- Преподавателю
- Информатика
- ФОС по дисциплине Основы программирования
ФОС по дисциплине Основы программирования
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шатохина Е.Н. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
| МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»ЛИВЕНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУНИВЕРСИТЕТА - УНПК ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
Кафедра естественнонаучных дисциплин
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
по дисциплине
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
основной профессиональной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальности
СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
2015
Автор: преподаватель Шатохина Е.Н.____________
Настоящий фонд оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах по программе подготовки специалистов среднего звена и предназначен для контроля формирования составных частей компетенций, формируемых дисциплиной «Основы программирования» у студентов, обучающихся по очной форме.
Фонд оценочных средств рассмотрен и одобрен:
на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин
Протокол № _____ от «___» ______________ 20__ г.
Зав. кафедрой, канд.тех.наук., доц. Брусова В.И. _____________
на заседании НМС Ливенского филиала Госуниверситета-УНПК
Протокол № _____ от «___» ______________ 20__ г.
Председатель НМС канд.соц.наук. Колякина Е.А._____________
1 ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Таблица 1 - Соотношение контролируемых модулей дисциплины с компетенциями и оценочными средствами
Наименование раздела
Формируемые компетенции
Текущий контроль
Промежуточная аттестация
Форма контроля
Наименование КОС
Форма контроля
Наименование КОС
Раздел № 1 «Основные принципы алгоритмизации и программирования»
ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1.6
Лабораторные работы
Методические указания по выполнению лабораторных работ
Экзамен
Вопросы для подготовки к экзамену
Билеты
Тестирование
Система тестовых заданий
Раздел № 2 «Составление программ на языке Pascal»
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6
Практические работы
Методические указания по выполнению практических работ
Лабораторные работы
Методические указания по выполнению лабораторных работ
Тестирование
Банк заданий для компьютерного тестирования
Раздел № 3 "Объектно-ориентированная модель программирования"
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6
Практические работы
Методические указания по выполнению практических работ
Экзамен
Вопросы для подготовки к экзамену
Билеты
Лабораторные работы
Методические указания по выполнению лабораторных работ
Тестирование
Банк заданий для компьютерного тестирования
Таблица 2 - Перечень оценочных средств
Форма контроля
Наименование КОС
Краткая характеристика оценочного средства
Критерии оценки
Устный опрос-собеседование
Перечень вопросов для обсуждения
Беседа преподавателя со студентов на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, с целью оценки знаний и умений по определенному модулю
студент демонстрирует:
- непонимание проблемы, на большинство вопросов нет ответа - «неудовлетворительно»
- частичное понимание проблемы, получены положительные ответы на 60 % заданных вопросов - «удовлетворительно»;
- значительное понимание проблемы - «хорошо»;
- полное понимание проблемы, на все вопросы дает краткие и четкие ответы - «отлично»
Разноуровневые задания и задачи
Перечень задач
Задания, позволяющие оценивать и диагностировать знания фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия
- выполнено менее 60% задания - «неудовлетворительно»
- выполнено 60-70 % задания - «удовлетворительно»
- выполнено 71-85 % задания - «хорошо»
- выполнено 86-100 % задания - «отлично»
Лабораторные работы
Практические работы
Методические указания по выполнению лабораторных работ
Методические указания по выполнению практических работ
Средство проверки способности составлять блок-схемы алгоритмов; проводить анализ и разработку программного кода продукта, выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
- работа выполнена в полном объеме, студент может пояснить выполнение любого этапа работы, отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы, студент отвечает на контрольные вопросы на удовлетворительную оценку и выше.
- зачет по выполнению лабораторных и практических работ студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой лабораторных работ с отчетами по всем работам
Тестирование
Банк заданий для компьютерного тестирования
или
Система тестовых заданий
Контрольное мероприятие по учебному материалу каждого раздела дисциплины, состоящее в выполнении обучающимися системы стандартизированных заданий, которые позволяют оценить уровень знаний, умений и навыков обучающегося.
- выполнено менее 60% задания - «неудовлетворительно»
- выполнено 60-70 % задания - «удовлетворительно»
- выполнено 71-85 % задания - «хорошо»
- выполнено 86-100 % задания - «отлично»
Экзамен
Билеты
Экзамен по дисциплине служит для оценки работы обучающегося в течение семестра и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.
Студент демонстрирует:
- непонимание проблемы. На большинство вопросов нет ответа - «неудовлетворительно»
- частичное понимание проблемы. Получены положительные ответы на 60 % заданных вопросов - «удовлетворительно»;
- значительное понимание проблемы - «хорошо»;
- полное понимание проблемы. На все вопросы дает краткие и четкие ответы - «отлично»
Вопросы для подготовки к экзамену
2 Фонд оценочных средств
2.1 Комплект тестовых разноуровневых заданий по вариантам
Вариант I1 Высокий уровень сложности (максимально возможная оценка - 5).
-
Найдите ошибки в записи программы. Перепишите программу в исправленном виде.
program Умножение;
var A, B, C: boolean;
begin
read (A, B)
C = A * B
writeln (Произведение введенных Вами чисел равно , C)
end.
-
Укажите недопустимые имена программ на Паскале:
-
2chisla
-
kalkulator_dohodov
-
сумма
-
xc55po
-
nAMB3
-
program
-
_123
-
Запишите на Паскале следующее арифметическое выражение:
-
Установите соответствия между типами данных и типами переменных в Паскале:
-
Определите, что будет выведено на экран после выполнения следующего алгоритма:
var s:integer; k:real;
begin
s := 25;
if s mod 2 <> 0 then
begin
s := s - 1;
k := s / 2;
end
else k:= s;
writeln (k)
end.
-
Определите, что будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма при имеющихся исходных данных (3, -2, 9, 7, -1, 6, 1):
program Example;
var a: array [1..7] of real; S: real; i: integer;
begin
for i := 1 to 7 do
read (a[i]);
S := 0;
for i := 1 to 7 do
S := S + a[i];
writeln (S)
end.
Начертите в тетради и заполните таблицу:
-
i
1
2
3
4
5
6
7
a[i]
3
-2
9
7
-1
6
1
S
-
Напишите программу, которая находит сумму четных чисел, больших пяти, в последовательности целых чисел. Программа получает на вход целые числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 - признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 100. Введенные числа по модулю не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: сумму четных чисел, больших пяти.
Пример работы программы:
Входные данные
Выходные данные
12
15
30
4
2
0
42
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Система оценивания работы
Оценивание выполненных заданий
Задания
Кол-во баллов
Задания 1 - 4
3
Задание 5 - 6
4
Задания 7
5
Оценка по итогам проверки работы
Кол-во баллов
Оценка
21-25
5
16-20
4
12-15
3
Вариант II2 Средний уровень сложности (максимально возможная оценка - 4).
-
Найдите ошибки в записи программы. Перепишите программу в исправленном виде.
program exmpl
var C: char
begin
write ('Введите длины трех сторон треугольника: ')
read (A, B, C)
write ('Треугольник со сторонами ', a, b, c)
if a + b > c and b + c > a and a + c > b
then write ('существует.')
else write ('не существует.')
end.
-
Укажите недопустимые имена программ на Паскале:
-
Математика
-
_semenova
-
сумма
-
xc55po
-
inform_урок
-
begin
-
_123
-
Запишите на Паскале следующее арифметическое выражение:
-
Установите соответствия между типами данных и типами переменных в Паскале:
-
Определите значение переменной c после выполнения алгоритма, записанного в виде блок-схемы:
-
Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 100;
b := 30;
a := a - b * 3;
if a > b
then
c := a - b
else
c:= b - a
-
Напишите программу. Даны три действительных числа. Возвести в квадрат те их них, значения которых неотрицательны, и в четвертую степень - отрицательные. Результат вывести на экран.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Система оценивания работы
Оценивание выполненных заданий
Задания
Кол-во баллов
Задания 1 - 4
3
Задание 5 - 6
4
Задания 7
5
Оценка по итогам проверки работы
Кол-во баллов
Оценка
21-25
4
16-20
3
Вариант III3 Низкий уровень сложности (максимально возможная оценка - 3).
-
Найдите ошибки в записи программы. Перепишите программу в исправленном виде.
program произведение
A, B, C: real
begin
readln (A, B)
C = A * B
writeln (Произведение введенных Вами чисел равно , C)
end.
-
Укажите недопустимые имена программ на Паскале:
-
chisla
-
(hit)
-
сумма
-
666
-
NYPL
-
readln
-
Запишите на Паскале следующее арифметическое выражение:
-
Установите соответствия между типами данных и типами переменных в Паскале:
-
В алгоритме, записанном ниже, используются целочисленные переменные a и b. Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма:
a := 7;
b := a - 8;
a := -3 * b + 3;
b := a / 2 * b
-
Определите значение переменной s после выполнения фрагмента алгоритма:
-
Напишите программу для вычисления периметра и площади прямоугольного треугольника по заданным длинам двух катетов a и b.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Система оценивания работы
Оценивание выполненных заданий
Задания
Кол-во баллов
Задания 1 - 4
3
Задание 5 - 6
4
Задания 7
5
Оценка по итогам проверки работы
Кол-во баллов
Оценка
20-25
3
2.2 Тестовые задания для компьютерного тестирования
Тема : «Строки»
1. Определите значение переменной k, после выполнения фрагмента программы:
n:='Обработка строк в Паскаль';
k:=length(n);
write(k);
Ответ: ________________________________
2.Определите результат работы следующего фрагмента программы:
n:='Обработка строк в Паскаль';
delete(n,10,8);
write(n);
Ответ: ________________________________
3. Определите результат работы следующего фрагмента программы:
n:='Обработка строк в Паскаль';
insert('оч',n,8);
write(n);
Ответ: ________________________________
4. Определите результат работы следующего фрагмента программы:
n:='Обработка строк в Паскаль';
k:=copy(n,19,7);
write(k);
Ответ: ________________________________
5. Определите результат работы следующего фрагмента программы:
n:='Обработка строк в Паскаль';
k:=copy(n,1,1);
delete(n,1,20);
insert(k,n,0);
delete(n,6,1);
write(n);
Ответ: ________________________________
6. Определите значение переменной k, если
n:='Обработка строк в Паскаль';
for i:=1 to length(n) do
if n[i]='а' then inc(k);
write(k);
Ответ: ________________________________
7. Определите результат работы следующего фрагмента программы:
n:='Обработка строк в Паскаль';
for i:=1 to length(n) do
if n[i]='о' then n[i]:=' ';
write(n);
Ответ: ________________________________
8. Определите начальные значения переменных a и b, если поле выполнения фрагмента программы программа вывела на экран "Привет! Как дела?" (без кавычек)?
c:=b+a;
insert(' Как ',c,8);
write(c);
Ответ: ________________________________
9. Какую фразу можно записать в переменную x, чтобы после выполнения фрагмента программы переменная k приняла значение 6? Можно написать пример.
k:=10;
for i:=1 to length(x) do
if x[i]=' ' then dec(k);
write(k);
Ответ: ________________________________
10. Что будет выведено на экран после выполнения программы?
var
s:string;
i:integer;
begin
s:='S';
for i:=1 to 3 do
s:=s+'о';
write(s+'S');
end.
Ответ: ________________________________
2.3 Вопросы к экзамену III семестра
-
Основные понятия алгоритмизации. Свойства алгоритмов.
-
Общие принципы построения алгоритмов.
-
Основные алгоритмические конструкции.
-
Логические основы алгоритмизации.
-
Языки программирования.
-
Эволюция языков программирования.
-
Классификация языков программирования.
-
Понятие системы программирования.
-
Методы программирования.
-
Язык программирования Pascal. Основные элементы языка.
-
Стандартные типы данных на Pascal. Пример.
-
Структура программы. Линейная программа на Pascal. Пример.
-
Управляющие структуры. Условный оператор на Pascal. Пример.
-
Управляющие структуры. Безусловный оператор на Pascal.
-
Управляющие структуры. Оператор цикла с предусловием на Pascal. Пример.
-
Управляющие структуры. Оператор цикла с постусловием на Pascal. Пример.
-
Управляющие структуры. Оператор цикла с параметром на Pascal. Пример.
-
. Основы алгебры логики. Законы логических операций.
-
Управляющие структуры. Программы с ветвлением.
-
Тенденции развития программного обеспечения и вычислительной техники.
-
Алгебра логики. Таблицы истинности.
-
Понятие системы программирования. Интегрированная среда программирования.
-
Методы программирования. Достоинства и недостатки.
-
Логические операции с высказываниями.
-
Методы программирования. Достоинства и недостатки.
-
Типы данных языка Pascal.
-
Управляющие структуры. Безусловный оператор на Pascal.
-
Жизненный цикл программного обеспечения.
-
Структурные схемы программ на алгоритмическом языке.
-
Общие принципы разработки программного обеспечения.
-
Синтаксис языка Pascal.
-
Операторы языка программирования Pascal.
2.4 Образец экзаменационного билета
1. Основы алгебры логики. Законы логических операций.
2. Управляющие структуры. Программы с ветвлением.
3. Составить блок-схему и написать программу на языке Pascal, используя оператор выбора: Вычислить площадь различных геометрических фигур:
2.4 Вопросы к экзамену IV семестра
-
Структуры данных. Одномерный массив на Pascal. Пример.
-
Структуры данных. Двумерный массив на Pascal. Пример.
-
Комбинированный тип в Pascal.
-
Множественный тип в Pascal.
-
Структуры данных. Записи на Pascal. Пример.
-
Структуры данных. Множества на Pascal. Пример.
-
Строки на Pascal. Работа со строками. Пример.
-
Модули на Pascal. Стандартные модули Паскаля. Пример.
-
Файлы на Pascal. Работа с файлами. Пример.
-
Процедуры и функции для работы с файлами на Pascal. Примеры.
-
Программирование рекурсивных алгоритмов на Pascal. Пример.
-
Классы памяти в Pascal.
-
Библиотеки подпрограмм в Pascal.
-
Основные принципы объектно-ориентированного программирования на примере алгоритмического языка.
-
Объектно-ориентированный подход к программированию.
-
Основные принципы объектно-ориентированного программирования на примере алгоритмического языка.
-
Понятие объекта.
-
Наследование.
-
Инкапсуляция.
-
Полиморфизм.
-
Переопределение.
-
Классы и объекты. Компоненты.
-
Общие принципы разработки программного обеспечения.
-
Общесистемные принципы.
-
Жизненный цикл программного обеспечения.
-
Интерфейс среды Delphi.
-
Характеристика проекта Delphi.
-
Компиляция и сборка проекта в Delphi.
-
Запуск проекта и отладка приложения в Delphi.
-
Разработка приложения Delphi.
-
Этапы разработки приложения Delphi.
-
Тестирование, отладка приложений в Delphi.
-
Создание документации в Delphi.
-
Иерархия классов в Delphi.
-
Перезагрузка методов в Delphi.
-
Визуальное событийно - управляемое программирование в Delphi.
-
Разработка оконного приложения в Delphi.
-
Объявление класса, создание экземпляров класса в Delphi.
-
Создание наследованного класса в Delphi.
-
Создание простейшего приложения в Delphi.
2.5 Образец экзаменационного билета
1. Объектно-ориентированный подход к программированию. Классы и объекты. Компоненты.
2. Процедуры для работы с файлами на Pascal. Примеры.
3. Составить программу, позволяющую сформировать массив из слов данного предложения. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы Т.
Рекомендуемая литература
-
Голицына, О.В. Основы алгоритмизации и программирования / О.В. Голицына, И.В. Попов: учб. Пособие - М. ФОРУМ: ИНФРА - М, 2012 - с. 432
-
Росс, Г.В. Основы информатики / Г.В.Росс, В.Н.Дулькин, Л.А.Сысоева - М.: ПРИОР, 2011. - 160 с.
-
Фаронов, В.В. Turbo Pascal 7.0. Начальный курс / В.В.Фаронов - М.: Нолидж, 2012. - 616 с.
-
Аляев Ю.А., Козлов О.А. Алгоритмизация и языки программирования Pascal, C++, Visual Basic: Учебно-справочное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 320 с.
-
Сальников Ю.Н. Программирование. Базовый курс. - М.: Маркет ДС, 2011. - 336 с.
-
Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования: Учебник. - М.: Академия, 2012. - 400 с.
1
2
3