одну секунду по каналу с пропускной способностью 10 Мбит/с?
1) 1280
2) 10240
3) 160
4) 10000
5. Сколько Мбайт будет передаваться за одну минуту по каналу с пропускной способностью 100 Мбит/с?
1) 750
2) 12,5
3) 6000
4) 600
6. 1 Гбит/с равен:
1) 1024 Мбит/с
2) 1024 Мбайт/с
3) 1024 Кбит/с
4) 1024 байт/с
7. За сколько секунд будет передано 25 Мбайт информации по каналу с пропускной способностью 10 Мбит/с?
1) 20
2) 2,5
3) 40
4) 200
8. Вариант соединения компьютеров между собой, когда кабель проходит от одного компьютера к другому, последовательно соединяя компьютеры и периферийные устройства между собой - это:
1) линейная шина
2) соединение типа «звезда»
3) древовидная топология
9. Если к каждому компьютеру подходит отдельный кабель из одного центрального узла - это:
1) линейная шина
2) соединение типа «звезда»
3) древовидная топология
10. Выберите правильные ответы:
1) Каждый компьютер, подключенный к локальной сети, должен иметь сетевую карту
2) Одноранговые сети используются в том случае, если в локальной сети более 10 компьютеров
3) Сервер - это мощный компьютер, необходимый для более надежной работы локальной сети
4) Сеть на основе сервера - когда все компьютеры локальной сети равноправны
Тест № 3 «Базы данных»
(1) Что можно назвать базой данных?
a) Записная книжка;
b) Энциклопедия;
c) Текст параграфа;
d) Телефонный справочник;
e) Программа на компьютере;
(2) Существует несколько различных структур информационных моделей и соответственно различных типов баз данных:
a) Информационные;
b) Иерархические;
c) Сетевые;
d) Табличные;
e) Компьютерные;
(3) База данных (БД) - это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих ...
a) Одинаковым количеством информации;
b) Одинаковым количеством символов;
c) Одинаковым набором свойств;
d) Разным набором свойств;
(4) Столбцы в табличной базе данных называют:
a) Полями;
b) Лугами;
c) Колонками;
d) Записями;
(5) Строки в табличной базе данных называют:
a) Данными;
b) Записями;
c) Полями;
d) Ключевыми полями;
(6) В чем заключается разница между записью и полем в табличной базе данных?
(7) Поля каких типов могут присутствовать в базе данных?
(8) Чем отличается ключевое поле от остальных полей?
(9) Что можно назвать иерархической базой данных?
a) Каталог папок Windows;
b) Записная книжка;
c) Словарь;
d) Реестр Windows;
(10) Что можно назвать сетевой базой данных?
a) Доменная система имен;
b) Всемирная паутина;
c) Энциклопедия;
(11) СУБД - это:
a) Программа;
b) Файл;
c) База данных;
d) Табличная база данных;
(12) Запросы позволяют:
a) Автоматизировать работу с БД;
b) Печатать данные, содержащиеся в таблицах, в красиво оформленном виде;
c) Выбирать данные на на основании заданных условий;
d) Отображать данные, содержащиеся в таблицах, в более удобном для восприятия виде;
Тест № 4 «Информационное моделирование»
1. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает:
а) все стороны данного объекта;
б) некоторые стороны данного объекта;
в) существенные стороны данного объекта;
г) несущественные стороны данного объекта.
2. Результатом процесса формализации является:
а) описательная модель; в) графическая модель;
б) математическая модель; г) предметная модель.
3. Информационной моделью организации занятий в школе является:
а) свод правил поведения учащихся; в) расписание уроков;
б) список класса; г) перечень учебников.
4. Материальной моделью является:
а) макет самолеты; в) чертеж;
б) карта; г) диаграмма.
5. Генеалогическое дерево семьи является:
а) табличной информационной моделью;
б) иерархической информационной моделью;
в) сетевой информационной моделью;
г) словесной информационной моделью.
6. Знаковой моделью является:
а) анатомический муляж; в) модель корабля;
б) макет здания; г) диаграмма.
7. Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты объект моделирования:
а) конвекция воздуха в комнате;
б) исследование температурного режима комнаты;
в) комната;
г) температура.
8. Правильный порядок указанных этапов математического моделирования процесса:
1) анализ результата; 3) определение целей моделирования;
2) проведение исследования; 4) поиск математического описания.
Соответствует последовательности:
а) 3 - 4 - 2 - 1; в) 2 - 1 - 3 - 4;
б) 1 - 2 - 3 - 4; г) 3 - 1 - 4 - 2;
9. Из скольких объектов, как правило, состоит система?
а) из нескольких; в) из бесконечного числа;
б) из одного; г) она не делима.
10. Как называется граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования и т.п. между объектами?
а) схемой; в) таблицей;
б) сетью; г) деревом.
11. Устное представление информационной модели называется:
а) графической моделью; в) табличной моделью;
б) словесной моделью; г) логической моделью.
12. Упорядочение информации по определенному признаку называется:
а) сортировкой; в) систематизацией;
б) формализацией; г) моделированием.