Рабочая программа 11 класса

Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; ·         приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оф...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа 11 класса











Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Тумботино



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО учителей Заместитель директора Директор МБОУ СОШ № 1

математики, информатики и по УВР МБОУ СОШ № 1 р.п. Тумботино

физики р.п. Тумботино ____________/К.В. Балакин/

__________/В.С. Клементьев/ ___________/Е.В. Гусева/ Приказ № ______

Протокол № _____ "____" _________ 2014 г.от "____"__________ 2014 г.

от "____" ___________ 2014г




Рабочая программа


ИНФОРМАТИКА И ИКТ


11 класс






Составитель:

учитель информатики

Чурин Руслан Сергеевич







2014 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Цельизучения информатики и ИКТ в 11 классе: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.

Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:

Образовательные:

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

  • приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • развитиеалгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Воспитательные:

воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией.

Сроки и этапы реализации рабочей программы.

Программа реализуется в течение одного учебного года. Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение информатики в 11 классе отводится 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа по информатике и ИКТ рассчитана на 32 учебных часа, согласно годовому учебному графику и расписанию уроков. На 3 часа сокращено время, отведенное на итоговое повторение и подготовку к ЕГЭ.

В программу внесены следующие изменения:На 3 часа сокращено итоговое повторение и подготовка к ЕГЭ.

Количество контрольных работ

п.п.

Раздел

Количество часов

В том числе контрольные работы

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

11

1

2

Моделирование и формализация

8

1

3

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

8

1

4

Информационное общество

3


5

Повторение. Подготовка к ЕГЭ

2


Учебно-методический комплект:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;


Формы организации учебного процесса

Основные формы организации учебного процесса - урок, практическая работа на компьютере.

Формы промежуточной и итоговой аттестации.

Контроль форсированности навыков происходит на каждом уроке при выполнении упражнений в тетради и на компьютере. Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов. Тесты предназначены для проверки знаний учащихся. Итоговая аттестация запланирована в виде теста.

Требования к подготовке учащихся 11 класса


В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Домашнее задание

Дата проведения


по плану

фактически

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов - 11 часов.

1

История развития вычислительной техники.

Практическая работа 1.1 «Виртуальные компьютерные музеи».

§ 1.1 (стр.10-19)

01.09

2

Архитектура персонального компьютера.

Практическая работа 1.2 «Сведения об архитектуре компьютера».

§ 1.2 (стр.19-25)

08.09

3


Операционные системы.

Практическая работа 1.3 «Сведения о логических разделах дисков».

§1.3 (стр.25-33)


15.09


4

Операционные системы.

Практическая работа 1.4 «Значки и ярлыки на Рабочем столе».

§ 1.3 (стр.33-41)

22.09

5

Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей

Практическая работа 1.5 «Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux».

§ 1.4 (стр.43-45)

29.09

6

Защита от несанкционированного доступа к информации. Биометрические системы защиты

Практическая работа 1.6 «Установка пакетов в операционной системе Linux».

§ 1.4 (стр.45-49)

06.10

7

Физическая защита данных на дисках.

Практическая работа 1.7 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи».

§ 1.5 (стр.49-51)

13.10

8

Защита от вредоносных программ.

Вредоносные и антивирусные программы

Практическая работа 1.8 «Защита от компьютерных вирусов».

§ 1.6 (стр. 51-56)

20.10

9

Защита от вредоносных программ.

Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и трояны

Практическая работа 1.9 «Защита от сетевых червей».

§ 1.6 (стр. 56-66)

27.10

10

Защита от вредоносных программ.

Троянские программы, хакерские утилиты и защита от них.

Практическая работа 1.10 «Защита от троянских программ».

Практическая работа 1.11 «Защита от хакерских атак».

§ 1.6 (стр. 66-76)

10.11

11

Контрольная работа № 1 по теме

«Компьютер как средство автоматизации информационных процессов».


17.11

Моделирование и формализация - 8 часов.

12

Моделирование как метод познания.

§ 2.1 (стр.80-82)

24.11

13

Системный подход в моделировании.

§ 2.2 (стр.82-84)

01.12

14

Формы представления моделей.

§ 2.3 (стр.84-86)

08.12

15

Формализация.

§ 2.4 (стр.86-88)

15.12

16

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

§ 2.5 (стр.88-89)

29.12

17

Исследование интерактивных компьютерных моделей: физических, астрономических, алгебраических, геометрических (планирование).

§ 2.6 (стр.89-95)

12.01

18

Исследование интерактивных компьютерных моделей: геометрических (стереометрия), химических, биологических.

§ 2.6 (стр.95-98)

19.01

19

Контрольная работа № 2

«Моделирование и формализация».


26.01

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). - 8 часов.

20

Табличные базы данных.

Практическая работа 3.1 «Создание табличной базы данных»

§ 3.1 (ст.101-104)

02.02

21

Система управления базами данных.

Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты.

§3.2 (стр.104-108)

09.02

22

Использование формы для просмотра и редактирование записей в табличной базе данных.

Практическая работа 3.2 «Создание формы в табличной базе данных».

§ 3.2 (стр.108-113)

16.02

23

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

Практическая работа 3.3 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов».

§ 3.2

(стр.117.119)

02.03


24

Сортировка записей в табличной базе данных.

Практическая работа 3.4 «Сортировка записей в табличной базе данных».

§ 3.2

(стр. 113-117)

16.03


25

Печать данных с помощью отчётов.

Практическая работа 3.5 «Создание отчёта в табличной базе данных».

§ 3.2

(стр.119-120)

06.04


26

Иерархическая модель данных.

Сетевая модель данных. Практическая работа 3.6 «Создание генеалогического дерева семьи».

§ 3.2

(стр.120-124)

13.04


27

Контрольная работа № 3 по теме

«Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)».


20.04


Информационное общество - 3 часа.

28

Право в Интернете.

§ 4.1

27.04


29

Этика в Интернете.

§ 4.2

04.05


30

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

§ 4.3

11.05


Повторение. Подготовка к ЕГЭ - 2 часа.




31

Повторение по темам «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» и «Моделирование и формализация».


18.05


32

Повторение по теме « Базы данных. СУБД»


25.05


Содержание программы учебного курса

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Операционная система Linux. Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.

Практические работы:

Виртуальные компьютерные музеи

Сведения об архитектуре компьютера

Сведения о логических разделах дисков

Значки и ярлыки на Рабочем столе

Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux

Установка пакетов в операционной системе Linux

Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи

Защита от компьютерных вирусов

Контроль знаний и умений: контрольная работа № 1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование).

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • назначение и функции операционных систем;

  • какая информация требует защиты;

  • виды угроз для числовой информации;

  • физические способы и программные средства защиты информации;

  • что такое криптография;

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.

уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;

  • соединять устройства ПК;

  • производить основные настройки БИОС;

  • работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.

Моделирование и формализация.

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия). Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.

Практические работы:

Исследование интерактивной физической модели.

Исследование интерактивной астрономической модели.

Исследование интерактивной алгебраической модели.

Исследование интерактивной геометрической модели (планиметрия).

Исследование интерактивной геометрической моделей (стереометрия).

Исследование интерактивной химической модели.

Исследование интерактивной биологической модели.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация» (тестирование).

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

  • что такое системный подход в науке и практике;

  • роль информационных процессов в системах;

  • определение модели;

  • что такое информационная модель;

  • этапы информационного моделирования на компьютере;

уметь:

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;

  • строить табличные модели по вербальному описанию системы.

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД).

Табличные базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.

Практические работы:

Создание табличной базы данных

Создание формы в табличной базе данных

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

Сортировка записей в табличной базе данных

Создание отчета в табличной базе данных

Создание генеалогического древа семьи

Контроль знаний и умений: контрольная работа №3 «База данных» (тестирование).

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности ( баз данных);

  • что такое база данных (БД);

  • какие модели данных используются в БД;

  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

  • определение и назначение СУБД;

  • основы организации многотабличной БД;

  • что такое схема БД;

  • что такое целостность данных;

  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.

уметь:

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных.

Информационное общество.

Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны знать:

  • в чем состоят основные черты информационного общества;

  • причины информационного кризиса и пути его преодоления;

  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;

  • основные законодательные акты в информационной сфере;

  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Учащиеся должны уметь:

• соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

Повторение. Подготовка к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ».

Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение».

Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».

Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера».

Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии».


Формы и средства контроля

Итоговая контрольная работа

1.Базовый протокол Интернета

A) HTTP; C) HTML; E) SMTP.

B) TCP/IP; D) POP3;

2. Для просмотра WorldWideWeb требуется:

А) знание IP - адресов;

В) текстовый редактор;

С) URL(универсальный указатель ресурсов);

D) специальная программа с графическим интерфейсом - браузер;

Е) только подключение к Интернету.

3. Браузеры (например, InternetExplorer) являются

А) серверами Интернета;

В) почтовыми программами;

С) средством создания Web - страниц;

D) средством просмотраWeb - страниц;

Е) средством ускорения работы коммуникационной сети.

4. Заданы имя почтового сервера (alfa-centavra), находящегося в России, и имя почтового ящика

(Alex).Определить электронный адрес:

А) [email protected]; C) alfa-centavra.Alex.Russia; E) [email protected].

B) [email protected]; D) Alex.alfa-centavra@ru;

5. Каждый отдельный документ, имеющий собственный адрес, называется

A) Web-страницей; C) Web-сервером; E) протоколом.

B) Web-сайтом; D) Web-браузером;

6. Среди утверждений

(1) Загружаемые -страницы помещаются в кэш-память и могут повторно просматриваться в

обратном или прямом порядке(команды «назад» и «вперёд»);

(2) Web- страница представляет собой текстовый файл, содержащий описание страницы на

языке HTTP;

(3) Домашняя страница-это Web-страница, с загрузки которой начинается работа браузера в ре-

жимеon-line

(4) Компьютер, подключённый к Интернет, обязательно имеет IP- адрес,

верными являются

A) 1, 2, 3; B) 1, 2, 3, 4; C) 1, 3, 4; D) 3; E) 2, 3, 4.

7. Во время следствия были обнаружены четыре обрывка бумаги и криминалисты установили, что

на них записаны фрагменты одного IP-адреса, которые условно обозначили буквами А, Б, В и Г.

Необходимо восстановить IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих

фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу.

238. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в по-

рядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции "ИЛИ" в запросе используется символ |, а для логической

операции "И" - &.

9. Доступ к файлу txt, находящемуся на сервере ftp.net, осуществляется по протоколу http. В

таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность

этих букв, кодирующую адрес указанного файла.

A .txt Б http В / Г :// Д .net Е www Ж ftp

10. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/c. Через данное соедине-

ние передают файл размером 750 Кбайт. Определите время передачи файла в секундах.

11. Базы данных - это:

А) организованная совокупность данных, хранящихся во внешней памяти;

В) программные средства, позволяющие организовывать информацию в виде таблицы;

С) программные средства, обрабатывающие табличные данные;

D) программные средства, осуществляющие поиск информации;

Е) информационные структуры, хранящиеся в оперативной памяти.

12. В реляционной БД информация организована в виде:

А) сети;

В) иерархической структуры;

С) файла;

D) дерева;

Е) прямоугольной таблицы.

13. Выберите неверное определение:

24 А) база данных - это организованная совокупность данных, хранящихся во внешней памяти;

В) отчёт - это печатный документ, соответствующий определённым правилам оформления;

С) условие отбора - это логическое выражение, которое должно быть истинным для отбираемых

записей БД;

D) запрос - это команда на определённый вид манипулирования данными;

Е) главный ключ - это поле (совокупность полей), значения которого повторяются в различных

записях.

14. Дана однотабличная база данных «Автомобилисты»:

Владелец Модель Номер Дата регистра-

ции

1 Левченко Н. Волга И537ИП-59 15.08.2001

2 Сидоров А. Москвич Ф131ФП-59 14.02.2000

3 Горохов И. Форд Б171БП-59 27.10.2000

4 Фёдоров К. Волга И138ИП-59 20.05.2001

5 Сидоров А. Жигули И321ИП-59 27.10.2000

Записи пронумерованы.

Отсортируйте таблицу в порядке возрастания по двум полям: Модель+Номер.

A) 1; 4; 2; 5; 3; C) 4; 1; 5; 2; 3; E) 2; 1; 5; 4; 3.

B) 3; 4; 5; 1; 2; D) 3; 5; 2; 4; 1;

15. На городской тур олимпиады по математике отбираются те учащиеся, кто набрал на районном

туре не менее 10 баллов или полностью решил одну из самых сложных задач №6 или №7. За пол-

ное решение задач 1-4 дается 2 балла, задач 5-6 - 3 балла, задачи 7 - 4 балла. Вот фрагмент табли-

цы результатов районного тура.

Сколько человек из этой таблицы прошли на городской тур?

A) 5 B) 6 C) 3 D) 4

16. Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений

от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F:

Какое выражение соответствует F?

A) ¬X /\ ¬Y /\ Z

B) ¬X \/ ¬Y \/ Z

C) X /\ Y /\ ¬Z

25D) X \/ ¬Y \/ ¬Z

17. Как называется модель, описывающая зависимость между количественными характеристиками

сложных систем?

А) математическая; C) регрессионная;

В) корреляционная; D) статистическая.

18. Как называется зависимость между величинами, каждая из которых подвергается неконтроли-

руемому полностью разбросу?

А) регрессионная; C) математическая;

В) статистическая; D) корреляционная.

19. Термин «информатизация общества» обозначает:

A) увеличение количества избыточной информации, циркулирующей в обществе;

B) увеличение роли средств массовой информации;

C) целенаправленное и эффективное использование информации во всех областях человеческой

деятельности, достигаемое за счет массового применения современных информационных и комму-

никационных

технологий;

D) массовое использование компьютеров;

E) введение изучения информатики во все учебные заведения страны.



Перечень учебно-методических средств обучения

Литература


  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2 - 11 классы» сост.: М.Н. Бородин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2012 год.

  4. chool-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  5. fcior.edu.ru - федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Оборудование и приборы

  1. Классная доска

  2. Компьютер или ноутбук

  3. Проектор

  4. Интерактивная доскаМодем

  5. Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

  7. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

  8. Интернет.

  9. ОС Windows или Linux.


© 2010-2022