Научно-методические основы создания виртуального объединения методической работы по информатике

 В настоящее время процесс обучения в образовательных учреждениях в условиях модернизации образования приобретает все более инновационный характер.           Должны измениться содержание и технологии школьного образования, условия образовательного процесса. Должен измениться и учитель как ключевая фигура в системе образования. В Казахстане  не первый год реализуется государственная программа информатизации образования - оснащение школ компьютерами, мультимедийными программами,  доступом в Инте...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно-методические основы создания виртуального объединения методической работы по информатике

В настоящее время процесс обучения в образовательных учреждениях в условиях модернизации образования приобретает все более инновационный характер.

Должны измениться содержание и технологии школьного образования, условия образовательного процесса. Должен измениться и учитель как ключевая фигура в системе образования.

В Казахстане не первый год реализуется государственная программа информатизации образования - оснащение школ компьютерами, мультимедийными программами, доступом в Интернет.

На сегодняшний момент можно констатировать факт того, что система образования переживает период активного обучения учителей работе как самим ИКТ, так и собственно работе в Интернет. В то же время, прошедшие годы убедительно доказали, что успешное разрешение многих проблем, встающих перед современным учителем и любым другим работником образования в деле использования Интернет-технологий в управлении и учебно-воспитательном процессе, возможно лишь при тесном взаимодействии с коллегами. При этом происходит информационный обмен "удачами" и "просчетами" в этой области, ежедневно возникающими в школе.

Единственный способ помочь активизации взаимодействия всех участников образовательного процесса - создание общего ресурса, способного объединить в масштабах страны в единое информационное поле учителей и учащихся в единой образовательной сетевой деятельности - "профессиональное виртуальное объединение".

Что такое профессиональное виртуальное объединение? Как создаётся виртуальное объединение? Каковы его цели? Что они дают учителю?

Итак, что такое профессиональное виртуальное объединение учителей.

Виртуальное педагогическое объединение учителей - это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию.

Цели сообщества:

- обмен педагогическим опытом;

-общение с коллегами различных регионов;

-повышение квалификации;

- получение новых знаний.

Задача виртуального объединения - организовать дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса. При создании необходимых условий все участники сетевого объединения будут выступать в роли партнеров. Совместная деятельность в сетевых объединениях призвана приучить учителей думать и действовать при помощи сети.

Такие объединения имеют определенное направление деятельности и конкретные задачи, такие как:

  • формирование личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде;

  • совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров различных уровней;

  • совершенствование системы учебно-методического обеспечения образования;

  • обеспечение широкому кругу заинтересованных лиц открытого доступа к информационным образовательным ресурсам и решению актуальных вопросов образования;

  • организация совместной деятельности педагогов в единой образовательной информационной среде, развитие портальных технологий формирования информационно-образовательного пространства;

  • организация сетевых исследовательских лабораторий по надпредметным образовательным технологиям (информационная культура, самоорганизация педагога) и отражение результатов их деятельности в электронных изданиях и интернет-версиях средств массовой информации.

В нашем городе в настоящее время успешно действуют виртуальное объединения всех школ города, единый информационный сайт ekbgoo.gov.kz/ . На страницах данного сайта учителя могут обмениваться своим наработками в разделе «Методическая копилка», организовывать дистанционное обучение для детей инвалидов, получающих обучение на дому, рассказывать о новостях школы. Так как данный сайт часто посещается учителями нашего города для учителей информатики был открыт раздел «Виртуальное объединение». В ней планируется размещать новшества по программе, по гос. стандарту, календарно-тематические, поурочные планирования. Так как преподавание предмета начинается с 5-6 классов, следовательно будут большие изменения в самой программе. Поэтому нам учителям информатики просто необходимо объединится виртуально, чтобы обмениваться постоянно своими наработками и идеями. Данный раздел, дает возможность учителям найти ответы на многие волнующие нас профессиональные вопросы, проявить свою активность и повысить свою профессиональную подготовку.

Целью создания виртуального объединения методической работы учителей информатики является:

• организация дистанционного взаимодействия учителей, начавших работать по новым стандартам;

• создание базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеурочной деятельности;

• оказание методической поддержки педагогов;

• презентация современного программного обеспечения, учебных и методических материалов;

• внедрение в образовательный процесс инновационных технологий.

Информатизация системы образования предъявляет сегодня к учителю новые требования к его профессиональной компетентности. Значительную роль в профессиональном развитии педагогов, по словам исследователей, могут играть виртуальные объединения. И основано это на том, что люди учатся лучше всего у своих коллег по работе, от наблюдателей или наставников, через другие неофициальные средства. Несмотря на то, что компьютерно-опосредованная коммуникация обладает недостатками по сравнению с личным общением, она имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Участие в виртуальных объединениях позволяет узнавать чужой опыт, сравнивать его с собственным и принимать участие в создании новых методов. Не только стимулирует профессиональный рост педагогов, но придает им уверенности в себе. Однако, по словам многих авторов, основное преимущество онлайн-коммуникации - возможность общения для людей из разных географических областей.

Создание виртуального объединения позволит принимать активное участие в форумах, делится своими впечатлениями, трудностями, проблемами и успехами, обмениваться опытом работы.

Виртуальное объединение учителей информатики - это база образовательных информационных ресурсов, это место профессионального общения, обмена опытом и повышения квалификации.

Как новая форма организации профессиональной деятельности в сети Интернет, сетевые виртуальные объединения позволяют учителям развивать свои творческие способности, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повысить свой профессиональный уровень. Внутри таких объединений педагогов-единомышленников создана плодородная почва для профессионального саморазвития учителя, для совместного, более объективного обсуждения и решения возникающих педагогических проблем. В виртуальном объединении можно получить оценку своих материалов и рекомендации по их улучшению. В виртуальном педагогическом объединении учителю предоставляется возможность самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность.

Внутри виртуального объединения должна быть создана плодородная почва для профессионального самосовершенствования и роста педагога, для совместного, а значит, более объективного, обсуждения и решения возникающих ежедневно педагогических проблем. Начинающие педагоги могут получить квалифицированную практическую помощь, а опытные педагоги - поделиться своими наработками, идеями и широко проявить себя в различных проектах и конкурсах, инициированных сообществом.

На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического объединения. Это в первую очередь пассивность, желание читать, получать информацию, но не публиковать свою. Зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это. Или же просто они не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем, возникает понимание того, что ничего нельзя изменить.

Еще одна проблема - занятость учителей и недостаточный уровень ИКТ-компетенции.

Призываю вас, дорогие коллеги, активнее участвовать в работе педагогических Интернет-объединений, ведь закрытый в рамках своей школы, своего региона, своей страны учитель достаточно быстро останавливается в своем профессиональном развитии. Формирование устойчивой среды профессионального общения является важнейшим элементом повышения квалификации педагога. Идеи профессионального сетевого взаимодействия учителей как средства личностного роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности, становления профессионализма педагога согласуются с идеями личностно-ориентированного подхода в образовании. Учителя могут найти рекомендации по возможной деятельности, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий. Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных виртуальных объединений имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Это и есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни.

Виртуальное объединений методической работы учителей информатики может служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

1) Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.

2) Толерантность. Нам важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа.

3) Критичность мышления. Коллективная деятельность педагогов, готовых критиковать и принимать критику, играет решающую роль при обсуждении проблем.

Итак, подводя итог своего выступления, можно выразить, общее мнение о роли виртуального объединения методической работы в системе повышения профессионального мастерства педагога: чем активнее каждый педагог будет работать в сети, чем быстрее он станет «сетевым учителем», тем дальше мы продвинемся по пути создания единого педагогического информационно-коммуникативного пространства. К разделу «Виртуальное объединение» могут присоединится учителя других предметов для обмена опытом и новшествами в педагогической деятельности.

Создадим условия внедрения лучшего из достижений и находок коллег в повседневность обучения и воспитания. Это и есть самая реальная точка роста модернизируемого общества на современном этапе.

















Литература

1.Образовательные стандарты для средней школы по информатике.

2.Примерная программа курса информатики средней школы.

3.Учебники для общеобразовательных учреждений:

    • Информатика. Учебник для 7 класса «Атамура» 2012 Алматы , под редакцией Н. Ермеков, Н. Стифутина

    • Информатика. Учебник для 8 класса. «Мектеп» 2012 Алматы , под редакцией Шевчук Е.В., Кольева Н.С.

    • Информатика. Учебник для 10 класса (ОГН). Астана «Арман-ПВ», 2010г, по редакцией Вьюшкова Е.А, Параскун Н.В.

    • Информатика. Учебник для 11 класса. «Жазушы», Алматы 2011, под редакцией Н. Ермеков, В.Криворучко.

© 2010-2022