Статья на тему Метод проектов как одно из интерактивных средств формирования ключевых компетенций

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Метод проектов как одно из интерактивных средств формирования ключевых компетенций

Автор: Босенкова Г.И., старший преподаватель факультета СПО ОГАУ [email protected]

Содержит указания, раскрывающие содержание одного из методов интерактивного обучения - метода проектов, технологию и рекомендации по практическому применению в структуре проведения занятия при внедрении ФГОС 3 поколения.

Наличие значимой проблемы является основным
требованием к использованию метода проектов.
Полат Е. С

В период бурной информатизации нашего общества нарастает потребность в обучении и воспитании студентов, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве.

Для развития человека приобретают значимость умение собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. На уроках ИТ очень удачно осуществляется личностно-ориентированное обучение с применением методов активного обучения.

Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме позволили сделать вывод, что объективные потребности общества делают актуальным широкое внедрение личностно ориентированных развивающих технологий [3].

К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д. Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, интерактивные методы с точки зрения формирования ключевых компетенций при изучении естественно-научных дисциплин.

Проектная деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий, с нашей точки зрения, является наиболее адекватной поставленным целям образования - формированию ключевых компетенций. [2]

Понятие проект - замысел переустройства того или иного участка действительности, согласно определенным правилам. [4]

В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед».

Аналитическая работа включает в себя несколько этапов, которые позволяют: [2]

  • улучшить навыки логического мышления

  • максимально раскрывают творческие возможности студентов

  • стимулируют их к научно-исследовательской работе.

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск. [1] Выпускник образовательного учреждения в современных условиях для адаптации к изменчивым жизненным ситуациям, в том числе в профессиональной деятельности, должен обладать широтой знаний, умения их интегрировать и применять для объяснения окружающих его явлений. Все это подтверждает необходимость использовать в проектной деятельности, проектов практической направленности. Приобретенный обучающимися опыт практической деятельности может быть использован для решения проблем, возникающих в повседневной жизни, в быту, на производстве. Практико-ориентированные задания повышают эффективность образовательного процесса за счет повышения мотивация к освоению данной области познания, которая проявляется только в условиях личностно значимых для обучающихся.

Эта аналитическая работа включает в себя несколько этапов (см. рис.1), которые позволяют улучшить навыки логического мышления, максимально раскрывают творческие возможности студентов и стимулируют их к научно-исследовательской работе.

  1. На первом проектном занятии большое внимание уделяется выбору предполагаемой темы проекта, которая может быть связана с учебным предметом, профессиональным интересом, хобби. Таким образом, происходит постановка проблемы в рамках содержания определенного предмета.

  2. Студенты проводят предпроектные исследования и анализ в рамках поставленной проблемы. Анализируют существующие варианты, их достоинства и недостатки, продумывают требования к проекту и предполагаемые виды работ.

  3. Разработка вариантов проекта. Выбор базового варианта. Студенты собирают банк творческих идей, из которых выбирают базовый вариант реализации поставленной проблемы.

  4. Выбор программного обеспечения. Подбираются программы, с помощью которых можно достигнуть поставленных целей. Производится сравнительный анализ выбранных и существующих средств.

Статья на тему Метод проектов как одно из интерактивных средств формирования ключевых компетенций

Рис. 1. Основные этапы проектирования

  1. На протяжении нескольких консультаций идет творческая работа по базовому варианту проекта (подбор информации, рисунки, схемы, компьютерное оформление с помощью ПО). При реализации проекта студенты пользуются помощью консультантов-специалистов, учителей-предметников по проблемам, которые затрагиваются в проекте.

  2. Анализ выполненного проекта. Студент отвечает на вопросы - Получилось ли задуманное? Будет ли работать? Что можно улучшить?

  3. Оформление пояснительной записки - отчета. (Текстовое оформление Word ответов на поставленные вопросы к этапам проектирования).

  4. Важнейшим звеном является завершающий этап - защита проекта, на которой студент обязан продемонстрировать глубину разработки поставленной проблемы и её актуальность. Это могут быть итоговые мероприятия, проводимые в форме конкурсов, презентаций, семинаров, конференций, на которых ученики представляют проекты. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Студенты с интересом смотрят работы других и с помощью преподавателя учатся оценивать их.

В методе проектов студенты объединяются в небольшие группы и разрабатывают, например, программу социологического исследования на любую интересующую их проблематику или схему проведения эксперимента при лабораторном занятии. Ярким примером организации самостоятельной работы является технология группового проектного обучения, которая реализуется не столько во время плановых занятий, но и стимулирует самостоятельную работу и взаимодействие исполнителей.

Так, студентам факультета СПО при изучении информатики и ИКТ предлагаются следующие темы проектов:

  1. Презентации

    • Мой факультет;

    • Будущая специальность;

    • Спорт, спорт, спорт;

    • История развития вычислительной техники;

    • Информатика - это просто;

    • Моя родословная;

    • Архитектура компьютера;

    • Информационные технологии;

    • Олимпийское движение

  2. Web-сайты

    • Слава русской армии;

    • Мир без наркотиков;

    • Оренбург студенческий;

    • Мой факультет;

    • Защита ИТ;

В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является достижение истины, работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата - образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, презентация, театральная инсценировка, игра (спортивная, деловая), web-сайт и др. [5] Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу. Роль обучающего сводится к наблюдению, консультированию и направлению процесса анализа результатов в случае необходимости.

В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные, умения и навыки работы в команде и др.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Полат, Е. С. Метод проектов / Е. С. Полат // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. Мн.: РИВШ БГУ, 2003. 240 с.

  2. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение: учебное пособие / А. П. Панфилова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

  3. Двуличанская Н.Н., Тупикин Е.И. Теория и практика непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки в системе «колледж - вуз»: монография. М.: МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2010. 254 с.

  4. Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР - Томск: ТУСУР, 2012.

  5. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: technomag.edu.ru/doc/172651.html (дата обращения: 9.10.2013)

© 2010-2022